272
273
ТЕХНИКАХОЧУ РАЗОБРАТЬСЯВыбить из колеиКАНАВОКОПАТЕЛИ Не секрет, что дороги сплошь и рядом не выдерживают нынешних нагрузок. Подтверждением тому колеи на твердом покрытии. Летом бесчисленные колеса давят теплый асфальт как тесто – он становится еще податливей и все больше напоминает море с полотен Айвазовского. Глубже прочих мнут асфальт шины тяжеловозов – обычно в правых полосах. На середине колеи редки: разметку соблюдают лишь чудаки, потому асфальт раскатан ровно. Но левей свободу ограничили барьером, и вдоль него тоже колеи – тут по встречке не поедешь! Под нагрузкой от тяжелых машин часто проседает само основание дороги, к современной жизни тоже не готовое. Особенно жуткие следы могучих колес в окрестностях «великих строек» – провалы, бугры, складки, трещины. Водителям легковых машин с малым дорожным просветом тут худо – расход валидола на смятенную душу выше всяких норм. Разрушение дороги ускоряет вода,Сверхзадача наших дорог – оттачивать водительское мастерство. Эдуард Коноп прокатился по колеям.стекающая в трещины, – особенно накануне мороза. Лед пучит и взламывает даже бетон. Зимой дорога страдает и от шипов. Часто видно, что свежий, уложенный осенью, асфальт к весне источен насквозь. Картина особенно рельефна на левой полосе, где больше господ на мощных машинах. Края таких колей из-за слабой связи разных слоев асфальта выкрашиваются – они неровные.ПУТЬ К КОНЮШНЕ Согласно анекдоту из достаточно глубокой колеи машина не выскочит – можно бросить руль и заняться другим делом. Не советуем: это возчику средь полей не грех вздремнуть с бодуна (кобылка не заблудится – интеллектом она превосходит иного «драйвера»), автомобилю же только дай волю – увезет неведомо куда! Допустим, оба передних колеса катятся по левым бортам колей (см. рис.). Каждая шина несет весовую нагрузку G. Умножив ее составляющую N на коэффициент сцепления φ, получим силу сцепления шины с покрытием Nφ, а вот составляющая T банально толкает колесо вглубь колеи. Чем круче борт, тем меньше Nφ и больше T. Но пока T не «пересилит» Nφ, шина не соскальзывает с наклонной поверхности: при некотором уводе она «держит дорогу» (см. ЗР, 2008, № 6). На сухом асфальте значение φ близко к 0,8 – выходит, предельный уклон,с которого шина не соскользнет, около 80%, или 38,5 градуса. Мокрый, грязный, обледенелый асфальт неизмеримо коварнее – тут и едва заметные колеи опасны. При разгоне, торможении, в поворотах запаса сил сцепления не хватает – колеса соскальзывают туда, где ниже!ДУРНЫЕ НАКЛОННОСТИ Как известно, ось поворота колеса наклонена назад. Угол ее наклона (кастер)  – одно из средств динамической стабилизации машины на заданном курсе. Но наклон-то был подобран для ровной дороги, а в примере на рисунке сила T, приложенная к колесу позади оси поворота, толкает его в колею справа, но одновременно пытается повернуть влево! Сильней это ощущается на машинах с большим кастером (обычно заднеприводных). Переднеприводные послушней – кастер у них мал, к  тому же тяговая сила, деформируя шину, несколько смещает пятно контакта вперед. Для кого объяснение сложновато, пусть просто помнит, что в колеях машина неустойчива: руль может потянуть в одну сторону – и тут же бросить в другую! Еще хуже, если возникнут нарастающие колебания: например, съехав с левых кромок колей, колеса ударились в правые, еще сильней отскочили обратно – так недолго вовсе вылететь с дороги. Если расстояние между колеями такое же, как между колесами, силы Т работают в унисон – и удержать маши-Водитель пытается ехать левым колесом по борту колеи. G – вертикальная нагрузка на колесо, N – ее нормальная составляющая, от которой зависит сила сцепления шины с покрытием, T – сила, сталкивающая колесо в колею, О-О – ось поворота управляемого колеса.Поведение автомобиля зависит от того, как соотносятся его геометрические параметры с шириной колей на дороге. Ка – ширина колеи автомобиля, Кд – ширина колей на дороге, S – ширина углубления на дороге.272 За рулем 10/2008 бя, мягко говоря, по-разному. Ведь здесь важны малозначительные на первый взгляд нюансы. А представьте-ка, что в  дело вмешивается качество шин, особенности подвески! При сравнении  же совершенно разных автомобилей у  вас будет еще больше вопросов.ОСОБЫЕ СЛУЧАИ Из сухих колей выехать как будто несложно. Но когда борт колеи крут и выщерблен – берегись! Если шина резко зацепится краем протектора или боковиной за какую-нибудь выбоину, то возникшая в первый миг сила Р создаст на плече H момент, который дополнительно «клинит» протектор в выбоине. Плечо Hв этот миг уподобится большому плечу обката – в зависимости от характера выбоины руль может дернуть так, что не каждый атлет справится! Любители ездить по бордюрам это подтвердят. Так можно и шину порвать, и машину упустить. В грязной или ледяной колее шине не за что зацепиться – оттого и выехать трудно, особенно если ширина колей на дороге иу автомобиля одинаковая. Тут выехать из них плавно, под острым углом не получится: колеса скользят – и вместе, парой, на горку не поднимутся. Не зря же альпинисты в связке поочередно помогают друг другу! Поступим иначе: энергично прижмем передние колеса к одной стороне колей, затем бросим к другой – и возьмем горку за счет инерции машины. Освобождать из колей задние колеса тоже лучше инерцией, не давая им проскальзывать. Увы, теорию надо дополнить моралью: эти приемы небезопасны – будьте внимательней! Особой заботы на колейной дороге заслуживают велосипедисты, мотоциклисты, скутеристы. Здесь водителю двухколески крайне неуютно – и ехать рядом с ним на автомобиле, как минимум, неразумно – а вдруг упадет?! Если колеи залиты водой, уже при скоростях 60–70 км/ч въезд в них требует осторожности: колесо, ухнувшее в воду первым, резко тормозит машину, грозя ее развернуть, – держите руль крепко. Под водой есть риск не заметить какой-нибудь сюрприз, а при высоких скоростях возможно и аквапланирование, когда неуправляемая машина скользит как глиссер. Но трассой пользуются не только добрые люди  – вас могут просто вынудить съехать в воду. Поэтому напомним: по любой дороге, даже не залитой водой, стоит ехать с разумной скоростью!При ударе края протектора в неровный борт колеи возможно затягивание колеса вглубь выбоины. Удержать руль трудно. Здесь V – скорость движения машины, P – сила удара, М – вызванный ударом момент. Плечо обката колеса на ровном покрытии – h. При ударе в выбоину сила Р приложена на плече H относительно оси поворота О-О.ну трудней. Но не измерять же рулеткой колеи – держите надежней руль. Кстати, колеи передних и задних колес часто разные, что тоже вносит свои помехи в устойчивость машины. Когда одно колесо в колее, а другое на ровном покрытии, реакции на руле слабей. Снижает их и усилитель, но чересчур мощный неинформативен: излишне легкое управление мешает понять, куда толкают колесо законы физики, и даже богатый опыт не всегда спасает. Мы потому акцентируем на этом ваше внимание, что при управлении современным автомобилем – комфортабельным, послушным, устойчивым – иной водитель легко переоценивает и возможности техники, и собственные. Чем мощней, динамичней машина, тем легче оказаться за гранью допустимого, а с физикой не поспоришь – ее законы действуют независимо от наших настроений! Знатоки могут возразить: вы, мол, даете упрощенную картину… Не станем отрицать. Поведение машины зависит от великого множества нюансов – старайтесь изучить ее слабые и сильные стороны. Во многих ситуациях автомобили даже одной схемы и класса ведут се-На правах рекламы