206
207
ТЕХНИКААЛЬТЕРНАТИВАСколько литров с гектара?Разобраться в будущих прейскурантах на перспективные виды топлива попытался Алексей Воробьев-Обухов.Нефтяной кризис приучил современный автомобиль ездить даже – извините! – на дерьме. Нет, мы не имеем в виду разбодяженный разными присадками паленый бензин – речь идет о высококачественном топливе, синтезированном из… гм-м-м, этого самого, в буквальном смысле слова. Такие заводы сейчас растут как грибы в самых разных регионах. Причем не гнушаются поисками альтернативы даже такие «подсевшие на нефть» мировые концерны, как «Шелл». Нет сомнений: через несколько лет в резервуарах АЗС можно будетнайти и биоэтанол, и «санфьюэл» (напомним: словом sunfuel обозначают синтетическое жидкое топливо, полученное из биомассы или органических отходов, а synfuel – то же самое, но синтезированное, например, из ископаемого природного газа). А коли так – стоит заранее прикинуть, во что обойдется езда на новых альтернативных топливах.ТОПЛИВО ВМЕСТО ЕДЫ? Сам по себе технологический процесс получения синтетического жидкого топлива (а оно, вне всяких сомнений, – са-мое удобное для практического применения) не слишком сложен и не слишком дорог даже сегодня. Потому и появляются экспериментальные заводы по перегонке биомассы из того самого дерьма без кавычек. Все вроде бы хорошо, пока речь идет о заправке относительно малочисленного парка. Но что будет, если топлива понадобится столько же, сколько сегодня бензина, и даже больше (не забудем о стремительной автомобилизации таких гигантов, как Китай и Индия)? Отходов может не хватить, а выращивание биомассы специально для переработки в горючее всег-206 За рулем 05/2008 Стоимость производства альтернативного топлива в количестве, содержащем один киловатт-час энергии.Столько легковых автомобилей гольф-класса сможет обеспечить топливом один гектар в течение года.да будет делом дорогим и хлопотным. Вспахать, посеять, вырастить, убрать – и все это на гигантских площадях! Может, все же сориентироваться на водород и топливные элементы, как на движущую силу авто будущего? Профессор Ульрих Бюнгер утверждает, что если «засеять» поле не сырьевой культурой, а солнечными батареями или ветряками, то с гектара можно будет снять в 10  (!) раз больше энергии, чем даст «выращенное» топливо. Учитывая высокую эффективность топливных элементов, этой энергии хватит, чтобы заправить водородом в 20 раз больше легковых авто! Единожды установив панели фотоэлементов, не придется думать об уходе – разве что пыль сметать. Есть и другие экзотические проекты получения даровой энергии. Например, американский инженер Энтони Мамо предложил соединить области с традиционно повышенным и пониженным атмосферным давлением длинной трубой с турбиной на конце. Его расчеты показали: даже при разнице давлений на входе и выходе в 0,03 бар через 200–300 км в трубе будет дуть сверхзвуковой ветер – вот вам сотни мегаватт «от гидрометцентра»! В Пенсильвании тем временем вывели бактерии, которым очень нравятся фекалии. Настолько, что они в благодарность выдают электрический ток, достаточный для освещения туалета. А если заселить этими крошками всю канализацию мегаполиса, то троллейбусы и трамваи в нем станут вообще бесплатными! Другие микроорганизмы – длядругого рода отходов, но с тем же эффектом открыли Чарльз Милликен и Гарольд Мэй из штата Южная Каролина…УВЕЛИЧЕНИЕ СТОИМОСТИ ПРОБЕГА 100 км АВТОМОБИЛЕМ ГОЛЬФ-КЛАССА ПРИ ПЕРЕВОДЕ НА АЛЬТЕРНАТИВНОЕ ТОПЛИВО (евро)Биодизель �������������������������������������������������������������+0,1…0,25 Водород для питания топливных элементов ����+0,1…0,25 Этанол из пшеницы ��������������������������������������������� +0,6…1,20 Этанол из свеклы�������������������������������������������������+0,8…2,70 Жидкое топливо из биомассы ����������������������������� +1,7…1,90 Водород, сжигаемый в ДВС ���������������������������������+1,9…2,50 Этот завод перегонит в топливо все, даже цветы.ФИНАНСЫ И РОМАНСЫ Самым дорогим источником биоэнергии на сегодня является рапс: каждый полученный из него гигаджоуль обходится в 16,7 евро. Почти вдвое дешевле сахарная свекла – 9,2 евро/ГДж. Некий лорд Рукер уже открыл в Уиссингтоне (Англия) завод по перегонке ее в биоэтанол. 70 млн. литров спирта получатся тут из 110 000 т свеклы. Еще примерно вдвое дешевле обойдется энергия из древесных опилок. А теперь посмотрим на график, где нет непонятных гигаджоулей, а есть привычные цены на топливо (в энергетическом эквиваленте литра бензина – то есть цена не именно литра, а такого количества, которое даст столько же энергии, сколько литр бензина). Расчет сделан при стоимости нефти в 100 долларов за баррель, но без учета налогов на топливо, которые в каждой стране свои. Именно из-за отсутствия этих налогов новые топлива получились несколько дороже бензина. Не дери правительства с автолюбителей три шкуры, топливо из опилок уже сегодня стоило бы не дороже обычного! Казалось бы, водород пока явно дороговат, особенно полученный с помощью солнечных батарей. Из таблицы видно, насколько дороже обойдется пробег 100 км автомобилем гольфкласса с учетом различных технологий. Видите: если не сжигать летучий газ в цилиндрах, а получать из него электричество в топливных элементах, то поездка за сто верст обойдется всего-то на 30 евроцентов дороже! Не считая, правда, разницы в цене самого автомобиля…За рулем 05/2008 207