204
205
МАСТЕРСКАЯ УТЕЧКИНа правах рекламыПро хомуты и пробкиКуда уходит из «Калины» охлаждающая жидкость, разбирался Борис Ездаков.о опыту знаю, что уже при первом ТО на новых машинах ВАЗа, помимо перечисленных в сервисной книжке операций, надо подтянуть хомуты на шлангах системы охлаждения двигателя. В руководстве по обслуживанию «Калины» такие работы предусмотрены только для второго ТО – при пробеге 14 500–15 500 км. А в разделе «Контрольно-осмотровые работы» есть любопытное уточнение: «…работы по устранению неисправностей выполняются за дополнительную плату». Чтобы не зависеть от запоздалого регламента, нам понадобятся длинная крестовая отвертка (жало не менее 250 мм) и накидной ключ «на 8». Пригодится и фонарик. У «Калины» под капотом тесно. И все же доступ к большинству узлов не слишком сложен – только не ленись. Правда, чтобы как следует подтянуть хомуты шлангов радиатора печки и дроссельного узла, лучше воспользоваться эстакадой или ямой – снизу дотянуться проще. А вот верхний патрубок радиатора способен огорчить многих – хомут спрятан под корпусом воздушного фильтра, а по закону подлости течет чаще там, куда сложно подобраться! Трудно даже определить, не капает ли из-под этого хомута, а просто подтянуть его не каждый сможет: расположен он не всегда удачно, порой винт никак не зацепишь. Поэтому не поленитесь, если потребуется снять корпус воздушного фильтра и привести патрубок с хомутом в полный порядок. Разверните его так, чтобы к его винту в дальнейшем можно было подобраться длинной отверткой. А теперь – о другой стороне вопроса. Почему у одних моторы кипят, а у других порой лопаются расширительные бачки? В августовском номере за 2004 год описан один из способов проверки пробки расширительного бачка. Жизнь заставила вернуться к теме. Устроена пробка нехитро, но это не оправдывает легкомысленного отношения к ней изготовителей! Пробку нового образца нетрудно разобрать и проверить состояние большой пружины – она задает порог срабатывания клапана. Он должен открываться при 1,1–1,2 кгс/см2. Если он держит более 1,6  кгс/см2, возможны проблемы (в том числе и трещины бачка). Если же пружина просто сломалась из-за коррозии, мотор можно «запарить» в два счета – избыточного давления в системе в этом случае нет, жидкость вскипит. Попали ко мне две пробки от разных производителей. Вынул пружины и удивился: они тоже, мягко говоря, разные… – взгляните на снимок! В рабочем состоянии пружина пробки сжата до 19 мм, вот яи сделал приспособление для ее проверки из старой свечи – длина ее резьбовой части задает этот размер. Спилив резьбу на наждаке, получил «направляющую» нужного диаметра и длины. Центральный электрод удалил, боковой согнул крючком – теперь за него можно зацепить динамометр.ПЧтобы подтянуть винт хомута, не снимая корпус воздушного фильтра, понадобятся длинная (не менее 250 мм) крестовая отвертка и фонарик для подсветки. Нет отвертки – купите, она не раз пригодится. Если отвертки под рукой нет, отключим электроразъемы ДМРВ и клапана адсорбера и снимем крышку воздушного фильтра вместе с ДМРВ. Теперь, отогнув язычок кронштейна от задней стенки корпуса фильтра, отсоединяем клапан адсорбера. Снимаем корпус фильтра.Сжимаем подопытную пружину до длины 19 мм. Динамометром контролируем необходимую для этого силу. Приспособление из старой свечи. Длина резьбовой части соответствует длине пружины, установленной в пробку. Центральный электрод удален, боковой согнут крючком.Корпус фильтра вместе с воздухоприемником снят. Для этого отвернуты два болта и гайка М6 их крепления к рамке радиатора. В отличие от «десятки», передние резиновые опоры не трогаем, а заднюю вынуть легко – в кронштейне есть разрез. Подтянем хомут! Пружины одного назначения, взяты из пробок расширительных бачков от разных производителей. Та, что короче, в несколько раз мягче. Но какой из двух доверять? Ни той ни другой!Технологическая пробка-заглушка расширительного бачка сделана из негодной. Лишние детали – рядом.Результаты замеров огорошили! Для сжатия до 19 мм короткой пружины хватило 0,6 кгс. А длинной – понадобилось аж 2,5. Измерив соответствующие значения порога срабатывания клапанов, получил 0,4 и 1,7 кгс/см2 соответственно. С первым машина наверняка закипит, со вторым, того гляди, лопнет расширительный бачок. Что делать? Первую пробку – выкинуть. Впрочем, если ловкость рук и материал витков позволят, пружину можно растянуть. В моем случае так удалось получить силу сжатия около 1,6 кгс. Это почти норма. А ход клапана в пробке невелик,так что вряд ли пружина тут же сядет. Со второй пробкой поступил иначе: постепенно откусывая витки, снизил усилие до требуемого. Напоследок еще один совет. Начинающие часто побаиваются самостоятельно менять датчик температуры – опасаются потери жидкости. А всего-то нужно перекрыть доступ воздуха в расширительный бачок (хотя бы скотчем заклеить!) – тогда из резьбового гнезда вытекут лишь капли. У меня припасена для этого случая удобная пробка-заглушка, сделанная из негодной пробки бачка.На правах рекламы