196
ТЕХНИКАОСОБОЕ МНЕНИЕПлюс электрификация всей казныЭМосква задыхается от пробок и висящего над ними смога. Не видя путей решения первой проблемы, столичные руководители решили расправиться со второй с помощью электричества. Оценить перспективность идеи попытались Алексей Воробьев-Обухов и Михаил Колодочкин.го транспорта ДВС, мы тем самым просто повысим количество сжигаемого на ТЭЦ газа и мазута. Иными словами, открываем форточку… к соседям!А ГДЕ МОЯ БОЛЬШАЯ ВИЛКА? С вилками как раз проблем не предвидится, но хватит ли на всех розеток? На сегодня лишь 25% ископаемого топлива сгорает ради освещения квартир и работы заводов да фабрик. А вот 45% горючего как раз двигают поршни в двигателях транспортных средств россиян. Выходит, чтобы перевести эти средства на электротягу, придется указанные проценты сложить, то есть почти утроить выработку электроэнергии! С такой задачей нам (да и не только нам) ну никак не справиться. Возражение оппонентов очевидно: речь идет только о муниципальном транспорте одного города, а это, мол, капля в море! Согласны, но точно такой же каплей будет и локальный экологический эффект! Зачем тогда вообще городить огород? Допустим, что отныне топливные баки заменены аккумуляторами. Правда, найдется ли для них столько свинца или лития – тоже вопрос, ну да ладно… Просто напомним, что на московские улицы ежедневно выходят примерно 3700 автобусов одного только ГУП «Мосгортранс», а также 3800 грузовиков ГУП «Мосавтотранс». В печать просочилась ожидаемая цена вопроса: примерная стоимость одной электроигрушки – около 80 000 бюджетных евро. Перемножать будем?лектромобиль – это здорово! Пока простаивающий в пробке автобус или грузовик душит окружающих дизельным выхлопом, троллейбус или трамвай тихонечко спят, изредка ворча нагнетающим воздух компрессором. При этом они почти не расходуют энергию, разве что на освещение ночью и на отопление салона зимой. А что если перевести весь муниципальный транспорт на автономную электротягу? Махать шашкой мы любим. Но… давайте порассуждаем!МУСОР – К СОСЕДЯМ Чтобы автомобиль двигался, ему нужна энергия: из бензобака, с Красноярской ГЭС, от Солнца – неважно. Отбросив для упрощения расчетов разговоры про КПД, режимы движения и т.п., заострим внимание на главном: замена одного источника энергии другим никоим образом не совершит революцию в энергопотреблении! Сколько киловатт-часов автобус тратил, столько и будет тратить – хоть на солярке, хоть на энергии вакуума, если мы до нее все же доберемся. А  если так, то наиболее достойным решением стал бы перевод транспорта на некую дармовую тягу. Ради этого еще стоит тряхнуть мошной. А на какой энергии поедет московский электромобиль? Сегодня 66% электричества в стране вырабатывают теплоэлектростанции, где сжигают все те же полезные ископаемые. В столице этот процент приближается к сотне: она чуть не целиком сидит именно на услугах ТЭЦ! Поэтому, убрав с муниципально-Впрочем, из столичного бюджета уже выделены первые 114 млн. рублей на приобретение пилотного парка. На Тушинском заводе и ЗИЛе вотвот начнут заменять моторы «газелей» и «бычков» модные электродвигатели, по Тверской бесшумно покатит электробус из Италии. И все же очень хочется, чтобы ктонибудь на Олимпе прикинул, как долго будет заряжаться каждый аккумулятор? Каково должно быть сечение проводов у каждой розетки? Как электроигрушки поведут себя на морозе, когда батарея практически не принимает заряд? Хватит ли энергии аккумуляторов на обогрев 100-местного пассажирского салона? Сколько эта «батарейка» в итоге прослужит и во что обойдется замена? Вредный внутренний голос подсказывает, что никто всерьез этого не просчитывал. Нам не привыкать: главное – ввязаться в драку…А У НИХ? В более развитых странах проблему чистоты воздуха решают более понятными способами: на улицах редко встретишь автомобиль с выхлопом, не соответствующим хотя бы Евро III. Да, электромобили используют, но как узконишевый транспорт. Но столичным властям не дает покоя возможность оснастить город дорогостоящим аттракционом «Электромобильчики». Что-то похожее вы наверняка встречали в парках отдыха и прочих диснейлендах…Такие грузовички в небольшом количестве переводят на электротягу в Англии.Просчитавшие все «за» и «против» янки ставят на гибриды: их аккумуляторы можно зарядить и от ДВС при загородной езде.196 За рулем 08/2008