212
213
214
215
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ CHEVROLET LANOSФамильные черты«Шевроле-Ланос» собирают на бывшем заводе «Коммунар», где когда-то делали неприхотливые и простенькие в обслуживании «запорожцы». Отразилась ли на «Ланосе» наследственность, проверил Игорь Козлов.«Ланоса» много общего с «Нексией», о которой мы уже рассказывали в этой рубрике (ЗР, 2007, № 4), но некоторые отличия в обслуживании все же имеются. На них остановимся подробнее, а схожие операции рассмотрим для закрепления пройденного материала.ТЕКУЩИЙ ВОПРОС С заменой масла в двигателе проблем не возникнет. Фильтр доступен даже изпод капота, однако если операция совпала с другими работами, которые можно проделать только снизу, то лучше, не рискуя обжечься о выпускную систему, снять защиту моторного отсека и отвернуть фильтр из ямы – так удобнее. Прокладку сливной пробки меняем, заметив, что она уже обмята. Из позиции «снизу» меняем и масло в коробке. Раньше считалось, что оно рассчитано на весь срок службы агрегата, однако некоторые дилеры все же рекомендуют залить свежее по212 За рулем 05/2008Усле 60  тыс. км, мотивируя это тяжелыми условиями эксплуатации. Впрочем, официальным регламентом ТО такая работа не предусмотрена, поэтому действуем по обстановке. Если масло чистое, «едем дальше», ну а коли в нем накопилось много «блесток» (забор пробы – через заливное отверстие) – меняем. Сливной пробки у агрегата нет, поэтому снимаем нижнюю крышку, отвернув десять болтов, а чтобы поток не хлынул на землю, загодя готовим широкую посудину. При сборке удаляем стружку с крышки и не забываем поставить новую прокладку! Для замены охлаждающей жидкости отворачиваем сливную пробку на левом бачке радиатора. Немного жижи остается в блоке, но краника в нем нет. Поэтому если слитая жидкость имеет ржавый цвет и неприятный тухлый запах, ее остатки лучше удалить, сняв, например, патрубок в районе помпы. Впрочем, хорошим решением это не назовешь: сложно ловить хаотичный поток. Хотя жид-кость меняем через 40  тыс.  км, ее придется сливать и на 60-й тысяче при замене ГРМ. Ведь помпу лучше поменять, до последующей замены ремня она, как правило, не доживает.ЗУБ НА ЗУБ Трудоемкость замены ремня ГРМ во многом зависит от комплектации авто. Хуже, если есть гидроусилитель, насос которого расположен меж ветвей ремня. Но снимать его пока не спешим; сперва удаляем пластиковую защиту правой боковины моторного отсека (два болта, две гайки) и отворачиваем самый трудный болт – шкива двигателя, что порой непросто. При включенной передаче и нажатом тормозе сцепление зачастую предательски буксует. Лучше не испытывать узел на прочность, а отвернуть злополучный болт ударным гайковертом в ближайшем шиномонтаже. Только учтите – его надо затянуть вновь, иначе мотор разберется еще до того, как вернетесь к месту ремонта! CHEVROLET LANOSДебютировал в 1997 году под маркой «Дэу», а 2003 года выпуск модели освоили в Запорожье. Кузов седан. Двигатель бензиновый, 1,5 л, 86 л.с. КоробКа переДач 5-ступенчатая механическая. «Ланос» также собирают в Польше (1,5 и 1,6 л) на предприятии «Дэу-ФСО» и во Вьетнаме (1,4 л) на филиале GM-DAT под Ханоем. На российский рынок официально поставляют только авто с Украины. КомплеКтации S, SE, SX, цена 247 600–294 000 рублей.го доворотом помпы и только тогда окончательно затягиваем болты ее крепления. В довершение сборки не забываем прокачать ГУР: вывешиваем передок авто, заливаем жидкость в бачок и при работающем двигателе с десяток раз поворачиваем руль до упора вправо-влево. Признаки полного удаления воздуха – легкое вращение без подкусываний и хлюпанья, а также стабильный уровень в бачке.ПРОЩЕ НЕКУДА Заменить воздушный фильтр или, например, свечи зажигания сможет и начинающий автолюбитель. Ставить на место высоковольтные провода не спешим: прежде проверим омметром их сопротивление. Нередко причины перебоев на повышенных нагрузках именно здесь – обгорают жилы у наконечников, при этом показания прибора будут близки к бесконечности. Меняем «оборванцев» комплектом (они так и продаются). Перепутать их при установке сложно – маркировка цилиндров есть не только на них, но и на выводах модуля зажигания, что удобно. Без проблем меняем и топливный фильтр. На «Ланосе» он обосновался под капотом, а штуцеры снабжены легкосъемным креплением. Правда, ресурс элемента невелик – всего 10 тыс. км, поэтому некоторые автолюбители в глубинке ставят «бочонок» большего объема, благо места достаточно. Такие конструкции имеют право на жизнь, только при переделке крепления под шланги с червячными хомутами важно обеспечить хороший запас прочности: например, установить по паре хомутов. Ведь это соединение находится под постоянным давлением, и если вдруг крепление не сдюжит, тут и до пожара недалеко – раскаленная труба выпуска совсем рядом! Но без топлива можно оказаться и по другой причине. СИМ-СИМ, ОТКРОЙСЯ! Стоит от души дернуть ручку открывания лючка бензобака, как норовит слететь оболочка с троса замка. Случись такое на заправке, да еще при пустом бензобаке – хоть плачь. Не дожидаясь этого, усовершенствуем конструкцию. Снимаем правую облицовку багажника, вынув четыре пистона и, сжав усики замка, выталкиваем его наружу вместе с тросом. Его оболочка держится в «рогатке» корпуса на честном слове, поэтому дополнительно фиксируем ее пластиковым хомутиком. Простое решение, а работает безупречно! Перед установкой замка удаляем грязь с прилегающих поверхностей инаносим на уплотнитель немного герметика – для пущей уверенности, что в нише багажника не будет водоема. Ставим на место обшивку; при этом не переживайте, если окажутся чересчур смятыми «ершики» родных пистонов – вместоОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр двигателя Топливный фильтр Свечи зажигания Ремни ГРМ и навесных агрегатов Масло КП, жидкость ГУР Охлаждающая жидкость двигателя Жидкость в приводе тормозов Периодичность, тыс. км (лет) 10 (1) 10 10 30* 60 –** 40 (3) 30 (2)*Указан средний ресурс, по регламенту ТО – только проверка. **Только контроль уровня, замена по состоянию.СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя (со снятием защиты картера) Замена охлаждающей жидкости двигателя Замена воздушного фильтра двигателя Замена свечей зажигания Замена ремней ГРМ и навесных агрегатов Замена тормозных колодок передних / задних Нормочас Стоимость, руб. 650 780 650 520 390 3000 1040 / 1200 1300Стронутый крепеж пойдет намного легче. Лишь одолев этот рубеж, приступайте к дальнейшей разборке. Снимаем корпус воздушного фильтра, ослабляем крепление генератора (в том числе нижних лап), натяжного ролика компрессора и снимаем приводные ремни. Далее сливаем жидкость ГУР, сняв с насоса приемный патрубок, отворачиваем болты наружных крышек кожуха ремня, напорную трубку насоса ГУР (с длинным штуцером) и его крепление – два болта по бокам. Затем выставляем валы двигателя по меткам, снимаем натяжной ролик и сам ремень. Извлекаем его вверх одновременно с насосом и кожухом, предварительно отвернув крепеж последнего. Наконец добрались до помпы. Помечаем ее ориентацию относительно ребер жесткости и отворачиваем три болта крепления. Новую деталь важно поставить примерно в таком же положении: ведь корпус насоса эксцентричен относительно вала, поэтому при неверной установке может не хватить хода автоматического натяжителя ремня. Проверить это несложно: при собранном и вручную прокатанном приводе (проворачиваем коленвал за вывешенное колесо при включенной передаче) метки на секторах натяжителя должны совпасть, а лучше, если треугольный усик окажется чуть дальше по часовой стрелке, нежели ответный паз. Если это не так, добиваемся желаемо-ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее / заднее Накладка бампера переднего / заднего Блок-фара / задний фонарь (наружная секция) Капот Фильтр масляный / топливный / воздушный Свечи зажигания, комплект Высоковольтные провода, комплект Ремень ГРМ + натяжной ролик Ремень генератора / кондиционера Ролик ремня кондиционера Сцепление: корзина + ведомый диск + выжимной подшипник Тормозные колодки передние / задние Стоимость, руб. 5310 / 11 500 6700 / 7840 7320 / 4530 12 280 150 / 490 / 490 1040 1960 1480 + 2250 520 / 310 730 2370 + 3000 + 1530 1920 / 1920За рулем 05/2008 213 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ CHEVROLET LANOSМасляный фильтр (в кружочке) проще менять снизу – меньше риск обжечься. Контрольная (она же заливная) пробка КП показана стрелкой, а сливной здесь, увы, нет.Ремень кондиционера натягиваем ходовым болтом (стрелка), ослабив гайку ролика. При замене ремня генератора отпускаем крепеж лап (кружок), иначе их недолго и сломать.Для замены ремней снимаем щиток боковины. Три точки крепления показаны стрелками, а четвертая находится в зоне за кружочком. К ней добираемся, сняв угловую накладку бампера. Перед заменой бензофильтра сбрасываем давление в магистрали: вынув этот предохранитель, пускаем двигатель и даем ему заглохнуть от нехватки топлива…Корпус и вал помпы эксцентричны, поэтому ставим ее таким образом, чтобы при собранном приводе ГРМ совпали метки на секторах натяжного ролика.…после чего аккуратно (чтоб не сломать) сжимаем фиксаторы на наконечниках шлангов, сдергиваем их со штуцеров и вынимаем фильтр из кронштейна.Для замены воздушного фильтра достаточно отстегнуть четыре защелки крышки (одна из них показана стрелкой).Когда авто на подъемнике, поменять лампу в «противотуманке» несложно, а вот с земли неудобно – надо лечь и заглянуть в самую грязь. Уж лучше вынуть фару, отвернув два винта.Менять лампы в блокфарах – одно удовольствие. Доступ удобный даже к лампам указателей поворотов, что на современных авто редкость.Для доступа к лампам задка предусмотрены большие и удобные крышки в обшивках багажника. Вынимаем нужный патрон, провернув его против часовой стрелки.214 За рулем 05/2008 ТОЧКА ЗРЕНИЯ Из багажника меняем и лампу третьего «стопа», для чего просто поворачиваем патрон снизу полки и выводим его из гнезда. С фарами столь же просто. Даже к указателям поворотов доступ хороший. Лишь с «противотуманками» чуть сложнее – придется лечь на землю и заглянуть в самую грязь – за бампер. Впрочем, можно отвернуть саму фару (всего два болта) и, вынув ее наружу, замараться не больше, чем при замене колодок.ОЦЕНКА ТРУДОЁМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремня ГРМ Замена ремней навесных агрегатов Замена ОЖ двигателя Замена масла КП Замена передних тормозных колодок Замена задних тормозных колодок и регулировка «ручника» Замена фильтра салона Замена ламп в фарах и задних фонаряхОписание операции Итоговая оценкаДоступ к фильтру из-под капота Есть вероятность обжечься о детали выпускной системы Удобные пластины-защелки Встречаются элементы, замятые по бокам собственной упаковкой Удобное расположение, легкосъемные штуцеры Мал ресурс Хороший доступ Свечные колодцы не защищены от грязи Есть автомат натяжителя Надо прокачивать ГУР, можно неверно установить помпу Значимых достоинств не нашлось Нет автомата натяжителя, затруднен доступ, есть вероятность сломать лапы генератора Удобный краник на радиаторе Нет сливной пробки на блоке По регламенту – только контроль уровня Нет сливной пробки, надо снимать поддон Сложностей при замене не возникло Минусов не нашлось Хороший доступ к гайке регулировки ручного тормоза Сложная конструкция распорной планки Нет детали – нет проблемы Фильтра нет даже на авто с кондиционером! Хороший доступ Минусов не нашлось4 4,5 4,5 4,5 3,5 3 3,5 343 – 5*По 5-балльной шкале в сравнении с «Ладой-Приора», трудоёмкость обслуживания которой условно оценена «на четыре» (ЗР, 2008 г, № 1).Благодарим компанию «GM АВТОМИР на Ярославке» за помощь в подготовке материала.На правах рекламыних годятся вазовские (лучше взять составные с грибком). На удивление просто поменять лампочки в задних фонарях – достаточно снять лючки в обшивках! А как с остальной светотехникой?С передними тормозами ничего сложного, а вот при разборке задних легко запутаться во множестве пружинок и планочек. Берем за правило: не разбирать одновременно обе стороны, всегда оставляя зеркальный образец. И не забываем о ручнике! Ход рычага уменьшаем, заворачивая гайку на штоке, а чтобы до нее добраться, вынимаем гнездо задней пепельницы, поддев ее верхнюю часть, например, тупой (чтобы не поцарапать пластик) отверткой. В итоге «Ланос» оставил приятное впечатление. По правде, другого результата и не ожидали: разве мог потомок «запорожцев» опозорить своих предков?