378
379
СПОРТСЧЕТОВОДПервый раз в моноклассБытует мнение, что гонки на недорогих одинаковых машинах несильно бьют по карману пилотов и команд. Насколько это верно, выяснил Сергей Зиновьев. Фото: Юрий Тюрин, Андрей Клещев.Прокатный картинг, ночные уличные гонки, дикий стихийный дрег-рейсинг, любительское ралли. Пройдя эти этапы и осознав, что надо двигаться вперед и развиваться дальше, многие молодые люди с «гоночным» складом характера ищут пути в большой, официальный автоспорт. Для них как раз и созданы различные моносерии – состязания на машинах одной модели одинакового уровня подготовки (моноклассы). В Европе таких десятки, но ив России есть некоторый выбор, прежде всего в самых популярных дисциплинах  – кольцевых гонках и ралли. Оставим за кадром Кубок Honda Civic Type R – базовая машина довольно дорога, а в спортивной версии и подавно (в качестве недешевого примера – «ЛадаРеволюшн», см. таблицу). Да и, наверное, новичкам интереснее соревноваться с равными себе соперниками, чтобы оставался шанс отличиться, а не с заслуженными мастерами. В ралли самое выгодное предложение – «РеноЛоган». Московская команда AGA Racing оснащает серийные автомобили китами (наборами спортивных деталей) от «Рено-Спорт» и продает всем желающим. Неприхотливая и выносливая машинкаЧерез «Фиесту» спортивная программа «Форда» объединяет национальные чемпионаты – для лучших экипажей проводят международный монокубок.На поверку «бюджетный» Кубок Lada не так уж дешев: 4500 евро аренды за этап – многовато для начинающих пилотов. Может, поэтому в сезоне-2008 так мало участников?отлично себя зарекомендовала на наших скверных трассах. Помимо 6-этапного Кубка AGA  Logan (та самая моносерия), на ней можно стартовать в Кубке клубного ралли, а также в  профессиональном чемпионате и Кубке России – но там уже конкурентами будут не только «логаны». Похожую схему предлагает питерская IGM  Rally Team. «Форд-Фиеста ST» дороже, мощнее и быстрее, чем «Логан». Проводят отдельный монокубок только для таких же «фиест», есть зачет N3 в  чемпионате России, где доминируют пилоты именно на «фиестах». Есть даже международный Трофей «Форд-Фиеста» – машины те же самые. А самое главное, «Фиесту» не обязательно покупать. Приобретение спортивного автомобиля порождает цепь проблем и трат – где хранить и чинить, откуда брать запчасти, на чем перевозить? Аренда автомобиля на один этап (и в этом случае, и  во всех других представленных здесь) подразумевает его предварительную подготовку, доставку к месту старта и обслуживание в ходе соревнований. Арендатор экономит время, а может быть,378 За рулем 10/2008 «Логан» быстро прописался в ралли – на ходу больше десятка машин. А в ближайшем будущем без особых переделок может выйти на «кольцо».и деньги. Расчеты картингового бюджета (ЗР №  7, 2008) показали, что стоимость боевой техники составляет менее половины всех расходов на участие в гонках. Заглянем на кольцо. Кубок «Лады», начинавший с «восьмерок» и через стадию «десяток» дошедший до современной «Калины», за годы жизни изрядно подорожал. Продажная цена Lada 11193-37 сопоставима с «Логаном». Аренда, прямо сказать, кусается. Правда, организаторы НГСА в комплект услуг включают отдельного механика, который печется только о вашей машине, ни на что более не отвлекаясь. И в сторонние, параллельные турниры на «Калине» не уедешь – есть лишь 5-этапная серия в статусе Кубка РАФ. Новинка сезона – моносерия Legends, гонки оригинальных машин с кузовами «ретро» и 120-сильными моторами. Недостаток – все этапы проходят на одной трассе АДМ в  Мячково. Достоинство – на таких же машинах можно выступать во многих европейских странах, а для особо продвинутых предусмотрен Всемирный финал (в этом году пройдет не где-нибудь – в Лас-Вегасе!). В случае аренды поинтересуйтесь, кто несет расходы на ремонт автомобиля. Например, ущерб свыше 3000 евро для «Фиесты» от IGM Rally Team компенсирует страховка. Иногда вносится фиксированный депозит перед стартом – вне зависимости от тяжести повреждений машины, организатор с вас больше ничего не потребует. Что выгоднее – покупать или арендовать, советовать не беремся, у каждого варианта есть свои плюсы. Пожалуй, выбор зависит от того, чем для вас является автоспорт – излюбленным хобби или делом всей жизни.Монокласс Аренда (на 1 этап), руб. Покупка, руб. Число этапов (в сезоне-2008)Renault Logan Cup Ford Fiesta ST Lada 11193-37 Legends Lada Revolution– 54 000** 165 000 72 900 315 000494 000* – 600 000 Около 600 000 1 438 8206 6555* Минимальная комплектация для спорта: базовый автомобиль плюс стандартный кит-комплект; оснащение по максимуму – 612 500 руб. **Для выступлений в России; в Прибалтике – 2500 евро, в Европе – 3000 евро. «–» Нет данных.На правах рекламы