112
113
114
115
ЭКОНОМИКАЗАВОД «ФОЛЬКСВАГЕН» В КАЛУГЕПрофессор, д-р Мартин Винтеркорн.Родился 24 мая 1947 г. в Леонберге. С 1966 по 1973 год учился в Штуттгартском университете по специальности металлофизика. С 1973 по 1977 год был аспирантом в Институте Макса Планка по теме «Исследование металлов», где и защитил диссертацию в 1977-м. Профессиональную карьеру начал референтом на фирме «Бош», где с 1978 года руководил группой разработчиков компрессоров для кондиционеров. В 1981 году Винтеркорн перешел в концерн «Ауди» ассистентом Совета директоров по обеспечению качества. С 1995 года отвечал за менеджмент продукции, а с 2002 года стал Председателем Совета директоров «Ауди» и одновременно – членом Совета директоров головного концерна «Фольксваген». М. Винтеркорн – профессор технических университетов Будапешта, Дрездена и почетный профессор университета Шанхая, с которым «Фольксваген» поддерживает тесные научные контакты. С 1 января 2007 года г-н Винтеркорн – председатель совета директоров «Фольксваген» и наблюдательного совета «Ауди». Также он лично отвечает за направление «Развитие и исследования» в головном концерне.Стать лучшим работодателемМартин Винтеркорн, председатель правления «Фольксваген АГ», открывает первый российский завод концерна и беседует с главным редактором ЗР Петром Меньших.– Г-н Винтеркорн, калужский завод – первый, который вы открываете как глава «Фольксвагена». Что для вас лично значит это предприятие? – Калуга для меня означает то же самое, что и наши проекты в других странах. Мы пришли в Россию, границы раскрылись! Такое чувство меня посещало в Восточной Европе, когда мы запускали там заводы; именно это чувство сегодня ко мне вернулось.– Кто будет работать на калужском заводе? Какие модели планируете производить? Проходя по цеху, мы видели «Пассат», «Фабию», «Октавию»… – Сейчас мы приступаем к сборке SKD (из крупных узлов). А в 2009-м завод должен стать полноценным автомобильным производством. Будет штамповка, окраска, сборочный конвейер. Будут поставщики, которые привезут различные компоненты. Поэтому нам здесь, в этом регионе, требуются инженеры, рабочие высокой квалификации, которые прекрасно разбираются в технике, понимают автомобиль в целом. Нужны люди, которые знают не только как собрать тот или иной узел, но и почему нужно делать именно так. Например, в Венгрии у нас занято более 5000 работников. Мы являемся там лучшим работодателем на рынке и намереваемся стать таковыми в России! (В своей речи на церемонии открытия завода доктор Винтеркорн упомянул проект мюнхенского университета и МГТУ им. Баумана по созданию технического вуза и призвал реализовать его как можно скорее, пообещав поддержать калужский факультет – ред.) Вернусь к вопросу о моделях. Сейчас у нас есть «Фольксваген-Пассат», «Джетта», «Шкода-Фабия», «Октавия» (обе версии – новая и «Тур» – ред.). Когда завод выйдет на полную мощность, планируем производить здесь автомобиль, созданный специально для России. Возможно, им станет седан. Осенью 2007-го во Франкфурте был показан концепт Up! («Ап!») компактного класса. Не исключено, что его база, технологические решения послужат основой для будущего российского «Фольксвагена». В любом случае, ваш рынок, на котором в 2008 году может быть продано до 3 млн. автомобилей, призывает нас усиленно работать. – Я восхищен праздником, который вы организовали. Однако на «ресепшн» нас встречали сотрудницы из Германии: почему вы не доверили церемонию местному агентству? Боитесь, что русские не выдержат ваши высокие стандарты?112 За рулем 01/2008 Концепт-кар «Ап!», возможно, послужит основой для будущей российской модели «Фольксваген». Производство ее наладят по полному циклу – возможно, уже в следующем году.– Наши люди, которые уже имеют опыт организации подобных мероприятий на других заводах, работали здесь со своими российскими коллегами. Так что усилия приложили обе стороны. У нас есть определенный стандарт выхода марки на рынок, открытия производства – поэтому мы представили здесь завод так же, как в Европе, Америке – где угодно. Это, кстати, касается и качества автомобилей. Машины, произведенные здесь, будут такими же, что и сделанные в Вольфсбурге. – Компоненты – острый вопрос для любого производителя, учитывая необходимую локализацию производства. Вы могли бы назвать основных поставщиков? – У нас есть три крупных партнера, которые хотели бы участвовать в калужском проекте. Вопрос решит-ся в течение ближайших недель. К 2009–2010 году мы планируем 30–40-процентную локализацию. Рассматриваем и местных поставщиков, и глобальных, с которыми давно работаем. Наша цель – как можно более глубокая локализация. То есть не просто штамповать здесь пластиковую деталь, но изготавливать и сам пластик. Почему бы не использовать, например, сделанные в России стекла? Или вспененные материалы? Может быть, такой локализации придется добиваться несколько лет, как было в Чехии, Польше. Мы приходили и решали эти вопросы. Нам, повторю, нужны инженеры, которые в состоянии это сделать. – Мечтаете ли бросить вызов «Рено» и построить здесь, на этом предприятии, новый «всемирный» автомобиль? Такой, как «Логан»? – Мы думаем со временем производить в Калуге более доступные по цене «фольксвагены». Но у нас нет цели производить дешевые автомобили! – Вы объявили, что в ближайшее время от концерна можно ожидать 20 новых машин. Какая из новинок вам ближе? – Как пример назову концепт-кар «Спейс Ап! Блю». Это микровэн 3,75 мв длину с электродвигателем и  литий-ионными батареями, развивающий новую линию маленьких семейных автомобилей. Он насыщен высокими технологиями; поэтому яи сказал, что в России хотел бы плотно работать с университетами, наукой. У меня есть ощущение, что мы вместе сможем делать кое-что поинтереснее, чем сейчас делают японцы.Около трех часов пополудни 28 ноября 2007 года, приложив пальцы к сенсорному экрану, российский завод «ФольксвагенШкода» близ Калуги пустили в действие: вице-премьер правительства РФ Сергей Нарышкин; председатель правления «Шкода-Авто» Райнхард Юнг; губернатор Калужской области Анатолий Артамонов; председатель правления «Фольксваген АГ» Мартин Винтеркорн; полномочный представитель Президента России в Центральном федеральном округе Георгий Полтавченко; член правления «Фольксваген АГ» Йохим Хайцманн. За рулем 01/2008 113 ЭКОНОМИКАЗАВОД «ФОЛЬКСВАГЕН» В КАЛУГЕНа трех линиях подъемников и постов на кузова монтируют силовые агрегаты, ходовые части, проводят заправочные и контрольные операции. В день пуска завода здесь собирали «ФольксвагенПассат» и «Джетту», «Шкоду-Фабия», «Октавию» и «Октавию Тур». По существующей «отверточной» технологии можно, очевидно, собирать любую модель концерна.– Сколько будут стоить российские «фольксвагены» и «шкоды»? – Цены ориентировочно останутся на нынешнем уровне: ведь автомобили, которые мы здесь произведем, сыграют определенную роль в окупаемости инвестиций. Нам нужно извлечь прибыль, чтобы инвестировать дальше… и радовать наших клиентов. – Когда вас в следующий раз ждать в России? – Теперь буду приезжать чаще. Весной состоится пробный тест-драйв местной продукции. Я лично участвую в таких поездках – проверить, как настроены машины, насколько в них комфортно. – Неужели вы думаете только об автомобилях, когда едете сюда? – А о чем же еще я должен думать? Для других вещей у нас есть более молодые сотрудники! – Добро пожаловать в Россию!Три абзаца скептикаА н то нЧуйкинШестьдесят шесть тысяч машин уже в этом году? Ей-богу, подъемники, которые можно пересчитать по пальцам, заставляют усомниться. Заводы, работающие здесь уже давно, шли к таким объемам не один год, и то – при полном цикле производства. Начинают же обычно с 20–30 тысяч… Конечно, цех, что мы видели, можно расширить, но все же – чтобы выполнить годовой план, нужно каждый день при пятидневной рабочей неделе собирать по 250 машин! Без конвейера?! А ведь он обещан только в 2009-м. За прошлый год в России продано, вероятно, не более 60 тысяч «фольксвагенов» и «шкод» всех моделей (точной статистики за год пока нет; дан-114 За рулем 01/2008 ные за  10 месяцев 2007-го – 47,5 тыс.). Немалая доля – за «Поло», «Гольфом» и «Туарегом», которых пока в Калуге нет. Приплюсуем к ним 66 тысяч планируемых в 2008-м машин, учтем как положительный фактор рост рынка, как отрицательный – высокий курс евро и… И будет ли сбыт у недешевых машин?! Во время экскурсии по компактному (и пока единственному) цеху я приглядывался к действиям рабочих. Понимаю, конечно – первый день, если не час работы, толпа журналистов, высокое начальство. Но как-то не чувствуется ритма, который поможет выполнить столь высокий план… А ведь придется выпускать по машине каждые 4 минуты, работая в две смены. К трем скептическим абзацам добавлю один оптимистический и совсем короткий. Я буду чрезвычайно рад ошибиться!Заявленный план на 2008 год – 66 тыс. машин. В первом полугодии 2009-го намечен старт полноценного производства проектной мощностью 115 тыс. машин в год с возможным увеличением до 150 тыс. Здесь контролируют качество окраски и состояние кузовных деталей: в отражении ламп видны малейшие дефекты, которые машина могла получить при сборке. За рулем 01/2008 115