270
271
272
БЕЗОПАСНОСТЬКРЭШ-ТЕСТ – BYD F3Результат на лицеОчередной крэш-тест китайской модели принес интересные результаты. Свидетелем запланированного ДТП стал Максим Сачков. Фото: Александр Кульнев.Разговоров о безопасности китайских автомобилей много. Большинство независимых крэш-тестов, проведенных у нас и за рубежом, подтверждают: водителю и пассажирам, попавшим в серьезное происшествие, легким испугом не отделаться. А потому инициативу компании «Ирито», официального дистрибьютора нескольких китайских марок, – разбить BYD-F3 перед десятками фотокамер, иначе как смелой не назову. Итак, автомобиль на исходной, обратный отсчет запущен. В Китае уже проводили заводские крэш-тесты, на которых F3 показал вполне достойные результаты. А что скажут эксперты лаборатории безопасности Дмитровского автополигона? Получить здесь показательные звезды китайцу не удастся – их присуждают по сумме очков за два удара – в лоб и бок. Удар! Смяв податливое препятствие, машина отскакивает и замирает. Куски бампера разлетаются, а из-под капота поднимается дым: при столкновении клеммы аккумулятора замкнули на кузов. Так и до270 За рулем 03/2008 пожара недалеко! Однако помимо этого, серьезных претензий к «китайцу» на первый взгляд нет. Ремни удержали водителя и пассажира, обе фронтальные подушки раскрылись, оградив седоков от контакта с рулем и панелью приборов. Деформация передних стоек незначительна, на левом пороге небольшая вмятина, но водительская дверь открывается без дополнительных усилий – значит, силовая структура практически не пострадала. А что с людьми? Манекены утверждают, что живы, но совсем сухими из воды выйти не удалось. Например, защита головы у водителя и пассажира недостаточная – об этом говорит показатель HIC (определяет вероятности травмы головы). К счастью, до предельного показателя далеко, да и суммарное ускорение в течение 3 мсВодительская дверь открывается без дополнительных усилий – силовая «клетка», защищающая людей, практически не пострадала.РЕЗУЛЬТАТЫ ФРОНТАЛЬНОГО УДАРА BYD-F3 ПО МЕТОДИКЕ EURONCAPЧасти тела Параметры измерений Максимальное ускорение, g HIC Изгибающий момент, Н.м Сжатие грудной клетки, мм Сжатие левого бедра, кН Сдвиг левого колена, мм Сжатие правого бедра, кН Сдвиг правого колена, мм Сжатие левой голени, кН Левый верхний TI голени Левый нижний TI голени Сжатие правой голени, кН Правый верхний TI голени Правый нижний TI голени Горизонтальное смещение педалей, мм Граница зеленой зоны 120 650 42 22 3,8 6 3,8 62 0,4 0,4 2 0,4 0,4 100 Граница красной зоны 120 1000 57 50 9,07 15 9,07 15 8 1,3 1,3 8 1,3 1,3 200 Данные теста водитель/ пассажир 70/66,5 785/806 8,5/10,0 37/37 0,8/0,6 2/7 2,0/1,1 2/1 1,1/1,0 0,36/0,00 0,71/0,00 3,6/2,0 0,56/0,00 0,4/0,0 125/– Набранные очки водитель/ пассажир 4,0/4,0 2,5/2,2 4,0/4,0 1,9/1,9 4,0/4,0 4,0/3,7 4,0/4,0 4,0/4,0 4,0/4,0 4,0/4,0 2,6/4,0 2,9/4,0 3,3/4,0 4,04,0 3,0/– 3,0 10,2 2,9 2,4 2,4 4,0 Наихудшая сумма очков ИтогГолова2,22,2Шея Грудная клетка Бедра, колени4,0 1,9 3,7 1,9 3,7 хорошо удовлетворительно неудовлетворительно слабо плохоГолени, ступниОбщий баллКАК ПРАВЯТ БАЛЛВ числе основных испытаний по методике EuroNCAP – фронтальный и боковой удары (ЗР, 2005, №6). По результатам двух крэштестов модели получают баллы, которые для наглядности пересчитывают в звезды. Методика начисления основана на оценкеповреждений каждой из частей тела манекена, например, при фронтальном ударе – головы и шеи, грудной клетки, бедер и коленей, голеней и ступней. Состояние каждой из этих четырех зон оценивают баллами: 4 – хорошо, 0 – плохо. Для наглядности пострадавшие части тела на схеме ма-некена выделяют разными цветами. Баллы за фронтальный и боковой удары складывают, кроме того, можно заработать дополнительные очки, например, за так называемый столбовой удар. По итоговой сумме присуждают звезды: свыше 33 очков – 5 звезд; 25-32 – 4; 17-24 – 3 и т.д.За рулем 03/2008 271 КРЭШ-ТЕСТ – BYD F3На правах рекламыРЕЗУЛЬТАТЫ ИСПЫТАНИЙ НЕКОТОРЫХ МОДЕЛЕЙ ПО МЕТОДИКЕ EURONCAPМодель «Шевроле-Авео» «Хёндай-Акцент» «Дэу-Ланос» «Дачия-Логан 1,4» «Ауди-А3» «Хёндай-i30» «Фольксваген-Гольф» «КИА-Сид» «Ситроен-С4» «Вольво-С30» «Тойота-Королла» «Форд-Фокус» «Ниссан-Кэшкай» Год 2006 1998 1998 2005 2003 2007 2006 2007 2004 2007 2007 2004 2007 Системы безопасности 2Ф, 2Б, 2З 1Ф 1Ф 2Ф 2Ф, 2Б, 2З 2Ф, 2Б, 2З 2Ф, 2Б, 2З 2Ф, 2Б, 2З 2Ф, 2Б, 2З 2Ф, 2Б, 2З 2Ф, 2Б, 2З, К 2Ф, 2Б, 2З 2Ф, 2Б, 2З Очки за фронтальный удар 3468 12 12 13 13 15 15 15 16 16 Общая оценкаПримечание: Ф – фронтальные подушки; Б – боковые подушки; З – «занавески»; К – подушка для защиты колена.О том, что сместился педальный узел, говорят вывернутые ступни манекена-водителя. Тестовый автомобиль BYD-F3 (VIN LGXC16DG870237692) в комплектации GL-i с фронтальными подушками безопасности водителя и переднего пассажира.Сместившееся «железо» и агрегаты прижали аккумулятор клеммами к задней стенке моторного отсека. При настоящей аварии от такой искры может возгореться пламя.составило 69 и 63,7 g соответственно, при критических 88 g. Специалисты лаборатории предположили: причина в материале ремня, вытягивающемся при ударе, либо в плохой его фиксации в инерционной катушке. Кстати, поэтому же F3 получил и довольно низкую оценку за защиту грудной клетки. Зато рулевая колонка практически не двинулась: перемещение в продольном направлении составило всего 21 мм, а по вертикали – 9 мм. Конечности водителя пострадали от сместившегося на 76 мм вверх и 125 мм назад педального узла. Кстати, из-за этого балл за безопасность левых голеней и ступней снизили с 2,6 до 2,4. Но судя по показателям, до переломов дело не дойдет. Пассажир на правом сиденье и вовсе отделался небольшим синяком, несильно стукнувшись коленями о приборную панель. Причем правое безболезненно спружинило о мягкую крышку вещевого ящика. Левому, правда, повезло чуть меньше – при ударе угодило в жесткий край центральной консоли. В рейтингах EuroNCAP модель F3 по результатам фронтального удара (10 баллов) стоит выше некоторых автомобилей, продающихся на нашем рынке. Но утверждать, что BYD безопаснее конкурентов, было бы не совсем корректно. Ведь при боковом ударе, необходимом для получения звезд, «китаец» может растерять преимущество. Как бы то ни было, российский крэш-тест свидетельствует: продукция из Поднебесной (по крайней мере, ее часть) становится все ближе к представлению о современном автомобиле. Не только качеством материалов и сборки, ходовыми свойствами и эргономикой, но и безопасностью. Конечно, BYD-F3 далеко не эталон, но, по крайней мере, неплохой пример для земляков и некоторых недорогих моделей других стран.