334
335
336
337
338
ГРУЗОВИКИАВТОБУС КАВЗ-4239В шаге от дорогиКурганский автобусный завод начал выпуск городского низкопольника КАвЗ-4239. За рулем только что сошедшего с конвейера нового автобуса – Юрий Нечетов. Фото автора.ОСТОРОЖНО, ДВЕРИ ЗАКРЫВАЮТСЯ! Взгляд в выпуклое салонное зеркало – пассажиры расселись по местам, у дверей никого. Жму клавишу закрывания на чудных подрулевых «лопухах» – они для меня стали откровением, оказывается, нам по силам не только копировать и догонять, но и предлагать оригинальные решения, в том числе в дизайне. Теперь левое наружное зеркало – чисто, поворотник – щелкает мягко, как у легкового автомобиля, и это тоже радует. Сцепление, первая… Да где же она? Ага, вроде попал. Не факт, что в первую, поэтому педаль отпускаю осторожно. Со второй еще сложнее: чуть левее – и уже задняя, правее – третья. Впрочем, недолго я переживал за свою неумелость, заводской водитель тоже не избежал труд334 За рулем 09/2008ностей. То ли переключения шестиступенчатого китайского «Итона» не самые четкие, то ли избирательность отечественного тросового привода на «троечку». Скорее, все же второе – как патриота меня это огорчает, но как автомобилиста утешает – отладить его несложно. Зато рулевое управление «Корко» нормальное! Четкое, внятное, без всяких люфтов и подруливания вполоборота баранки. Скажете, так и должно быть? Не спорю, но мне приходилось ездить на автобусах, которые и на прямой удержать сложно. Мотор хорош, семилитровый китайский «Дойц» о 220 лошадях разгоняет мощно, тянет уверенно. На пятой передаче и оборотах ниже тысячи с запасом под педалью вывез в длинный подъем. Вообще, машина плотно сбита, ничего не скрипит КАвЗ-4239КЛАССИФИКАЦИЯ: cредний городской низкопольный ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 10 600 ширина 2550 высота 2995 база 5000 Снаряженная масса, кг 8680 Полная масса, кг 15 000 Количество мест для сидения/всего 23/89 Максимальная скорость, км/ч 90 Топливо ДТ Запас топлива, л 200 КОНСТРУКЦИЯ: каркасно-панельный кузов с интегрированной рамой ДВИГАТЕЛЬ: ТД Deutz BF6M 1013, Р6, 7,1 л, 162 кВт/220 л.с., 760 Н.м, расположен сзади продольно ТРАНСМИССИЯ: заднеприводная, М6 Eaton FAW ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвеска зависимая пневматическая; тормоза пневматические, передние дисковые, задние барабанные; ABS; шины 275/70R22,5 ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯЧтобы не нарушать ровную линию остекления, нижняя часть окон в высокой задней части затемнена, а изнутри закрыта панелями. Сзади слева видны решетки охлаждения радиатора.и не дребезжит, а вот шумоизоляция слабовата, рычание мотора заставляет при разговоре повышать голос, да и мост FAW слышно.ДОЛОГ ПУТЬ К СОВЕРШЕНСТВУ Конечно, я придираюсь! Мне хочется, чтобы в России строили автобусы не хуже, чем в Германии или Испании. Но сразу так не бывает. Сразу бывает, как в Китае – и это в лучшем случае. Модная внешность, современная концепция, импортные агрегаты, в основном китайского же происхождения и… неизбежные мелкие недостатки поначалу. Задача производителя не тащить их через весь жизненный цикл новой модели, а оперативно устранить. Например, как это было с «Авророй» КАвЗ-4235: двести машин из первой партии, купленных городом,На правах рекламы ГРУЗОВИКИ | АВТОБУС КАВЗ-4239Впереди под потолком зеркало для контроля салона и табло с бегущей строкой – автоинформатор «Сорока-2М» может хранить данные по 99 маршрутам.Высота пола в передней и средней части салона всего 340 мм, в корме над силовым агрегатом и трансмиссией пол высокий – у задней двери целых три ступеньки. Чуть позже должна появиться двухдверная пригородная модификация.завод взял под контроль, чтобы быстро вылечить детские болезни. В разработку нового КАвЗ-4239 вложено 104 млн. руб., часть средств пошла на создание шасси CA6103D92-1, которое спроектировано в Китае на Первом автомобильном заводе FAW специально для Кургана. На долю китайских комплектующих приходится половина себестоимости. КАвЗ-4239 выполнен по смешанной схеме: в носовой и средней части салона пол низкий, в шаге от дороги, а в корме существенно повышается над силовым агрегатом и трансмиссией. Это дает возможность, с одной стороны, облегчить вход и выход пожилым людям и другим пассажирам со слабой «тяговооруженностью», а с другой – удержать стоимость автобуса в приемлемых рамках: новая модель стоит вполне разумные 2,5 млн. руб. Ведь портальные мосты и другие сложные технические решения, дающие возможность понизить пол в задней части, обойдутся недешево. На машине установлена американская пневмоподвеска «Файрстоун», не исключено, что со временем ее обучат приседать на остановках (книллинг). Позже должна появиться северная модификация с полностью336 За рулем 09/2008По бокам руля – пара «лопухов» с дефлекторами вентиляции и многочисленными кнопками управления. Впрочем, это решение не окончательное, возможно, в серию пойдет более привычная панель.Высота потолка в передней и средней части 2570 мм, сверху по бокам идут силовые короба – возможно, позже в них перенесут ресиверы пневмосистемы. В высокую заднюю часть ведут две ступеньки. В нынешнем году модернизировано семейство «Аврора» пригородного и междугороднего сообщения – КАвЗ-4235 и длиннобазный КАвЗ-4238 (на фото) получили новую переднюю маску и светотехнику. В год выпускают 2200 автобусов ценой, соответственно, 1,68 млн. руб. и 2,04 млн. руб. Изза низкого качества моторов ММЗ (в одном из АТП за год 86 % новых двигателей потребовался капитальный ремонт!) в этом году от закупки минских двигателей отказались в пользу моторов «Камминс», а в дальнейшем планируют перейти на единые с моделью 4239 агрегаты «Дойц».Для размещения балки зависимой передней подвески пол над ней сделан совсем тонким, так что силовые элементы пришлось располагать в колесных арках… …из-за этого арки получились громоздкими. На них смогли устроить лишь не очень нужные в городской машине площадки для багажа.На правах рекламыЗа рулем 09/2008 337 ГРУЗОВИКИ | АВТОБУС КАВЗ-4239Чтобы избежать сложного и дорогого штампового производства, передняя и задняя маски выклеены из стеклопластика. Светоблок прикрывает откидная панель, серые боковины кузова – из оцинкованной стали.отделенной от салона кабиной водителя, двойными стеклопакетами, утепленным полом. Курганцы уверены в своей машине: первый экземпляр прошел без поломок уже 50 тыс. км. Гарантия составляет один год или 75 тыс. км, причем в случае необходимости КАвЗ обещает выполнить мелкий и средний ремонт за три дня и крупный за десять. К новому низкопольнику КАвЗ-4239 уже проявляют интерес перевозчики, первые экземпляры будут переданы им в подконтрольную эксплуатацию.338 За рулем 09/2008С января прекращено производство автобуса местного сообщения КАвЗ-3976 – последней из капотных моделей завода, которых за полвека было выпущено около 450 тыс. штук, что признано наи-высшим (!) показателем в мире. Двадцатиместный КАвЗ-3976 был создан в 1989 г. на шасси ГАЗ-3307 и имел, в частности, полноприводную и длиннобазную 28-местную модификации.