212
213
214
215
216
218
220
222
224
225
ТЕХНИКААВТОМОБИЛИ СШАДень независимости212 За рулем 03/2008 НДетройтское автомобильное шоу NAIAS – не только подиум для модных направлений дизайна. Куда интереснее отследить рождение новых технологий и докопаться до причин их появления, как поступил Михаил Гзовский. Фото: Константин Якубов.аша страна прошла за последние 20 лет огромный путь: от удивления при виде любого иностранного автомобиля до доминирования иномарок над отечественными моделями и колоссального роста автопарка. В США продажи иностранных моделей тоже растут. В 2007 году впервые за всю историю Большой Тройки – «Дженерал моторс», «Форд» и «Крайслер» – на ее долю пришлось чуть меньше половины рынка. А ведь 50 лет назад одна «Дженерал моторс» владела 50% автомобильного «пирога» Америки. Причина ураганного спроса на автомобили в России и кризиса заокеанских производителей одна и та же – нефть. Для России – основная статья дохода. Америка же предпочитает нефть импортировать, а потому крайне чувствительна к росту цен на нее. Во времена создания многолитровых моделей (а такие у американских компаний и сейчас в большинстве) никто не смог бы поверить, что цены на топливо вырастут до нынешних 100 долларов за баррель. Большая мощная машина теперь многим не по карману, не действуют даже колоссальные скидки дилеров. Большая Тройка ищет спасения в срочной разработке моделей экономичных, но вместе с тем привычных для Америки: комфортабельных, просторных, мощных и… доступных. Несмотря на то, что Джи-Эм активно экспериментирует с гибридами и топливными элементами, эти технологии, по мнению фирмы, не смогут соперничать с бензиновыми еще как минимум 10 лет. Поэтому на первый план выходят разработки машин, способных усваивать несколько видов топлива. Глава Джи-Эм Рик Вэгонир уверен, что если в 2012 году все авто концерна с двигателями flex-fuel будут сжигать лишь этанол, это позволит сократить потребность страны в нефти на 18%. Если бы все сводилось к созданию двигателей нового типа! Сегодня в США этанолом Е85 торгуют всего 1400 заправочных станций из 170 тыс. Переломить ситуацию «Дженерал моторс» намерена, поддерживая разработчиков альтернативного топлива. Один из них – фирма «Коската» (Coskata) – осваивает технологию получения дешевого этанола (менее 1 доллара за галлон – втрое дешевле бензина!) из древесной стружки, травы и даже бытового мусора. К концу 2008-го фирма намерена открыть минизавод на 40 000 галлонов в год. А к 2010 году вступит в строй полномасштабное производство – в 2500 раз мощнее!За рулем 03/2008 213 ТЕХНИКААВТОМОБИЛИ СШАОдин из культовых пикапов Америки «Додж-Рэм» прибыл на премьеру по улицам Детройта в сопровождении 120 буйволов под присмотром десятка ковбоев из Оклахомы. Аналогии очевидны:этот «Рэм» массивнее, чем когда бы то ни было. Но экономические соображения коснулись и его: коэффициент лобового сопротивления уменьшили до 0,42 (у предшественника Сх=0,46).Знаменитый 8-цилиндровый мотор Hemi объемом 5,7 л развивает 380 л.с. вместо 345 л.с., но расход топлива урезан на 5% – заслуга модернизированных систем отключения цилиндровMDS и механизма смещения фаз газораспределения. Кроме того, подняли степень сжатия, применили двухступенчатый впускной тракт и выпускной с меньшим сопротивлением.214 За рулем 03/2008 Конкуренты из «Крайслера» сосредоточены на водороде, дизеле и электричестве. Эти направления на мотор-шоу олицетворяли концептуальные «КрайслерэкоВояджер», «Джип-Ренегейд» и «ДоджЗЕО». «Концепт-кары отражают наш взгляд на то, каким покупатели увидят автомобиль 5–10-летнего будущего», – заявил Лу Родз, президент созданного «Крайслером» в прошлом году подразделения ENVI. Оно специализируется на электротяге и других перспективных технологиях. А пока ENVI выбирает самый перспективный путь, «Крайслер» ставит на конвейер гибриды. До конца 2008 года в продаже появятся «Додж-Дюранго» и «Крайлер-Аспен». Третий крупный игрок компания «Форд» находится в несколько лучшем финансовом положении, нежели конкуренты, и намерена покончить с убытками к 2009 году. «Форд» рвется на передовую мировой борьбы за снижение выброса СО2», – говорит вицепрезидент по маркетингу Джим Ферли. «Мы будем использовать новые 6-ступенчатыетрансмиссии, гибридные технологии, увеличим долю дизелей и постараемся снизить массу автомобилей». В течение следующих 5 лет компания выйдет на ежегодный объем 500 000 двигателей типа EcoBoost. Эти 4и 6-цилиндровые моторы с непосредственным впрыском бензина и турбонаддувом по показателям мощности и крутящего момента сравнимы с двигателями большего литража – при лучшей экономичности. Система EcoBoost дебютирует в этом году на «Линкольне-MKS» и «Форде-Флекс». Как видите, на заградительные пошлины в Америке не уповают, хотя импорт составляет около четверти всех продаж. В стране есть заводы «Тойоты» и «Хонды», КИА и «Хёндай», «Мерседес-Бенц» и БМВ, которые в основном производят модели, разработанные в Америке и специально для нее. В свете последних событий на нефтяном фронте США все чаще поглядывают на популярные в Европе дизели. Такие модификации активно продвигают «Мерседес-Бенц» и БМВ. Глава американского подразделения«Фольксваген» Штефан Якоби тоже уверен, что «американский потребитель готов к чистым дизелям», поэтому фирма нынче предложит «Джетту» с новым турбодизелем. Можем ли мы в России извлечь для себя урок из происходящего за океаном? Озабоченность Америки зависимостью от импортной нефти вылилась в строки энергетического билля, подписанного президентом Бушем. В нем говорится о необходимости производить 36 млрд. галлонов этанола к 2022 году. Если так же серьезно подойти к российскому автомобилестроению, наша страна наверняка сможет наладить за сопоставимый временной отрезок выпуск иностранных автомобилей по полному циклу – включая производство большинства комплектующих. Ведь пока мы закупаем высокотехнологичные (и не только) узлы за границей, сохраняется зависимость от внешних факторов, будь то колебания курсов валют или внешнеполитическая ситуация. А зависимость – отнюдь не благо…Несмотря на однокоренное название, «КрайслерэкоВояджер» не имеет с известным мини-вэном ничего общего. Это – шикарный четырехместный концепт-кар с дверями, распахивающимися на угол 90°. Машина длиной 4,85 м оснащена 200-киловаттным электромотором, блоком литий-ионных батарей и топливными элементами, спрятанными под полом. «ЭкоВояджер» разгоняется до 100 км/ч менее чем за 8си проезжает на одной заправке почти 500 км, выбрасывая в атмосферу лишь водяные пары. На электричестве «экоВояджер» преодолевает до 60 км в городском цикле.В концептуальном «КадиллакеПровоук» – пятое поколение топливных элементов. Силовая установка вдвое компактнее предыдущей и питается от литий-ионных батарей. Одной зарядки водородом «Кадиллаку» достаточно для преодоления 500 км. Прототип оснащен «электронными» тормозами, а солнечные батареи в крыше вырабатывают электричество для аудиосистемы и освещения салона. «Дженерал моторс» не планирует выпуск этой машины, но похожую внешне можно ожидать.За рулем 03/2008 215 ТЕХНИКААВТОМОБИЛИ СШАДебют «Форда-F150», бестселлера американского рынка на протяжении 31 года, прошел куда более шумно, чем премьера «Доджа-Рэм» – под грохот пиротехники. Пикап полегчал на полсотни килограммов благодаря применению высокопрочных сталей. Впервые все моторы в гамме – 8-цилиндровые. 5,4-литровый серии «Тритон» способен работать на этаноле Е85. У остальных двигателей некоторой экономии топлива сулили достичь, понизив обороты холостого хода. К 2010 году F150 получит дизель и турбомоторы EcoBoost.По мнению шеф-дизайнера «Крайслера» Тревора Крида, «Додж-ЗЕО» – новый взгляд на мощные компактные машины, традиционно называемые American Muscle (американский мускул). Имя машины произошло от Zero Emissions Operation (работа с нулевым выхлопом). ЗЕО – электромобиль с тем же, что у «экоВояджера», 200киловаттным мотором и блоком батарей, рассчитанных на 400 км езды. Разгоняется «ДоджЗЕО» бойко: до 100 км/ч за 6 с. «Крайслер» утверждает, что при нынешних ценах на электроэнергию ЗЕО съедает всего 3 цента за милю пробега, что эквивалентно бензиновому авто с расходом лишь 1,81 л/100 км. Дело за «малым» – довести цену серийной модели до конкурентоспособной.«Джип» остается верным вседорожным традициям, даже если речь идет о таком чудном лягушонке, как «Ренегейд». Полноприводный полностью алюминиевый прототип длиной 3,9 м оборудован электромоторами для каждой оси и способен проехать на одной зарядке 60 км с весьма «ветреной» скоростью 144 км/ч. Если километраж больше, в работу включается малолитражный дизель BlueTec, который восполняет емкость батарей, увеличивая пробег до 600 км. При таком раскладе «Джип» потреблял бы в пересчете на бензин 2,14 л/100.216 За рулем 03/2008 ТЕХНИКААВТОМОБИЛИ СШАИллюстрацией стратегии внедрения турбомоторов нового образца у «Форда» служит прототип «Эксплорер Америка». По сравнению с серийным «Эксплорером», у которого под капотом бензиновый V6, выставочный образец на 30% экономичнее. «Форд» также анонсировал 2-литровый двигатель мощностью 275 л.с. и крутящим моментом 380 Н.м. А еще прототип намекает на отход от тяжеловесного шасси в направлении легковой платформы.Еще один рецепт выживания при топливном кризитсе – культивирование компактных моделей. По мнению компании «Форд», сегмент компактных авто в США расширится к 2012 году на четверть, а продажи достигнут 3,4 миллиона автомобилей в год. «Форд-Верв», который можно ожидать в салонах дилеров к 2010-му, станет первым «глобальным» автомобилем концерна, над которым совместно трудятся инженеры Европы и США.Малоизвестная калифорнийская компания Fisker Automotive неожиданно выстрелила спортивным гибридом «Карма». По ее мнению, этот сегмент вскоре приобретет такую популярность, что позволит ей выпускать до 15 000 «карм» в год и продавать их по цене от 80 тыс. долларов. Силовой агрегат изготовлен фирмой «Квантум текнолоджис», выполняющей в том числе заказы «Дженерал моторс» и военной промышленности. Как и «Джип-Ренегейд», «Карма» относится к гибридам типа plug-in – заряжаемых от сети. 2-литровый бензиновый мотор работает на зарядку батарей после пробега в 80 км, до этого машина едет исключительно на электричестве. Заднеприводная модель с кузовом, «натянутым» на пространственную раму, весьма близка к серийному производству. Ездовой потенциал «Кармы» внушает уважение: за 6с до 100 км/ ч, максимальная скорость – 200 км/ч.218 За рулем 03/2008 ТЕХНИКА«Мы открыто заявляем о намерении расширять модельный ряд, – так прокомментировал появление «Хаммера-HХ» генеральный менеджер Мартин Уолш. – В модели HХ мы видим почти готового к серии конкурента «Джипу-Рэнглер». К 2010 году машина должна выкатиться за ворота завода, приводимая двигателем типа flexfuel. Прототип же оснащен 3,6-литровой «шестеркой», поглощающей этанол Е85. Этот мотор должен вскоре появиться под капотами старших «хаммеров».АВТОМОБИЛИ США«Линкольн-МКТ» – типично американский взгляд на люксовый автомобиль ближайшего будущего. Тех, кто придумал светодиодную приборную панель, вдохновляли кристаллы «Сваровски». А эталоном красоты кузова послужили «линкольны» 1950-х. МКТ вкатился на подиум, урча 3,5литровой «шестеркой» EcoBoost с двумя агрегатами турбонаддува и непосредственным впрыском бензина GTDI. Мощность мотора 415 л.с., крутящий момент 542 Н.м.Одна из наиболее приземленных моделей выставки не становится от этого менее значимой. Первый заднеприводный «Хёндай» по имени «Генезис» – проба фирмы в люкс-классе. Закономерно, что внешне и убранством салона он копирует небезызвестные немецкие марки. Технические параллели тоже имеются: например, контроллер на центральной консоли, управляющий второстепенными функциями авто. Покупателям предлагают два 6-цилиндровых и 8-цилиндровый двигатель мощностью 264, 298 и 368 л.с. в сочетании с японским автоматом «Айсин». Но главный козырь, конечно, – цена. Как обещают, базовая версия будет стоить в США менее 30 000 долларов.220 За рулем 03/2008 ТЕХНИКААВТОМОБИЛИ США«Ниссан» подготовил концепт-кар «Форум», который иллюстрирует грядущую революцию в области семейных авто. Передние места подчеркивают спортивность футуристическими приборами. Кресла второго ряда вращаются вокруг собственной оси и позволяют общаться с пассажирами третьей «шеренги». За детьми присматривают камеры системы Around View Monitor. Приводит мини-вэн в движение новейший дизель: в сочетании с вариатором он весьма экономичен.Четырехдверное псевдокупе «ФольксвагенПассат СС» заполнит нишу между седанами «Пассат» и «Фаэтон». Для Америки предусмотрели более скромную комплектацию – маркетологи хотят «уместить» базовую цену в 30 000 долларов. Но только не в ущерб мощности! Минимум – 200сильный 2-литровый турбомотор, тогда как в Европе базовым станет 1,8-литровый 160-сильный. В качестве опции – новейший 7-ступенчатый автомат Direct Shift. Зато наиболее мощный двигатель, 3,6-литровый V6, будет развивать в европейской версии на 20 л.с. больше, чем 280сильный американский. «Хонда», продавшая в США в прошлом году 1,4 млн. авто, к весне выпустит новое поколение «Пилота», способного взять на борт восьмерых. «Паркетник» стал просторнее, доступ на третий ряд сидений проще. Японцы тоже озабочены экономией топлива, поэтому разработали систему «переменного объема» двигателя Variable Cylinder Management. V-образная «шестерка» сама отключает два или три цилиндра в зависимости от нагрузки. Ранее фирма внедрила более простую систему, имеющую лишь 3-цилиндровый режим.222 За рулем 03/2008 АВТОМОБИЛИ СШАНа правах рекламы«СААБ-9-4Х BioPower» создан на единой платформе с «СатурномВью» и «Понтиаком-Торрент». Двухлитровый двигатель с турбонаддувом способен работать на метаноле и развивает на смеси Е85 296 л.с. против 241 бензиновых «лошадей». Под днищем полноприводная трансмиссия XWD, напоминающая хондовскую SH-AWD и последнюю версиюxDrive от БМВ. Она способна перебросить момент не только от оси к оси, но и от одного заднего колеса к другому. Салон 9-4Х скроен при содействии известного производителя спортивного снаряжения «Саломон»: водонепроницаемые материалы и подогреваемый бокс для сушки ботинок очень понравятся горнолыжникам.«Тойота-Венза», по словам разработчиков, призвана «объединить стиль, комфорт, управляемость седана и практичность вседорожника». Длина «Вензы» 4,8 м, дорожный просвет достигает 200 мм. От других «паркетников» машину отличает низкая линия крыши, придающая ейлегковой облик. «Венза» разработана в техническом центре «Тойоты» в Мичигане, оборудована передним или полным приводом, 2,7- и 3,5-литровыми бензиновыми двигателями и 6-ступенчатым автоматом. В продаже появится в ближайшие недели. «Тойота» отреагировала на изменение конъюнктуры рынка концептуальным четырехместным пикапом A-BAT. Машина гораздо компактнее потихоньку сдающих позиции «Тундры» и «Такомы». Меньший габарит и несущий кузов позволят придать управляемости A-BAT легковой оттенок. Двигатель, по уверению «Тойоты», отличает «великолепная экономичность». Неудивительно, ведь это одна из самых совершенных в мире гибридных силовых установок Hybrid Synergy Drive.Концептуальное трехдверное вседорожное купе «ЛендРовер LRX» – первое детище Герри Мак-Говерна на посту главного дизайнера «ЛендРовера». По его словам, серийная машина, которая появится в ближайшие три года, будет минимально отличаться от выставочного образца. Автомобиль длиной 4,3 м станет самым компактным в семье и, по уверению Мак-Говерна, не растеряет вседорожных качеств. Напоминающий замшу материал отделки салона – продукт переработки пластиковых бутылок. В машине применены поликарбонатные пластики, которые легче традиционных на 40%, что должно способствовать лучшей экономичности даже при использовании моторов от нынешних моделей.На правах рекламы