368
369
370
371
372
ТЮНИНГLADA KALINA, OPEL CORSA OPCДавид против ГолиафаУ каждого крупного автопроизводителя есть придворное ателье, где дорабатывают серийные модели, будь то престижные седаны или городские хэтчбеки. К последним решил присмотреться Вадим Никишев. Фото: Константин Якубов, Константин Васильев.Тест «зажигалок» В-класса мы запланировали давно. Непременным условием было участие… «Лады-Калина»! Вы спросите, разве есть у нее горячая версия, способная составить конкуренцию именитым маркам? Есть. По крайней мере так нам тогда казалось. Но завод не оправ368 За рулем 11/2008дал ожиданий, выпустив под именем «Калины-Спорт» практически серийный автомобиль. А обещанный прототип полноприводной версии с турбодвигателем завис на стадии доработок. В итоге к  Дмитровскому полигону стартовали заводской «Опель-Корса ОРС» и частная «Калина» с турбомото-ром. Объединяет их принадлежность к одному классу и 1,6-литровые наддувные двигатели. Что же может противопоставить заводской продукции небольшой коллектив инженеров-энтузиастов, способен ли невзрачный Давид побить основательно подготовленного немецкого Голиафа? В ПРАЩЕ ДАВИДА Еще на шоссе тюнинговая «Калина» намекнула на внушительный потенциал. При напряженных обгонах она не только не отставала от «Опеля», но буквально утыкалась ему в корму, заставляя водителя сбрасывать газ. При том что турбонаддув немецкой машины, нагнетаяв цилиндры воздух под давлением 1 бар, пробуждает 192 «лошади»! Впрочем, ничего удивительного: «Калина» заряжена серьезнее. Гораздо серьезнее. В праще у «Давида» – турбонагнетатель TD04 от «Субару-Импреза WRX», выдувающий в  пике ни много ни мало 1,2 бар. Давление наддува регулируетсяперепускными клапанами в пневмоцепи обратной связи и ограничивает производительность на трех низших передачах: 0,6, 0,8 и 1,0 бар соответственно. Еще до установки турбины заменили коленвал, поставили оригинальные поршни и снизили степень сжатия до 8,5. В 16-клапанной головке расточилиЗа рулем 11/2008 369 ТЮНИНГ | LADA KALINA, OPEL CORSA OPCКороткоходная подвеска – причина отрыва колеса в напряженном повороте. Но поворачиваемость все равно близка к недостаточной.Разделив 192 на 1,6, получим литровую мощность «Корсы ОРС». Она относительно невысока, зато завод гарантирует два года беспроблемной эксплуатации. Салон немецкой машины, сохранивший врожденную игривость, на любителя. Дисплей навигации вовсе не бутафория: есть карта Москвы.каналы, но оставили штатные распредвалы. И впускной ресивер, и выпускной коллектор-«паук» – самодельные. Датчик массового расхода воздуха, непригодный в  схеме со сбросом воздуха в blow off (общепринятое название перепускного клапана), заменили датчиком абсолютного давления. При настройке системы, где используется широкополосный лямбда-зонд и контроллер «Январь» 5-й серии (штатный не пригоден для точной настройки), пришлось переделывать проводку. Интеркулер фронтального типа фирмы ОВХ разместили перед основным радиатором, его мож370 За рулем 11/2008но разглядеть в пасти огромного воздухозаборника. Топливо – бензин А-95 – качает шестеренчатый насос Walbro с подачей около 200 л/ч, форсунки Bosch пропускают до 418 см3/мин. Вновь появилась обратка, чтобы поддерживать постоянный перепад давления относительно наддува в  коллекторе. Расход топлива при предельной нагрузке – свыше 100 л/ч! Замеры на стенде обещали 255  л.с. при 6000 об/мин и 315  Н.м при 4000–5000 об/мин – осталось проверить, как это воплотится в максимальной скорости и разгоне до сотни.Пристрелочные заезды заставили тщательно подбирать стартовые обороты: недобрал – мотор проваливается даже не в  турбояму, а в  турбоовраг. Поднял повыше – избыток тяги срывает колеса в  пробуксовку, которая не прекращается вплоть до третьей передачи, несмотря на самоблокирующийся дифференциал. Впрочем, это неплохо: 5-ступенчатая коробка в сочетании с керамическим сцеплением Pilengo подвергается заоблачным нагрузкам, а проскальзывающие шины играют роль своеобразного демпфера, предохраняя трансмиссию от поло- Самоблокирующийся дифференциал, с дной стороны, помогает управлять тягой, с другой – вносит неоднозначность в реакции автомобиля. Салон «Калины» ничем не отличается от стандартного: маркий и гремучий пластик, тугие органы управления. Стандартная баранка делает четыре оборота от упора до упора. На стендовых замерах мотор «Лады» показал 255 л.с., на полигоне, вероятно, поменьше: компрессор не развивал максимального давления. Что будет через 50 тысяч пробега?мок. Кстати, штатные приводы и шарниры в таком режиме выдержали 20 000 км и не подают признаков усталости. А вот наша экспертная бригада утомилась. Совладать с турбо-«Калиной» совсем не просто. При каждом переключении ее резко ведет в  сторону, а на максимальной скорости 225 км/ч (!) она болтается по «динамке», как мыло в ванне. Не способствуют взаимопониманию машины с водителем стандартный рулевой механизм и минимально доработанные тормоза. Воображение невольно рисует летящий булыжник, всяНа правах рекламы ТЮНИНГ | LADA KALINA, OPEL CORSA OPCТрекшн-контроль на «Опеле» не мешает, а помогает быстрому старту. На «Ладе» противобуксовочная система – в руках, ногах и голове водителя. В багажнике «Опеля» разместился стационарный компрессор для подкачки шин. Такую удобную опцию должны предлагать все автопроизводители! Водительское сиденье UNP, установленное владельцем «Калины», удобнее серийного, но не идет ни в какое сравнение с «РекароСпорт» на «Корсе».РЕЗУЛЬТАТЫ ЗАМЕРОВ «ЗА РУЛЕМ»Эластичность Время разгона, с: 60–100 км/ч (IV) 60–100 км/ч (V) 80–120 км/ч (V) 80–120 км/ч (VI) Lada Kalina 8,66 – 12,6 – Opel Corsa 5,77 7,52 8,24 9,85«Калина» – неплохая основа для создания горячего хэтчбека. Но эта задача по зубам лишь заводу или достаточно крупной тюнинговой фирме с большим опытом. Представленная турбо«Калина» не конкурент комплексно доработанной иномарке от придворного ателье, хотя и обыгрывает ее по ряду параметров.Однако все, как полагается, относительно. После прострелов на «Калине» немецкая машина показалась покладистой. Да, при интенсивном разгоне руль нужно держать крепче: сказывается силовое подруливание. Но и только! На максималке переговоры экспертов выглядят так: «Ну, сколько там, 215? Давай потихоньку разворачиваться, надо в обратном направлении замерить». В отечественном автомобиле на таком режиме все силы уходят на его обуздание, тут уж не до разговоров. «Корса ОРС» действительно заметно уступила «Калине» в  разгоне до сотни и максималке. Зато отыгралась в  других дисциплинах – эластичности, торможении, управляемости. Не говоря уж о  качестве, сбалансированности и надежности. После замеров выяснилось, что «Лада» могла быть… еще быстрее! Но от вибрации ослабло соединение выпускного коллектора и турбонагнетателя, уплотнительная прокладка прогорела – и мотор не выдал расчетной мощности. Осталось лишь привести слова хозяина машины, инженерафизика по образованию: «Это нисколько не оправдывает «Калину», а лишь доказывает: такого рода проекты – скорее конструктор для взрослых, чем настоящий спорткар». ПОДРОБНОСТИ НА WWW.ZR.RUзадача которого – поразить Голиафа ис тем уйти из памяти.СИЛА ГОЛИАФА «Корса ОРС» поначалу произвела впечатление нервной: острый руль (всего 2,5 оборота от упора до упора), жесткая подвеска, не позволяющая расслабиться на неровной дороге… Инженеры Opel Performance Center сделали все, чтобы владелец «Корсы» получил возможность проявить свое водительское мастерство. Короткие передачи, на которых мотор моментально выкручивается до максимальных 6500 об/мин, ударные переключения, чувствительные тормоза... 372 За рулем 11/2008