116
117
118
ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ НОВЫЕ РОССИЙСКИЕ МОДЕЛИПраздник каждый месяцНовая модель – раз в несколько лет? Ритм советского автопрома – не для наших дней. В 2008-м новинки с конвейеров и стапелей посыплются едва ли не ежемесячно. В календари российских автозаводов заглянул Игорь Моржаретто.РУССКИЕ НЕ СДАЮТСЯ!АВТОВАЗ. Завод продолжает отстаивать свое место под солнцем. Недавно «Калина» получила современный мотор объемом 1,4 л; появились предсерийные «приоры» и «калины» версии «люкс» (с двумя подушками безопасности, ABS и кондиционером). В начале года расширяется гамма кузовов: в семействе «Калины» появится универсал, «Приоры» – хэтчбек. Наконец, летом АВТОВАЗ обещает запустить в серию «Ладу-Калина Спорт» с модернизированным 16-клапанным мотором (1,6 л, 125 л.с.) и новой трансмиссией. В 2008 году в опытно-промышленном производстве изготовят 2,5 тысячи таких автомобилей. Вообще же АВТОВАЗ планирует в будущем году увеличить объем производства на 5–7%. Рады ли этому потребители? ГАЗ. В марте, как обещают, на Горьковском автозаводе начнется серийное производство нового автомобиля «ГАЗСайбер» (Siber), построенного на базе «Крайслера-Себринг» (см. раздел «Техника»). По сравнению с «донором» у него более жесткая подвеска, увеличен дорожный просвет. Уже в базе автомобиль с двигателем объемом 2 литра (141 л.с.) неплохо оснащен: гидроусилитель руля, кондиционер, две подушки безопасности, ABS, электропривод сиденья води-ВАЗ-1117 («Калина»универсал) – эту новинку АВТОВАЗа мы ждали три года…Так будет выглядеть «Приора»хэтчбек (ВАЗ-2172).Серийный «ГАЗСайбер» обещают показать всего через три месяца.116 За рулем 01/2008 «КИА-Церато» – новая модель завода «ИжАвто».ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ, ПРОИЗВОДСТВО КОТОРЫХ В РОССИИ ПЛАНИРУЕТСЯ НАЧАТЬ В 2008 ГОДУПроизводитель Модель Объем в 2008 г.АВТОВАЗ, Тольятти ГАЗ, Н. Новгород СОК, Ижевск «Северсталь-Авто», Елабуга АВТОТОР, Калининград ТагАЗ, Таганрог«ФИАТ-Линия» начнут собирать на заводе «СеверстальАвто» в Елабуге уже летом.«Фольксваген», Калуга«Тойота», Санкт-Петербург «ДжиЭм», Санкт-Петербург«Лада-Приора» (ВАЗ-2172) «Лада-Калина» (ВАЗ-1117) «Лада-Калина Спорт» «ГАЗ-Сайбер» «КИА-Серато» «ФИАТ-Линия» «Чери-В14» «Хёндай-Элантра» «ТагАЗ-Тайгер» «ТагАЗ-Роуд Партнер» «Шкода-Октавия» «Фольксваген-Пассат» «Фольксваген-Джетта» «Шкода-Фабия» «Тойота-Кэмри» «Шевроле-Каптива» «Опель-Антара»81 000 36 000 2500 20 000 5000 10 000 20 000 н.д. 10 000 10 000 общий объем – до 66 000 20 000 н.д. н.д.«Чери-В14» скоро начнут собирать в Калининграде, причем по полному циклу.«ХёндайЭлантра» предыдущего поколения из Таганрога: в продаже – с марта.«Тойота-Кэмри» – лидер среди автомобилей бизнес-класса в России, будет выпускаться в СанктПетербурге.теля, аудиосистема, обогреваемые и складывающиеся зеркала с электроприводом и т.д. Стоимость, как обещают, от 450 тыс. руб. (18 тыс. долл.). «Сайберы» будут также выпускать с автоматической коробкой передач и двигателями объемом 2,4 и 2,7 литра. Группа компаний «СОК» еще осенью предложила своему партнеру «КИА-Моторс» расширить модельный ряд корейских автомобилей, которые собирают на заводе «ИжАвто». «Это вызвано тем, что на «ИжАвто» есть свободные мощности для организации дополнительного производства, имеется универсальное покрасочное оборудование… «ИжАвто» располагает всеми возможностями, чтобы добиться необходимой локализации при сборке любой модели КИА», – объяснил начальник управления по связям с общественностью группы «СОК» Дмитрий Румянцев. Речь шла о моделях «Церато», «Маджентис», «Карнавал», «Спортидж». И хотя официального ответа от корейских партнеров в СМИ не прозвучало, по некоторым данным, уже согласована модель, которая появится на конвейере в первой половине 2008 года. Это – «КИА-Церато». «Северсталь-Авто». В конце осени 2007 года на производственной площадке ОАО «Северсталь-Авто» в особой экономической зоне «Алабу-га» состоялся пилотный пуск конвейера для коммерческого «ФИАТ-Дукато». Старт серийного производства намечен на январь 2008 года. По планам, через два-три года завод выйдет на выпуск 75 тыс. малолитражных автомобилей в год. А рядом, в той же ОЭЗ «Алабуга» совсем скоро начнется строительство еще одного завода, где уже летом, по предварительным данным, будет организована сборка нового седана класса С – «ФИАТ-Линия». Проектная мощность завода – до 50 тыс. машин в год. Про комплектацию пока ничего не известно, но глава «СеверстальАвто» уже пообещал, что их новинка будет стоить у дилеров от 400 тыс. рублей. АВТОТОР. Несмотря на многочисленные претензии к калининградскому предприятию со стороны таможни и других производителей, там объявляют о серьезных планах на 2008-й. Методом крупноузловой сборки, кроме уже известных моделей БМВ, «Шевроле», «Кадиллак», «Хаммер», будут собирать новый «Шевроле-Тахо» и «Хаммер-Н2». Возможно, в перспективе – сборка первой и седьмой серии БМВ и вседорожника X5. Кроме того, в 2008 году на АВТОТОРе обещают запустить полноценную сборку (со сваркой и окраской) трех моделей. Речь идет о популярном «Шевроле-Лацетти» (план –За рулем 01/2008 117 ЭКОНОМИКАОБОЗРЕНИЕ НОВЫЕ РОССИЙСКИЕ МОДЕЛИ45 тыс. машин в год) и двух китайских моделях – уже известном у нас кроссовере «ЧериТигго» и новом мини-вэне «Чери-В14». ТагАЗ. В дополнение к трем моделям «Хёндай» («Акцент», «Соната», «Санта-Фе Классик» в марте ожидаем «Элантру» предыдущего поколения (ориентировочная стоимость – около 400 тыс. руб.). Кроме того, на новом производстве начался выпуск трех лицензионных моделей компании «Саньён» под собственным брендом ТагАЗ, о которых подробнее рассказано в этом же номере. дель американского концерна в течение года появится на конвейере СП «ДжиЭм-АВТОВАЗ» в Тольятти взамен «ШевролеВивы». Вероятно, ею станет «Опель-Корса». На заводе «Форд» во Всеволожске запускают новый «Фокус», а к концу года планируют освоить выпуск «Мондео». Правда, осенние забастовки, как признают руководители предприятия, могут заставить подкорректировать сроки и объемы.«ФольксвагенДжетта» и «Пассат» – теперь родом из Калуги.ТИХИЙ КИТАЙСКИЙ ПЛАННесмотря на многочисленные попытки, ни один из китайских производителей не подписал с российским правительством соглашения о промсборке и не получил никаких льгот. И все же ставить крест на «китайских проектах» никто не собирается; в стране на нескольких площадках уже выпускают легковые, грузовые автомобили, вседорожники и автобусы из Поднебесной. В будущем году к ним, видимо, прибавятся новые. Так, на заводе АМУР в городе Новоуральске Свердловской области продолжается сборка легковых автомобилей «ДжилиОтака» и вседорожников «Лендмарк». Ожидаются новые модели марки «Лифан» и на черкесском заводе «Дервейз». Российская корпорация «Ирито» ведет проект по крупноузловой сборке вседорожников «Грейт-Уолл» в подмосковной Гжели. А в ближайшее время, по некоторым сведениям, «Ирито» подпишет соглашение с еще одной китайской компанией – «Бриллианс» – о строительстве автозавода в России. Суммарные вложения в проект – свыше 1 млрд. долл.; мощность предприятия – более 100 тыс. машин в год. Выпуск некого автомобиля класса Сс двигателем объемом 1,6–1,8 л планируется начать нынче же, чтобы собрать (и продать) за год порядка 10 тыс. машин. Похоже, 2008 год для покупателей автомобилей может стать очень богатым и удачным. Так что – ждем новостей…ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ!Незадолго до нового года в России стартовали два знаковых проекта. 28 ноября под Калугой пущен завод «Фольксваген», где начата сборка сразу нескольких моделей: «ФольксвагенПассат», «Джетта» (пока крупноузловым методом сборки; комплекты доставляют из словацкого города Кошице) и «ШкодаОктавия» (машинокомплекты приходят из Чехии). В течение 2009 года линейка расширится, освоят полноценное производство – со сваркой и окраской (подробнее о проекте – в этом же номере). А в конце декабря в СанктПетербурге открыт завод компании «Тойота». Тут пока собирают одну модель – «Кэмри», но по полному циклу; возможно, в течение года к ней добавится еще одна модель. И «Дженерал Моторз» обещает в ноябре 2008 г. начать серийное производство автомобилей в Санкт-Петербурге. На площадке в пригороде Шушары планируется выпускать (по полному циклу) вседорожники «Шевроле-Каптива» и «ОпельАнтара». Пока же ведется их крупноузловая сборка в цехах, арендованных у завода «Арсенал». Новый завод, инвестиции в который оцениваются в 300 млн. долл., сможет строить до 70 тыс. автомобилей в год – понятно, что не только вседорожников. Возможно, еще одна мо-«ШевролеКаптиву» уже собирают в СанктПетербурге, но осенью производство переедет на полноценный завод.«Форд-Мондео» ожидаем с конвейера завода во Всеволожске.«Джили-Отака»: сделана на Урале.118 За рулем 01/2008