274
275
276
277
278
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ HONDA CIVICИнь - янЗа мужским именем «Сивик» скрыто немало женских капризов в обслуживании, предупреждают Игорь Козлов и Геннадий Емелькин. Фото: Константин Якубов.БОРЬБА ПРОТИВОПОЛОЖНОСТЕЙ Начинка «Хонды-Сивик» – сплошь из противоречий. Например, масляный щуп двигателя, сделанный целиком из оранжевой пластмассы, поначалу кажется удобным. Но яркий цвет хорош 274 За рулем 10/2008«ХОНДА-СИВИК»Дебют: 2005 год, модификация Type R – 2007 год. Модель собирают в Японии и Турции. Кузов: седан или хэтчбек. Двигатель: 1,8 л, 140 л.с.; 2,0 л, 201 л.с. КоробКа переДач: М6, А5 или А6. Привод передний. КомплеКтации: «КоМфорТ», «ЭлегАнс», «ЭКсКлюзив», «ЭКсКлюзив GR», «сПорТ». цена в августе 2008 гоДа: седан 533 000–653 000 руб., хэтчбек 674 000—775 000 руб.лишь для ручки – бросается в глаза. На прутке же различим след только старого, потемневшего масла, а свежее даже возле насечки, обозначающей норму, не разглядеть. Вне ее, хоть плачь, граница вовсе не прослеживается – щуп блику- ет, как его не протирай, да сливается по цвету с маслом. Его легко недолить или перелить, поэтому перед заправкой схитрим: закрасим кончик щупа мелом или обмотаем темной изолентой (не забудем их после удалить) – так масляный след будет лучше виден. Разумеется, сначала сливаем «отработку»: доступ к  пробке под ключ «на 17» вполне нормальный, а вот отвернуть фильтр от руки вряд ли получится. Он зажат приливом картера с одной стороны и теплоотражающим щитком с  другой, поэтому ухватить бочонок сложно, без съемника не обойтись. Зато сориентирован фильтр удачно – донышком вниз. Перед установкой заполним его маслом, чтобы при первом пуске быстрее заполнилась система. Поликлиновой ремень оснащен автоматом натяжителя – вроде здорово. Однако подлезть к  приливушестиграннику «на 19» удалось только рожковым ключом, а для отвода ролика потребовалось немалое усилие – рычаг маловат. Ежели его нарастить, рискуете сорвать грани, поэтому рекомендуем изготовить инструмент из прямого накидного ключа, отрезав зев с обратной стороны и надев на рукоять подходящуютрубу. Обидно, что стандартный вороток с головкой здесь не проходит – мешает брызговик. Он же стесняет доступ при установке нового ремня, поэтому оценку за эту операцию снижаем. Доступ к  сливному кранику на радиаторе удобен, но кто мешал сделать носик чуть длиннее? Тогда можно было бы надеть на него тонкий шланг и направить поток даже в  емкость с узким горлышком. Копеечная экономия на пластмассе выглядит нелогично. С оптикой логики еще меньше. При замене ламп в  задних фонарях снимаем обшивку, вынув два-четыре пистона (зависит от того, какую лампу меняем). Чтобы вывернуть грибок из основания, нужна крестовая отвертка, а ведь можно было применить крепеж, не требующий инструмента, или сделать в обивке клапаны на липучке. Осторожнее снимайте плафоны подсветки номера! Пластиковые усики, которые надо сдавить с боков, чересчур хрупкие — на морозе могут обломиться. Доступ к  основным фарам продуман хуже. Для замены ламп в  левой ключом «на 10» отворачиваем крепеж аккумулятора – две гайки прижимной планки плюс одна пластиковая – хому-ОСНОВНЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр Фильтр салона Свечи зажигания обычные / платиновые / иридиевые Охлаждающая жидкость двигателя Масло в МКП Масло в АКП Жидкость в приводе тормозов* Последующие замены через 100 тыс. км или 5 лет.Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 30 (2) 90 (6) 30 (2) 15 / 105 / 120 200 (10)* 60 (4) 45 (3) (3)та силового кабеля. Наклонив батарею к  щиту передка, вынимаем вверх расширительный бачок, подцепив пальцем за открытую горловину. В правой фаре к лампам указателя поворота и дальнего света подобраться несложно. А вот доступ к ближнему перекрыт тормозными трубками и блоком ABS. Заходим с тыла: выворачиваем руль до упора вправо и снимаем подкрылок колеса – долой три пистона. Отогнув пластиковый лопух,На правах рекламы РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ HONDA CIVICМасло в автомате проверяем при прогретом и выключенном двигателе. Заправляем только оригинальное Honda ATF-Z1, а ATF Dexron III допускается лишь доливать.Моторный отсек снизу: сливные пробки двигателя и коробки показаны зелеными стрелками, а краник охлаждающей жидкости – красной. Для фильтра используем съемник-чашку 65-14F. Без подобного приспособления непросто извлечь топливный насос для замены фильтра. Прежде чем отворачивать гайку, протрите зону работ, дабы не намусорить в бак. Суппорт подвешиваем к стойке подвески, удаляем продукты износа и смазываем все подвижные соединения, не забывая о смазке между колодками и противошумными пластинами. Доступ к лампе ближнего света правой фары отвратительный. Дилемма: чем сильнее отогнуть подкрылок, тем доступ лучше, но и шанса, что пластик лопнет, – больше.Воздушный фильтр несимметричен, поэтому установить его получится лишь в одном верном положении. Перед установкой крышки смажьте заход гофр-пружины мыльным раствором. В заднем тормозе при замене колодок вворачиваем поршень. Чтобы при этом не проворачивался пыльник, отделяем его по окружности тупой спицей, смоченной в тормозной жидкости. Противотуманная фара крепится одним винтом к вертикальной поперечине, в которой выше есть еще одно прямоугольное отверстие – для защелки решеточки (она в левой руке).Поменять салонный фильтр можно даже с маникюром. Главное, стрелки на фильтрующем элементе и кассете, куда тот вставляется, должны быть направлены вниз.Для доступа к лампам фонарей в крыле (седан) вынимаем два пистона и отгибаем обшивку. Самое сложное – заправить ее потом под уплотнитель.276 За рулем 10/2008 СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя Замена фильтра топливного / салонного Замена свечей зажигания Замена поликлинового ремня Замена масла в МКП / АКП Замена тормозной жидкости Замена тормозных колодок (передних / задних) Нормочас Стоимость, руб. 600 600 1800 / 450 600 900 450 / 600 1200 1050 / 1200 1500крестовой отверткой или головкой «на 8» отворачиваем единственный боковой винт оптики. Противоположный край высвобождаем из фиксатора поворотом левой фары против часовой стрелки при виде сверху, а правой – по часовой. Кстати, через отверстия в  бампере открывается прекрасный доступ к  звуковым сигналам, которые по нашей соли тоже нередко попадают в  расходники. Однако вернемся к  регламентным работам.СЕДАЛИЩНЫЙ НЕРВ В замене воздушного фильтра ничего сложного: отстегиваем четыре защелки, приподнимаем передний край крышки и, сдвинув ее с гофра, переворачиваем вокруг проводки в  левой части и укладываем на двигатель. При обратной сборке сперва надеваем крышку раструбом на гофр и, сжимая последний подобно пружине, надвигаем ее на корпус. Красивое решение! С топливным фильтром, напротив, все ужасно, ведь добраться до насоса, где тот обосновался, – разобрать полсалона. Снимаем подушку заднего дивана, приподняв ее с фиксаторов в передней части и отвернув ключом «на 10» один болт,ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее Бампер передний Блок-фара Капот Фильтр масляный / воздушный / топливный / салонный Свечи зажигания иридиевые, комплект Поликлиновой ремень навесного оборудования Тормозные колодки передние / задние Стоимость, руб. 10 700 11 600 8650 12 150 420 / 850 / 2620 / 2400 4000 1560 3300 / 2100добираемся до патрона через образовавшуюся щель. Не бойтесь при этом замарать рукава одежды, без нее легко исцарапаться. «Противотуманки» компоновал явно другой конструктор – весьма грамотно. Вынимаем пластиковые решетки, что ближе к  номерному знаку, сжав сначала нижний усик, а затем боковой, иголовку которого легко нащупать в  щели между подушкой и спинкой. Далее отворачиваем винт, крепящий внизу левую стационарную боковину сиденья, и, приподняв ее вверх, выводим из крючка крепления к кузову. Здесь же выворачиваем болт левой петли откидной секции спинки, а для доступа к крепежу правой – заминаем обивку меньшей части сидеНа правах рекламы РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ HONDA CIVICнья. Теперь вынимаем коврик из багажника, ключом «на 12» отворачиваем четыре болта усилителя кузова и четыре самореза лючка пола. Вот и пластиковая гайка крепления насоса. Не вздумайте ее отворачивать ударами молотка по отвертке, упертой в  грани – они на такое варварство не рассчитаны. Изготовим несложное приспособление П-образной формы, например из уголка. Расстояние между ножка-ми – 170 мм (наименьший диаметр гайки по граням), их высота 40–60 мм, а по центру перекладины приварим подходящую гайку под инструмент. Прежде чем применять оснастку, отсоединяем колодку электрического разъема и топливные шланги высокого давления (сжав клипсы на наконечнике), и «обратки» (сжав  пластинчатый хомут). Вынув насос, разбираем стакан и наконец-таки меняем картридж с фильтром.ОЦЕНКА ТРУДОЁМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремней навесных агрегатовОписание операции Итоговая оценкаПоложение фильтра «вниз дном» позволяет заполнить его до установки На ярком щупе плохо виден след свежего масла, сложно ухватить фильтр рукой Не требуется инструмент Недостатков не нашлось Большой интервал замены Плохой доступ, нужна оснастка для гайки топливного насоса Большой интервал замены, отличный доступ Недостатков не нашлось Есть автомат натяжителя, большой ресурс Затруднен доступ, велико усилие смещения автомата Большой ресурс оригинальной жидкости Коротковат носик сливного краника Хороший доступ к пробкам и щупу Нужно только оригинальное «хондовское» масло Привычная конструкция переднего тормоза Затруднена замена задних колодок Не требуется инструмент, отличный доступ Минусов не нашлось Приемлемый доступ к «поворотнику» и дальнему свету в правой фаре Плохой доступ к остальным лампам Продуманный доступ Весомых недостатков не обнаружено В целом значительных сложностей не возникло По сравнению со старой моделью процесс стал сложнее3,54,52,553,5Замена ОЖ двигателя5Замена масла КП3,5Замена тормозных колодок Замена фильтра салона Замена ламп в основных фарах Замена ламп в противотуманных фарах Замена ламп в задних фонарях45344* «Сивик»-седан с двигателем R18A1 (1,8 л) по пятибалльной шкале в сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена «на четыре» (ЗР, 2008, №1).В ОДНО КАСАНИЕ На фоне таких мытарств замена свечей выглядит сущим пустяком. Отсоединяем разъемы проводки от индивидуальных катушек, отворачиваем их ключом «на 10», а свечи (IZFR6K 11S) ключом «на 16». Столь же просто поменять салонный фильтр: освобождаем бардачок и, сдавив боковины лотка, выводим его из панели приборов. Кассету с фильтром вынимаем, сжав с боков два усика-защелки. Замена передних колодок сюрпризов не преподнесла, но есть особенность: используя ключи «на 14» для болтов и «на 19» для пальцев, отворачиваем обе направляющие и снимаем скобу целиком. Повернуть ее, отвернув лишь нижнее крепление, не выйдет – мешают приливы на суппорте. Однако это к лучшему – будет повод проверить и при необходимости смазать все подвижные соединения, да и вероятность скручивания пыльника при таком методе сводится к нулю. Не забываем о  смазке между колодками и противошумными пластинами! С задними тормозами чуть сложнее. Основные колодки выполняют также функцию «ручника», поэтому, чтобы их отвести от диска, поршень надо не вдавливать, а вкручивать. Сначала ключом «на 12» вывертываем болты обеих направляющих, придерживая пальцы ключом «на 17», отсоединяем кронштейн крепления тормозного шланга к кулаку подвески и снимаем суппорт. Вкручиваем поршень, используя пластину длиной 100 и шириной 30  мм или затупленную стамеску. Главное, следить, чтобы не проворачивался пыльник поршня. При сборке — внимание: скоба-пищалка предельного износа должна оказаться на внутренней колодке снизу. У читателя может сложиться впечатление, что в  данном тесте мы придирались к  мелочам. Отчасти да, ведь от «Хонды» ждешь гармонии в  каждой детали – этим славились предыдущие модели. Очевидно, довести до ума нынешний «Сивик» не хватило времени. Впрочем, с его дефицитом сталкиваются многие производители – ведь смена моделей  происходит все чаще. Мысль, что такими же темпами развивается дилерский сервис и все больше автолюбителей предпочитают пользоваться его услугами, утешает слабо: ведь из-за возросшей трудоемкости ремонта придется оплачивать лишние нормочасы.278 За рулем 10/2008