28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
40
АВТОМОБИЛИТЕСТ FIAT BRAVO, KIA CEE’D, MAZDA 3, PEUGEOT 308Непростые вещиРоссия вновь бьет рекорды по продажам иномарок. Прирост за первую четверть 2008-го – 54%! Армия уже известных моделей пополняется новинками. Две хорошо известные машины и пару дебютантов свел на полигоне Михаил Гзовский. Фото: Александр Батыру.PEUGEOT 3081,6 л, 140 л.с., 4-ступенчатый автомат, комплектация Premium pack, опции, 913 200 руб.KIA CEE’D2,0 л, 142 л.с., 4-ступенчатый автомат, комплектация EX, 615 300 руб.28За рулем 06/2008 MAZDA 32,0 л, 150 л.с., 6-ступенчатая механика, комплектация Sport, опции, 657 400 руб.FIAT BRAVO1,4 л, 150 л.с., 6-ступенчатая механика, комплектация Sport, 720 000 руб.Пресс-парки в России, увы, не переполнены. Две машины – с автоматическими коробками, две – с механическими. Впрочем, основы идеологии автомобилей от этого не меняются, к тому же сравнивать такие машины в близких ценовых группах еще интересней.БРАВИССИМО? В моем дворе недавно поселилась яркожелтая машина. Знакомый силуэт, за спицами едва влезающих в арки колес– алые суппорты, а сзади… шильдик «Феррари». Но это ведь «ФИАТ-Купе» 1996-го! Машина и владелец предпочитают казаться значительней, чем есть на самом деле? В поисках ответа пришел в автосалон. Стеклянный кубик наполнен посетителями, но всех интересует доступная «Албеа». Скромно мокнущий под дождем на улице тестовый «Браво» никто не замечает. А напрасно! В нем есть порода, которую увидишь не в каждом авто. Салон наводит на мысли, чтофирма ФИАТ на подъеме. Даже на фоне весьма неплохого убранства «Пунто» «Браво» воспринимается богаче и элегантней. Сиденья с искрами красной прострочки, мягкая на ощупь, развернутая к водителю панель, белесые шкалы приборов. Увидев хоть раз, уже ни с чем не спутаешь! В движении «Браво» запоминается еще больше – в первую очередь, двигателем. Какие эмоции у вас вызывает рабочий объем 1400 «кубиков»? А если при этом мотор развивает 150 л.с.?За рулем 06/200829 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ FIAT BRAVO, KIA CEE’D, MAZDA 3, PEUGEOT 308Fiat BravoВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Дебютант автосалона в Женеве 2007 года, преемник модели «Стило». В России продают с 2008 г. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые 1,4 л (90, 120, 150 л.с.). КОРОБКА ПЕРЕДАЧ: 6-ступенчатая механическая. КОМПЛЕКТАЦИИ: Dynamic, Emotion, Sport. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 655 000–720 000 руб. Экономичный и приемистый двигатель, запоминающийся экстерьер. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Малый дорожный просвет, скромный багажник и тесноватый задний диван, отсутствие запасного колеса. ОБЩАЯ ОЦЕНКА7,5полная оценка по категориям в конце статьиНеплохой шанс выделиться из автомобильной толпы. Однако будьте готовы простить машине серьезные слабости.Вот на что способен наддув! Кажется, чем больше скорость, тем легче она дается машине. При старте ФИАТ требует деликатного обращения: ощутима нехватка крутящего момента, поэтому обороты приходится поднимать выше 1500. Зато потом, по достижении 3000 двигатель придает ФИАТу сочное ускорение, сопровождаемое посвистом турбины. На «Браво» трудно ехать медленно – он так и пышет средиземноморским характером. На юге Италии живут победнее, чем в других частях страны. Но, похоже, совсем не переживают по этому поводу: у них есть солнце, спрятанные в густой зелени красивейшие бухты, моцарелла и виноградники. Так и ФИАТ: полон спорных решений, но как их непростить за такие эмоции! Разве столь уж важно, что показания спидометра почти не читаются в солнечную погоду? Что включить омыватель заднего стекла удастся не сразу? Что сзади не слишком просторно? Если отвлечься от двигателя, претензий и придирок станет больше. Посредственная обзорность из-за широких стоек и не слишком точный механизм переключения передач, «искусственная» обратная связь на руле. Увы, «браво, «Браво»!» готов крикнуть лишь за «пламенный мотор»…РУЛЕВЫЕ ИГРЫ Пока концерн ФИАТ восстанавливается после кризиса, фирма КИА планомерно,Кнопка «спорт» изменяет настройки рулевого управления и электронной педали газа. Правый подрулевой выключатель – с хитроумным алгоритмом включения омывателя и щетки заднего стекла.30За рулем 06/2008 Добротные материалы и самобытный стиль – едва ли не самый сильный аргумент в пользу ФИАТа.В погоне за спортивностью приборы не позаботились сделать читаемыми. Интерьер КИА пока не тянет на европейское качество и японскую фантазию, но уровень уже весьма высок.Приборы «Сида» – антиподы фиатовских: читаются хорошо, но смелости дизайнерам не хватило. Интерьеру «Мазды», похоже, годы нипочем!Спорта в этих «колодцах» не меньше, чем в фиатовских, но по восприятию они гораздо лучше.Салон «Пежо», особенно в светлых тонах ис панорамным люком, шикарен.Циферблаты в дорогих комплектациях напоминают элегантные швейцарские хронометры.За рулем 06/200831 ФИАТ: эффектно? Безусловно. Удобно? Не слишком, особенно если придется усаживаться втроем. «Мазда»: пухлые спинки кресел съели пространство у задних пассажиров.КИА: даже за рослым водителем задний пассажир чувствует себя вполне вольготно. «Пежо»: садиться назад неудобно из-за узкого проема двери. Да и запас пространства для ног невелик.32За рулем 06/2008 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ FIAT BRAVO, KIA CEE’D, MAZDA 3, PEUGEOT 308Kia Cee’dМодель продают в Европе с 2006 года. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ДВИГАТЕЛИ: бензиновые 1,4; 1,6; 2,0 л (109, 122, 143 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: 5-ступенчатая механическая, 4-ступенчатый автомат. КОМПЛЕКТАЦИИ: LX, EX. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 457 520–620 720 руб. Наиболее просторный задний диван, прогнозируемый автомат. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА «Искусственное» рулевое управление, средняя плавность хода. ОБЩАЯ ОЦЕНКА8,0полная оценка по категориям в конце статьиСамое современное, что можно получить от корейского производителя. Несмотря на приличную мощность, тяготеет к спокойному движению.Автомат КИА не эталон по расторопности, но дает возможность прогнозировать обгоны. Нынче разъем USB-порта – признак хорошего тона.шаг за шагом идет к амбициозной цели – догнать ведущие японские марки. Догнать во всем, начиная с качества сборки и материалов, заканчивая дизайном и эргономикой. Интересно, насколько сильно влияют на человека обстоятельства. Недавно в нашем сравнительном тесте универсалов «Сид» легко победил «ШевролеЛацетти» (ЗР, 2008 № 2). Но стоило поставить модель рядом с европейскими и японской, восприятие изменилось. Интерьер «Сида» после ФИАТа кажется пресным. Правда, неказистые на вид сиденья оказались удобнее модных итальянских, а органы управления не потребовали привыкания. Чита-ли в объявлениях о продаже: «Сел и поехал»? Это – про «Сид». Твердый хорошист по всем предметам. Бесхитростный 4-ступенчатый автомат не такой уж быстрый, зато логика переключений всегда ясна. Бензиновый мотор тяговит, подвеска – что резиновый мячик, играючи отскакивающий от любого асфальта. Правда, руль напрочь отбивает охоту не только ехать активно, но и вообще лишний раз объезжать неровности. У «Сида» задняя подвеска – многорычажная. Насколько это помогает с точки зрения управляемости? Автомобиль ведет себя прогнозируемо, но крены велики, а желаемой коррекции траектории вответ на вращение «компьютерной» баранкой не следует. КИА словно говорит: это не мое! Кстати, «Сид» единственный в тесте без системы стабилизации. Оговорюсь: машина к нам попала на зимних шинах, что наверняка внесло поправки в управляемость. И добавило шума. Авансом мы поставили КИА хорошую оценку, хотя гул колес за несколько дней порядком надоел.СТАРЫЙ ДРУГ – ЛУЧШЕ? Что сказать про «Мазду-3», не повторяясь? О ней написана, наверное, не одна сотня материалов. Давно ли была первой столичной модницей? Но время не стоЗа рулем 06/200833 По нашим замерам, полезный объем багажника ФИАТа на четверть не дотягивает до полных 400 л. Получить ровный пол со сложенными сиденьями в «Мазде» не удастся, но по полезному объему она – лидер.Легко разложив заднее сиденье «Сида», уложите вещи на ровный пол. Багажный отсек «Пежо» уступает по объему «Мазде», зато под ковром полноразмерное запасное колесо.34За рулем 06/2008 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ FIAT BRAVO, KIA CEE’D, MAZDA 3, PEUGEOT 308Mazda 3ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Модель представили в 2003 году, в 2006-м – модернизировали. ДВИГАТЕЛИ: в России бензиновые 1,6 и 2,0 л (105 и 150 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: 5-ступенчатая механическая, 4-ступенчатый автомат. КОМПЛЕКТАЦИИ: Base, Touring, Sport. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 465 000–647 000 руб. Отменная разгонная динамика, понятное поведение в повороте, точные тормоза. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Излишняя нервозность на колеях, высокий уровень шума. ОБЩАЯ ОЦЕНКА8,1полная оценка по категориям в конце статьи«Главное, ребята, – сердцем не стареть!» Азартная, импонирующая активным водителям машина по-прежнему интересна.Над зеркалом – сигнализатор непристегнутых ремней у пассажиров обоих рядов. Отделка «Мазды» жестковата на ощупь.ит на месте. «Трешка» съехала с обложек на дороги и стала не просто привычной – почти народной моделью. Проведенная несколько лет назад модернизация практически не сказалась на экстерьере, а салон все так же удивляет сочетанием элегантных приборов с «дубовым» пластиком. Модель постарались «взбодрить» иными настройками подвесок, улучшили звукоизоляцию (ЗР, 2006, № 9). Интересно, в состоянии ли она соперничать с конкурентами не только по цене, но и по ходовым качествам? Пересев в «Мазду», сделаете несколько открытий. Начнем с неприятных: в «трешке» по-прежнему шумно. Традиционный пескоструйный гулв районе задних колес на фоне большинства конкурентов просто неприличен. Звучный 2-литровый атмосферный мотор тоже прослушивается практически с холостых оборотов. Причем на «низах» его перебивает басок выпускной системы. Не изменилось и поведение на дорогах с колейностью: «трешка» реагирует на них нервно, заставляя тщательно отслеживать траекторию. Ну а теперь о приятном. Например, о двигателе: оптимальная мощность, ровная характеристика крутящего момента. На 2-литровой «Мазде-3» можно трогаться с холостых оборотов и ехать внатяг. Можно выкручивать коленчатый вал «до звона» и уверенно обгонять натрассе. Конечно, это не спорткар: уловите предел, когда синхронизаторы 6-ступенчатой коробки не пожелают обеспечивать молниеносных переключений. Но азартный характер машины дает себя знать с ростом скорости. Нервный руль, досаждавший при спокойном движении, великолепно информирует об угле поворота колес и позволяет с ювелирной точностью выбирать траекторию. Самыми удобными показались и тормоза: перемещение педали небольшое, усилие нарастает прогнозируемо, поэтому остановиться с точностью до нескольких сантиметров – не проблема. И даже довольно жесткая подвеска доказала свою состоятельность на веЗа рулем 06/200835 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ FIAT BRAVO, KIA CEE’D, MAZDA 3, PEUGEOT 308Peugeot 308ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА Преемник модели 307 дебютировал во Франкфурте в 2007 году. Кандидат на производство в России. ДВИГАТЕЛИ: бензиновые 1,6 л (120, 140, 150 л.с.). КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: 5- и 6-ступенчатая механическая, 4-ступенчатый автомат. КОМПЛЕКТАЦИИ: Confort Pack, Premium, Premium Pack. ЦЕНА БАЗОВЫХ ВЕРСИЙ: 498 000–705 000 руб. Отличная звукоизоляция, отменная отделка, удобное переднее сиденье. РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТА Неудачное расположение внешних зеркал, своенравный автомат. ОБЩАЯ ОЦЕНКАЕвропейский франт и эстет: скроен по последней парижской моде, предлагает широкий выбор опций.8,1полная оценка по категориям в конце статьиДорогие версии 308-го оборудованы выдвижным дисплеем, на котором вскоре появится карта навигации. Полка с тайником для салонной мелочи – гениальная идея!сенних дорогах: ни единого пробоя и ни единой жалобы водителей на морскую болезнь или тряску. Вот так неожиданно «Мазда-3» оказалась в лидерах. Она покорила естественностью и дружелюбием: «веди меня, как пожелаешь» вместо высокопарного «поеду, как захочу».В ТИХОМ ОМУТЕ Воспоминания еще свежи: на 308-м в рамках российской презентации ездил в Калугу (ЗР, 2008, № 5). И, кажется, именно на этом экземпляре коллеги «разобрали» два правых колеса в одной из бездонных ям. Подвеска хо36За рулем 06/2008рошо демпфирует мелкие неровности, но крупные ей не по плечу: европейская действительность не предполагает таких колдобин. Наверное, на крутых виражах 17-дюймовые шины придутся кстати. Но пока о более земном. «Пежо» преуспел в звукоизоляции. Где-то далеко внизу о днище бьются волны подмосковных луж, еле слышно ворчит двигатель. Пастораль! Остается добавить к картине заключительный штрих интерьера, и образ машины более высокого класса будет готов. Предшественник «Пежо-307» тоже был неплох с точки зрения организации и исполнения салона, но 308-й шаг-нул дальше. Добротный тисненый пластик, выверенный стиль и отсутствие экономии «на спичках» обволакивает и погружает в атмосферу если не роскоши, то как минимум достатка. На выразительные средства французы не поскупились. Да и инженерия должна быть на высоте, судя по разработанным совместно с БМВ турбомоторам. Двигатель объемом 1,6 л экономичен и эффективен в широком диапазоне. Картину портит автомат: иногда, при езде в полпедали коробка охотно и логично перебирает передачи. Кажется, запас мощности еще велик. Но если от души стегануть «Пежо» и отправить БЕЗОПАСНОСТЬВсе участники испытаний прошли крэштесты EuroNCAP. Максимальной оценки в пять звезд за защиту водителя и переднего пассажира при фронтальном и боковом ударах удостоились «Пежо-308», «КИАСид» и «ФИАТ-Браво». Однако у корейской и итальянской машин выявлены настораживающие особенности. У КИА элементы панели приборов находятся в опасной близости от коленей, у ФИАТа риск для бедер представляет рулевая колонка. «Мазда-3» – машина «четырехзвездная». Эксперты снизили ей оценку за угрозу левому колену, бедру и тазобедренному суставу водителя.FIAT BRAVOKIA CEE'DMAZDA 3PEUGEOT 308За рулем 06/200837 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ FIAT BRAVO, KIA CEE’D, MAZDA 3, PEUGEOT 308ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯОбщие данные Размеры, мм: длина/ширина/высота База Колея спереди/сзади Объем багажника, л Радиус поворота, м Масса снаряженная/полная, кг Время разгона 0–100 км/ч, с Максимальная скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Расход топлива, л/100 км: загород./город./смешанный Двигатель Расположение Конфигурация/ число клапанов Рабочий объем, смз Степень сжатия Мощность, кВт/л. с. Крутящий момент, Н . м Трансмиссия Тип Коробка передач Передаточные числа I/II/III/IV/V/з.х. Главная передача Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шин*При скорости 90–120 км/ч.FIAT BRAVO 4336/1792/1498 2600 1538/1532 400 5,20 1350/1785 8,5 212 АИ-95/58 5,8/9,3/7,1 спереди поперечно Р4/16 1368 9,8 110/150 при 5500 об/мин 206 при 2250 об/мин переднеприводная М6 3,82/2,16/1,40/1,07/0,88/ 0,70/3,55 4,18 типа «Мак-Ферсон» упругая поперечная балка реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые дисковые 225/45R17KIA CEE’D 4235/1790/1450 2650 1546/1544 340 5,40 1340/1770 10,7 195 АИ-95/53 6,3/10,2/7,7 спереди поперечно Р4/16 1975 10,1 105/143 при 6000 об/мин 186 при 4600 об/мин переднеприводная A4 2,82/1,55/1,00/0,7/-/ -/2,48 3,85 типа «Мак-Ферсон» многорычажная реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые дисковые 225/45R17MAZDA 3 4415/1755/1465 2640 1530/1515 346 5,45 1335/1790 9,3 202 АИ-95/55 6,4/10,6/7,9 спереди поперечно Р4/16 1999 10,1 110/150 при 6500 об/мин 187 при 4000 об/мин переднеприводная М6 3,454/2,059/1,392/1,030/0,837/ 0,717/3,198 3,39 типа «Мак-Ферсон» многорычажная реечное с электрогидравлическим усилителем дисковые вентилируемые барабанные 205/50R17PEUGEOT 308 4276/1815/1498 2608 1526/1521 348 5,35 1430/1855 10,2 202 АИ-95/60 6,0/11,4/7,9 спереди поперечно Р4/16 1598 10,5 103/140 при 6500 об/мин 240 при 1400 об/мин переднеприводная A4 2,73/1,50/1,00/0,71/-/ -/3,58 3,48 типа «Мак-Ферсон» упругая поперечная балка реечное с электрогидравлическим усилителем дисковые вентилируемые дисковые 225/45R17РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Весовые и геометрические характеристики Снаряженная масса, кг 1382 Нагрузка на ось, кг (%): 857 (62) переднюю заднюю 525 (38) 110 Дорожный просвет, мм Динамические качества 1367 858 (62,8) 509 (37,2) 125 1338 811 (60,6) 527 (39,4) 140 1456 8925 (61,3) 564 (38,7) 140Эластичность Время разгона, с 60–100 км/ч (IV)/(V) 80–120 км/ч (V)/(VI) Выбег, м 120–50 км/ч 50–0 км/ч Торможение со 100 км/ч Тормозной путь, м Замедление, м/c26,5/8,8 8,8/11,7 1240 573 40,9 9,46,3* 8,2* ** ** ** **8,8/11,9 12,5/16,2 1279 541 37,1 10,46,2* 8,2* 1235 478 36,7 10,5*В режиме «кикдаун», селектор АКПП в положении «D». **Выбег и тормозной путь на шипованных шинах не замеряли.38За рулем 06/2008 АВТОМОБИЛИ | ТЕСТ FIAT BRAVO, KIA CEE’D, MAZDA 3, PEUGEOT 308РАЗМЕРЫ АВТОМОБИЛЕЙ, ммМодель FIAT BRAVO KIA CEE’D MAZDA 3 PEUGEOT 308L1L2HH1H2B1B2L3min/max B3minH3Н4Vбаг., л 300 316 328 316925–1115 590–810 1190 1015 965 1413 1370 800/1390 1010 590 755 930–1135 630–885 1235 1030 970 1413 1370 810/1420 1037 545 750 905–1115 600–850 1150 995 960 1395 1347 840/1550 1040 505 795 910–1100 605–830 1190 1045 940 1420 1357 825/1440 1050 490 730ЭКСПЕРТНАЯ ОЦЕНКА АВТОМОБИЛЕЙРабочее место водителя Передняя часть Органы управления Модель Сиденье Салон Задняя часть Ходовые качества Комфорт Плавность хода Приспособленность к России Общая оценка Геометрическая проходимость ЭксплуатацияFIAT BRAVO KIA CEE’D MAZDA 3 PEUGEOT 3088 8797 8887 8878 8887 9887 8889 8988 8988 8988 8797 87888887 8887 8887 8887,5 8,0 8,1 8,1Баллы проставляются коллегиально, группой экспертов ЗР. Оценка не является абсолютной, она показывает место машины в данном тесте с конкретными соперниками. Максимальная оценка – 10 баллов (идеал). 8 баллов – норма для этого класса машин.в галоп, коробка начнет «умничать». Трудно предсказать, когда произойдет переход на желаемую передачу. А если нужен быстрый обгон? Примитивный автомат КИА без ручного режима и не такой плавный, право, подошел бы здесь больше! Да и рулевое управление, искажающее обратную связь при активном управлении, неплохо бы заменить на «маздовское». А как насчет шин? Увы, они не смогли привести француза к победе на змейке. Заправить машину в поворот на высокой скорости удается не всегда: мешает не только нечеткий руль, но и быстрый снос передка, которому предшествуют солидные крены. Так что лучше радоваться нарядному интерьеру, тишине и не «будить лихо». * * * Суммируя впечатления, осознал: время простых вещей уходит безвозвратно. Когда-то мы покупали фотоаппарат навсегда. Добротная «зеркалка», хорошая оптика – техникой можно было пользоваться всю жизнь! От такого подхода выигрывали многие, но не производители. Цифровая эра принесла фотографам сплошные хлопоты: «Как, моя камера уже устарела?» Так и автомобили – едва модель появляется в салонах, иные покупатели уже терзаются мыслью, что скоро будет обновленная. Поколение, ведомое рекламой, предпочитает жить на пике технологий, отвергая все консервативное. Идея, правда, не нова: русскую интерпретацию найдете в родительской библиотеке под заглавием «Отцы и дети».ПОПРАВКА В материале «Лунное затмение» (ЗР, 2008, №  5) допущены опечатки в указании баллов. Правильные итоговые оценки автомобилей приведены в таблице на с. 41.Тормоза Поведение на дорогеДинамикаБагажникКлиматМихаил Гзовский: «Чем дальше идет прогресс, тем реже водителю удается получить полный контроль над автомобилем. Наоборот – машины пытаются контролировать вас! Впрочем, они действительно умнеют быстрее некоторых водителей».40За рулем 06/2008СервисОбзорШум