194
195
196
РЕМОНТ И СЕРВИСДИАГНОСТИКА АВТОМАТИЧЕСКИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧОборотная сторона комфортаЖАвтоматическая коробка передач проста в управлении, но сложна и недешева в ремонте. Как правильно определить болезнь и не «залечить» агрегат, рассказывает Геннадий Емелькин.елающих то и дело дергать за рычаг и выжимать сцепление все меньше, особенно, в дорожных пробках. Многие предпочитают доверить эти заботы автоматике и ездить с комфортом, меньше отвлекаясь на выбор передачи и сосредоточившись на дорожной обстановке. Парк таких автомобилей быстро растет. Пока машина на гарантии, ремонт и обслуживание АКП – забота дилера. Но вероятность отказа агрегата по окончании срока гарантии меньше не становится, а ремонт у официальных дилеров дорог. Изделие сложное, его диагностика и ремонт многим сервисам не по плечу – тогда дело сводится к замене неисправной АКП. Конечно, это устроит немногих. Но есть альтернатива – обратиться в специализированный сервисный центр. Если мотор работает, а машина стоит – еще не факт, что виновата коробка. Добропорядочный механик еще при общении с клиентом по телефону уточняет детали, чтобы зря не гонять человека на неисправном автомобиле. Например, сломался один из ШРУСов: автомобиль не едет, но коробка исправна!1Основные жалобы «профильных» клиентов – вялый разгон, рывки при переключении передач, невключение одной или нескольких передач, хаотичный их перебор, трансмиссионные шумы и т.д. Как правило, диагностика АКП начинается с проверки уровня масла – несоответствие может быть причиной ряда неисправностей. Процедура описана в инструкции по эксплуатации автомобиля. Методика одинакова почти для всех марок. При работающем двигателе и нажатой педали тормоза поочередно включаем селектором все режимы и удерживаем в каждом несколько секунд, чтобы масло растеклось по всем каналам АКП. Затем возвращаем рычаг в положение «стоянка» (Р) либо «нейтраль» (N), в зависимости от марки автомобиля. Вынимаем масляный щуп АКП. На нем есть метки max и min. Если меток четыре, то нижние – для холодного масла, верхние – для горячего. Уровень должен соответствовать температуре. Если нужно, доливаем масло. Впрочем, в методике контроля бывают исключения: например, в АКП «Хонды» масло проверяют при остановленном двигателе. Не на всех автомобилях есть щупы – мож4но обнаружить контрольное отверстие в трубке, закрытое пробкой с фиксатором. Здесь нужен «сервисный» щуп, которого у хозяина нет – придется ехать на СТО. На современных «Пежо», БМВ, «Ауди» и некоторых других для проверки масла есть контрольная пробка, завернутая в поддон, так что без смотровой ямы либо подъемника не обойтись. Если потеков масла при внешнем осмотре незаметно, это не повод вообще о нем забыть. Что, если уровень ниже нормы? Увы, «мастера» некоторых СТО тоже полагаются на авось. Отдавая автомобиль на обслуживание, напомните механику о проверке масла – да так, чтобы ее внесли в перечень выполненных работ. Это не только коробке на пользу. Если она, не дай бог, откажет из-за нехватки масла, сервису будет сложнее переложить вину на клиента. В некоторых АКП из-за особенностей компоновки силового агрегата главная передача не цилиндрическая, а коническая гипоидная. Она расположена в одном корпусе с фрикционами, но имеет отдельный картер и смазывается гипоидным трансмиссионным маслом. Поэтому на таких АКП две «масляных» пробки.Не ошибитесь при заправке – масла несовместимы! Сердце коробки – насос. От пуска двигателя до остановки он постоянно перекачивает масло, которое по многочисленным каналам растекается по системе. Если масла недостаточно, в насос попадет воздух. А он, в отличие от жидкости, сжимается – давление падает, переключение передач задерживается, усилие на фрикционах растет медленно, они долго пробуксовывают и от этого изнашиваются. При низком уровне масла шумит насос, нередко слышны и другие посторонние звуки. Короче, осматривать АКП нужно регулярно. Лишнее масло тоже не на пользу – оно перегревается, окисляется, вспенивается, возможна утечка через сапун. Излишки можно откачать любым шприцем с достаточно длинной силиконовой трубкой. Следующий этап – оценка состояния масла по цвету и запаху. Нормальное – текучее, нелипкое, темно-коричневого или темно-красного цвета. Механические примеси, помутнение, запах гари – тревожные звоночки! Пахнет паленым неспроста – подгорели фрикционы. Тому причиной могут быть нарушения условий эксплуатации автомобиля, неисправно-5 32 Детали гидротрансформатора: насосное 1и турбинное 2 колеса, реактор с муфтой свободного хода 3, и нажимной диск 4, корпус 5. Главный узел шестеренчатого масляного насоса. Конструкция вполне традиционная. Клапаны (с каналами) для регулирования давления и распределения потоков масла объединены в одну коробку. Впечатляющий лабиринт!194 За рулем 02/2008 Наклейка на поддоне напоминает: масло залито на весь срок службы агрегата. Но при 120–150 тыс. км пробега масло лучше заменить!В составе большинства АКП есть планетарные передачи, обеспечивающие необходимые режимы работы.Сердце АКП – масляный насос. Перед вами лопастной вариант.сти двигателя либо самой АКП. Механические примеси – следствие износа, разрушения механизмов. А мутным масло становится от попавшей в него охлаждающей жидкости. Дело в том, что для охлаждения масла предусмотрен радиатор, который на некоторых авто встроен в радиатор охлаждения двигателя. Рискованное соседство! Антифриз – враг фрикционов: они размягчаются, набухают, безвозвратно теряя свойства. Если автомобиль эксплуатируется в тяжелых условиях, а это, помимо прочего, и «спортивная» езда с резкими разгонами, то температура масла часто приближается к предельным значениям – и оно обесцвечивается. Важно вовремя это заметить и заменить свежим, вместе с масляным фильтром. Особое внимание поддону! Изделие нежное, зачастую находится ниже поддона двигателя – деформировать его легко, а это может создать помехи для закачки масла насосом. Последний заявит о них громким шумом. Если автомобиль ударился днищем и поя-вился посторонний звук – проверьте поддон. Скорее всего, его ремонта не избежать. На этом первичная диагностика завершена. Когда уровень и качество масла в норме, а коробка работает с перебоями, в работу вступают серьезные специалисты. Опытному диагносту порой достаточно одной пробной поездки, чтобы наметить пути устранения неисправности. Современные АКП оснащены электронными блоками управления с самодиагностикой, и все ошибки, связанные с неисправностями коробки, записываются в память. Для их считывания необходим сканер. Он же позволяет в режиме реального времени контролировать параметры АКП, так что в пробную поездку лучше отправиться вдвоем. Один подбирает режимы работы автомобиля, второй контролирует параметры по дисплею сканера. Наиболее полная информация из блока управления АКП доступна дилерским сканерам, что естественно: «официалы» не хотят упускать выгоду, от-давая клиентов на сторону. Если ЭБУ оснащен передовой системой самодиагностики, дело упрощается. Информация лишней не бывает, а дополнительные коэффициенты адаптации исполнительных механизмов облегчают поиск неисправности. Диагност должен хорошо представлять, как работают АКП, знать их характерные особенности и болячки. Но для современного автомата этого уже мало. Нужно разбираться ив системе управления двигателем, ведь он связан с АКП – и его неисправность может повлиять на совместную работу агрегатов. Например, давление масла в контуре, который сжимает фрикционы, на ряде автомобилей зависит от параметра «нагрузка на двигатель», а он может быть занижен из-за неисправности датчика массового расхода воздуха. В результате – давление ниже нормы, фрикционы буксуют и сгорают. Если диагност не выявит этот дефект, коробку можно ремонтировать бесконечно. Но даже современная электроника не всесильна.Нередко, проверяя память контроллера, диагност не находит ошибок, а с АКП не все в порядке. Здесь важна квалификация: какое решение примет специалист? Конструкторы постоянно совершенствуют АКП, меняя алгоритм работы, добавляя все новые датчики и исполнительные механизмы. Любой сбой в этой цепочке заставляет бывалого мастера помучиться. Не всегда документация по ремонту поспевает за конструкторскими новинками – механикам приходится самим разбираться в гидравлических хитросплетениях. А здесь возможны неожиданности. Порой полезные датчики оказывают специалистам медвежью услугу. Так, коробки концерна PSA получили датчик давления масла, которое можно проконтролировать с помощью сканера. От проверки манометром, подсоединяемым к контрольному отверстию, резонно отказались. Но появилась другая головная боль! Контроллер чутко следит за давлением и даже при небольшом снижеНа правах рекламыЗа рулем 02/2008 195 ДИАГНОСТИКА АВТОМАТИЧЕСКИЕ КОРОБКИ ПЕРЕДАЧНа правах рекламыДля меньшего проскальзывания и лучшего охлаждения фрикционных накладок на них сделаны канавки.нии поднимает панику, зажигая контрольную лампу. Между тем, в начале движения на холодном двигателе с небольшой постоянной скоростью это возможно: при блокировании гидротрансформатора давление слегка падает. Когда двигатель прогреется, повторить эффект в сервисе не удается. Более того, он проявляется не на всех однотипных автомобилях. Если механик с проблемой не знаком, ему не позавидуешь. Дефект устраняется заменой электромагнитных клапанов. Иногда электроника подкидывает более сложные задачки. Черепашья скорость движения в городе плюс многочисленные пробки не только раздражают водителя, но и сказываются на электронной начинке АКП. Она перегревается и начинает ошибаться, заставляя механизм переключения беспорядочно переходить сI передачи на II и наоборот. Как только автомобиль вырывается из плена, дефект исчезает. Иногда хозяину не нравится и работа исправной АКП. Причина в том, что алгоритм управления рассчитан на среднестатистического водителя – он не может удовлетворить всех! Так, «спортивная» езда с чередующимися разгонами и резкими торможениями провоцирует нелогичные переключения, сопровождаемые толчками, клевками, рывками. Надо менять манеру вождения. Или автомобиль.Крутящий момент от двигателя к АКП передается через гидротрансформатор. В случае поломки муфты свободного хода реактора процессы перетекания масла с насосного колеса на турбинное нарушаются, крутящий момент, передаваемый на АКП, падает и автомобиль разгоняется медленно. Износ упорного подшипника, если селектор АКП находится в положениях D, R, 1, 2, 3, сопровождается повышенным шумом. Исключения – P и N. А такой износ подшипников, когда лопатки насосного колеса начинают цепляться за лопатки турбинного, просто недопустим – они загибаются. При ремонте АКП гидротрансформатор принято вскрывать для дефектовки. Для этого его устанавливают на токарный станок – и корпус по сварочному шву разрезают пополам. Сборка трансформатора – прерогатива высококвалифицированного механика! В  частности, нужно с ювелирной точностью отрегулировать зазоры подшипников ив завершение работы правильно сварить половины корпуса. В противном случае очередной ремонт не за горами. Итак, если правильно обращаться с автоматом, а неисправности устранять вовремя, и за рулем будет комфортно, и семейный бюджет сбережете! Благодарим фирму «ТРАНСМАТИК» за помощь в подготовке материала.