160
ЭКОНОМИКАНАШИ СОСЕДИ КАЗАХСТАНЗавод, честно говоря, оставляет двойственное впечатление. С одной стороны, чистые цеха, современное оборудование, все работники в фирменной спецодежде. С другой – удивляет соседство: по конвейеру ползут вперемешку наши «лады» – «4х4» и «девяносто девятая», а рядом, в том же цехе, на подъемниках собирают «шкоды» и «шевроле». – Это временная схема, – объясняет президент компании «Азия-Авто» Ержан Мандиев. – И пока мы собираем чуть больше 1000 автомобилей в месяц, справляемся, нареканий по качеству от компанийпартнеров (АВТОВАЗ, «Дженерал моторс», «Фольксваген Груп») нет. Строим новые цеха сварки и окраски, планируем запустить производство полного цикла через 2–3 года и выпускать уже 35 тыс. автомобилей в год. Кстати, недавно прозвучало сенсационное заявление руководителей российского завода АВТОТОР. Они давно собирались построить в Калининграде полноценный завод вместе с китайской компанией «Чери», но, вполне возможно, новое предприятие появится в другой стране – в Казахстане. Здесь, по мнению главы АВТОТОРа Владимира Щербакова, уважают иностранные инвестиции, особенно в машиностроение. Так что со временем мы вполне можем увидеть на российских улицах иномарки из Казахстана…Азия и автоНЗа 16 лет после распада Союза Казахстан сумел совершить настоящий рывок в экономике. Не так давно в стране появилась новая отрасль – автопром и новый журнал – «Казахстан ЗА РУЛЕМ». У наших соседей побывал Игорь Моржаретто.селения, появляются выгодные кредитные схемы. Очевидно, скоро правительство по примеру России ограничит ввоз подержанных автомобилей. К этому уже готовы дилеры: в столицах и практически во всех областных городах открылись современные центры по продаже новых автомобилей. В Астане и Алма-Ате их уже десятки, в других городах, как правило, есть дилерский центр АВТОВАЗа, где заодно продают несколько иномарок. Самые популярные – «Тойота», «Шкода», «Шевроле». По поводу первой все понятно: в стране, где эксплуатируется огромное количество подержанных «японок», высшим шиком считается ездить на новой леворульной «Тойоте» (как иу нас на Дальнем Востоке). А вот две другие марки выбирают потому, что они… сделаны в Казахстане.а улицах крупных казахских городов сегодня, как ив России, представлен весь мировой автопром (хотя в большинстве, естественно, автомобили ВАЗ). Ежегодно парк прирастает на 300 тыс. единиц, из которых новых – только 15%, остальные 85% предприимчивые казахстанцы везут из стран Азии и США. Но в последнее время ситуация стала меняться: растут доходы на-Гордость президента Нурсултана Назарбаева – сборочный завод «Азия-Авто» в УстьКаменогорске. Пять лет назад в «несостоявшемся» цехе завода горного оборудования начали сборку нашей «Нивы» (по новой терминологии – «Лада 4х4»). Долго не могли выйти на заявленную мощность: АВТОВАЗ не поставлял нужное количество машинокомплектов. Поэтому параллельно со строительством современных цехов начали искать других партнеров. Вот уже два года в УстьКаменогорске собирают две модели «Шкоды» («Октавия-Тур» и «Суперб»), а в июне 2007-го начали крупноузловое производство «Шевроле-Каптива», «Лацетти», «Эпики».ЖУРНАЛ «КАЗАХСТАН ЗА РУЛЕМ»Это совместный российскоказахстанский проект; большая, оригинальная часть журнала посвящена автомобильной жизни южного соседа. Первый номер выходит в апреле 2008 года тиражом 20 тыс. экземпляров.Казахский «Лацетти» № 1.160 За рулем 04/2008