186
187
188
189
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ RENAULT LOGANФранцузская логикаКак утверждает реклама, «Рено-Логан» логичен во всем. Оценивая трудоемкость обслуживания, этот слоган проверял Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.Космополит, ставший для многих первой иномаркой, нередко пробуждает инициативу тех владельцев, которые сберегли инструмент, опыт и любознательность. Что в «Логане» под силу сделать самому, а куда лучше не лезть? гранника на корпусе округлые подштамповки. Не подойдет и цепной съемник, его рычаг упирается в коллектор, поэтому используем трехлапый, но осторожно, чтобы не повредить проводку генератора. Отмучившись раз, можно облегчить дальнейшую жизнь установкой фильтра, подходящего по граням к съемнику-чашке, например, «Бош» 045 110 3396 или «Чемпион» FR 103. В крайнем случае сгодится любой аналог с резьбой М20х1,5. Но лучше изготовить специальный инструмент, приварив, например, изнутри к съемнику-чашке большего диаметра три прутка-зацепа. При заправке стараемся масло не перелить, моторы серии К7 этого не любят.При повышенном уровне передний сальник сперва отпотевает, а позднее течет безо всякого стеснения. И если после удаления излишков течь не утихает, готовьтесь разбирать полмотора.ПОЙ, ГИТАРНАЯ СТРУНАЗамену сальника лучше доверить дилерам, чтобы избежать хлопот с натяжением ремней – их-то придется снимать неизбежно. Автоматический натяжитель есть только у поликлинового ремня на авто в  полной комплектации. В остальных случаях натяжение регулируют вручную, а проверяют, согласно технологии «Рено», специальным частотомером. Процесс сродни цирковому трюку: держа прибор в одной руке, а его датчик (с зазором над строго определенным участком) в другой, исполнителю надо незанятой частью тела сыграть на ремне, словно на гитарной струне, не забыв при этом снять показания. Для лю-СКОЛЬЗКИЙ ВОПРОСПри замене масла в двигателе бывает сложно отвернуть фильтр – его прокладка прилипает, словно приклеенная, а из-под горячего выпускного коллектора торчит лишь донышко – толком не ухватиться. Здесь в  самый раз съемник-чашка, но для родного «реновского» фильтра (деталь 82 000 33 408) он, увы, не годится – вместо много-186 За рулем 02/2008 дей с музыкальным слухом: частота колебаний ГРМ должна быть 144±10  Гц у моторов К7М и 165±10 Гц – у К7J, а поликлинового – 234±11 Гц. Впрочем, при некотором навыке можно обойтись и без диковинного приспособления – не привыкать! Силовой агрегат вывешиваем только за рым-планку, расположенную рядом с генератором. Как это лучше сделать, мы не раз описывали. Приподнимать мотор домкратом за хрупкий поддон себе дороже – неровен час, лопнет. Далее снимаем поликлиновой ремень, отворачиваем болт шкива, крепеж опоры двигателя, демонтируем крышки ремня – верхнюю алюминиевую и нижнюю пластиковую. Затем совмещаем метки на зубчатых шкивах, например, прокатывая авто на V передаче (желательно только вперед). Треугольная метка зубчатого шкива распредвала должна оказаться вверху – напротив прилива (или эмблемы «Дачии») на торце клапанной крышки двигателя, а коленчатого вала (в виде точки) – внизу, напротив риски на корпусе масляного насоса. На некоторых моторах последней метки может не быть, в этом случае намечаем ее краской или маркером. Затем отворачиваем гайку натяжного ролика, ослабляем натяжение ремня и снимаем его. При сборке пригодится «память рук» – без дилерского частотомера, описанного выше, натягиваем ремень ГРМ с прежним усилием. Гайку натяжного ролика окончательно затягиваем моментом 50 Н.м, а болт шкива – 30 Н.м, после чего доворачиваем его на 80°. На резьбу болтов верхней крышки перед установкой наносим по капле стопорящего герметика Loctite Frenetanch. Второй болт сверху слева (смотрим со стороны шкивов) проходит насквозь в масляную полость двигателя, поэтому часть его резьбы нелишне покрыть еще и силиконовым герметиком. Затягиваем крепеж М6, М8 и М10, соответственно, моментом 8, 22 и 44 Н.м и переходим к установке поликлинового ремня.мылим шкивы, не забыв потом обезжирить рабочие поверхности. В варианте с «гуляющим» генератором натягиваем ремень простым и привычным способом – как на отечественных авто, благо сам он в этом случае «долгоиграющий». Важно правильно сориентировать ремень на шкивах: ручьев на нем пять, а ответных может оказаться шесть. При этом, например, на шкиве насоса ГУР должен остаться незанятым наружный ручей, а если он, сверх того, заменяет и обводной ролик, то внутренний. Верный способ не ошибиться при любом варианте исполнения – хорошенько запомнить исходное положение. Если это невозможно (например, ремень порвался в клочья), то ставим новый в  зрительной плоскости по всем шкивам и – внимание ! – при малейших сомнениях показываем результат труда специалистам. За  все «ременные страсти» итоговую оценку приходится существенно снизить.ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позицииПериодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 15 120 15 60 (4) 60 (4) –* 90 (3) 90 (3)Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Свечи зажигания Ремень ГРМ и навесных агрегатов Регулировка зазоров в клапанном механизме Масло МКП, жидкость ГУР Охлаждающая жидкость двигателя Жидкость в приводах тормозов и сцепления* Только контроль уровня, замена по состоянию.СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Стоимость, руб.*РУЧНАЯ РАБОТАИное дело – регулировка зазоров в клапанном механизме: конструкция хоть и лишена гидрокомпенсаторов, но проста и хорошо знакома: винт на коромысле, законтренный гайкой (как на «москвичах-412»). Надобность определяется регламентом ТО или характерным цоканьем из-под капота, которое не услышит разве что фанат громкой музыки. Сначала снимаем корпус воздушного фильтра, отвернув четыре болта, затем клапанную крышку – еще восемь. Добраться до метки на шкиве распредвала сложно – надо снимать опору и верхнюю крышку ГРМ, поэтому вал ориентируем на глаз, чтобы коромысло проверяемого клапана смотрело в затылок соответствующего кулачка. При сборке ставим новую прокладку клапанной крышки (деталь 770 147 1719, стоит около 500 руб.), только не экономьте на дешевом «неоригинале» – потечет. Болты крышки заворачиваем на герметике Loctite Frenetanch в два приема: сначала моментом 2 Н.м, а затем – 10 Н.м.Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена охлаждающей жидкости двигателя Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремней ГРМ и навесных агрегатов Замена тормозных колодок передних Замена тормозных колодок задних Нормочас600 600 960 360 360 2520 720 1800 1200* Без «расходников», но с учетом 20% скидки на обслуживание «Логана» у некоторых дилеров.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙЗапчасть Стоимость, руб.Крыло переднее/ заднее Бампер передний/ задний Блок-фара/ задний фонарь Капот Фильтр масляный/воздушный/ топливный Свечи зажигания, комплект Ремень ГРМ с натяжным роликом Поликлиновой ремень Натяжитель поликлинового ремня Тормозные колодки передние/ задние1800/ 3200 5500/ 7300 2500/ 1200 7000 210/370/ 370 770 1400 470 2500 1800/ 3000РУЧЕЙ, ДА НИЧЕЙХуже всего, если ваша машина в самой бедной комплектации, где из навесных агрегатов – только генератор. В некоторых версиях он закреплен «наглухо», а  сам ремень при этом никак не регулируется, став одноразовым. При демонтаже спецы его просто разрезают, а при установке нового используют приспособление, которое деликатно заводит ремень на ручьи шкива. Мы же просто на-ГРЯЗНАЯ ТЕМАНа машинах без кондиционера по бокам радиатора двигателя нет щитков, и через эту брешь вся грязь с дороги легко попадает на генератор. По уверениям специалистов, поломок агрегата из-за этого не было, однако опыт эксплуатации других авто с похожей компоновкой говорит об обратном: за пять-шесть зимних сезо-нов обмотки сгнивают «в хлам». В качестве защиты нелишне установить перед генератором какой-нибудь экран, например, брызговик колеса или пластиковый щиток, но таким образом, чтобы тот не перекрывал охлаждающий поток полностью, а служил лишь лабиринтом для грязи. Придется запачкаться и при замене охлаждающей жидкости – краников не предусмотрено. Подыскав широкую емкость, подставляем ее с левой стороны по ходу движения авто – аккурат подЗа рулем 02/2008 187 РЕМОНТ И СЕРВИСМасляный фильтр показан в кружочке, заливная пробка МКП – зеленой стрелкой, а сливная – красной. Следите за левым внутренним пыльником ШРУС – при его повреждении КП теряет масло! На первый взгляд расположение удачное, но отвернуть фильтр мешает горячий коллектор. К тому же легко повредить проводку генератора, поэтому работаем предельно аккуратно. Поменять свечи проще некуда: сперва узкой жесткой кистью вычищаем из колодцев всю грязь, выдуваем ее остатки сжатым воздухом и только потом беремся за инструмент. Для замены воздушного фильтра освобождаем четыре защелки и выкручиваем пять саморезов. При сборке важно попасть последними «по резьбе», иначе после придется менять корпус.ТЕСТ-РЕМОНТ RENAULT LOGANВ более скромных комплектациях натягиваем ремень, слегка отпустив болт на прорези кронштейна ролика (стрелка) и перемещая его вниз, для чего в резьбовое отверстие (стрелка) ввертываем болт М8. …затем проверяем натяжение. Дилер использует частотомер, приблизив его датчик к середине нижней ветви (между шкивами двигателя и ГУР), но годится и «правило большого пальца» – прогиб должен быть 6 мм. Передние колодки поменять несложно. При замене пыльника цилиндра спиливаем острые заусенцы в стыке (он показан стрелкой) фиксирующего кольца.Для доступа к задним колодкам снимаем барабан со ступицей (одна деталь), отвернув центральную гайку. Резьбу храповика в механизме подвода колодок (кружок) очищаем от продуктов износа и слегка смазываем. Для замены ламп задние фонари надо снимать: отворачиваем из багажника две пластиковые гайки, выводим фонарь из «глазницы» и отсоединяем колодку, нажав на ней усик-фиксатор.Если натяжитель автоматический, подаем его за болт ролика по часовой стрелке, вставляем в отверстия (показаны стрелками) чеку и свободно снимаем ремень.188 За рулем 02/2008 ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операцииЗамена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня ГРМ Замена поликлинового ремня Замена ОЖ двигателя Замена масла КП Замена передних тормозных колодок Замена задних колодок и регулировка «ручника» Замена салонного фильтра Замена ламп в фарах Замена ламп в задних фонарях + – + – + – + – + – + – + – + – + – + –Описание операцииДоступ к фильтру из-под капота Сложно отвернуть фильтр – мало места для хвата, велик шанс обжечься об коллектор Хороший доступ Много крепежа Легкосъемное крепление наконечников штуцеров выносного фильтра На последних авто есть только сетка на насосе, чтобы снять его, нужен спецключ Отличный доступ Колодцы не прикрыты от грязи, которая может осыпаться в цилиндры Конструкция проверена временем Сложный демонтаж (надо вывешивать силовой агрегат) и акустическая настройка натяжения Есть автомат натяжителя на авто с ГУР и кондиционером Сложность акустической настройки натяжения в некоторых комплектациях, велик шанс установить ремень не в свои ручьи Плюсов не нашлось Нет краников, отчего поток сливается широким фронтом. Немалая часть жидкости остается в системе Регламентом ТО замена не предусмотрена Пластиковую заливную (контрольную) пробку нетрудно повредить Простота конструкции Надо придерживать при отворачивании направляющий палец Колодки к барабану подводятся автоматически Одноразовая гайка ступицы, большой момент затяжки – нужна прочная головка с длинным воротком Фильтра нет даже на авто с кондиционером Не нужно снимать фары и соседние детали Ограничен доступ Продуманная конструкция уплотнения Надо снимать фонариИтоговая оценка3,5 3,5 3** 4,5 2,5 3** 3,5 54 3,5+ – + –4,5 4,5*По 5-балльной шкале в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена «на четыре» (ЗР, 2008, № 1). **Средний балл за несколько вариантов исполнения.радиатор. Далее снимаем с него нижний шланг, сжав усики на хомуте, и сливаем жидкость. Напоминаем: этиленгликоль ядовит! Немалая часть его остается в системе, поэтому нелишне промыть ее хоть раз свежим антифризом. Кстати, в техцентрах для откачки остатков используют специальную установку, поэтому без нужды не тратятся на дополнительную промывку. Хотя с остальными работами серьезных проблем не возникло, общее впечатление о ремонтопригодности «Логана», увы, не улучшилось. Эта машина явно рассчитана на фирменный сервис. Утешает лишь то, что цены на запчасти и  ремонт у специалистов вполне приемлемы. Благодарим компанию «АВТОМИР» за помощь в организации съемок.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙУход за недорогой иномаркой в сравнении с российским авто:8% значительно сложнее 19% намного дороже 73% то же самое, только реже«Рено-Логан» выпускают с 2004 года в румынском Питешти (под маркой «Дачия»), а с 2005 года – в Москве на предприятии «Автофрамос». Кузова: седан и универсал (только румынский). Двигатели: бензиновые 1,4 и 1,6 л, 75 и 90 л.с. Коробка передач: 5-ступенчатая механическая. Комплектации: Authentique, Expression и Privilege. Цена, соответственно, от 271 400, 284 900 и 355 900 рублей.На правах рекламы