318
319
320
321
322
323
ЭКОНОМИКАИНТЕРВЬЮ НА ПАРИЖСКОМ АВТОСАЛОНЕВсемирный автосалон в Париже – это обилие ярких премьер, отчетливая тенденция к поиску альтернативных видов топлива, программные новинки фирм, обеспокоенность кризисом, желание удивить и удивиться… Обо всем этом – в интервью главного редактора Петра Меньших с руководителями крупнейших компаний.Вадим Швецов: Ситуация открывает новые возможностиВадим Аркадьевич Швецов, генеральный директор ОАО «Соллерс». Родился в 1967 году в Череповце. Окончил Московский институт стали и сплавов, в 2001-м получил степень MBA в университете Нортумбрия (Великобритания). Свою карьеру начал на Череповецком металлургическом комбинате. С весны 2002 года – генеральный директор ОАО «Северсталь-Авто» (с 2008-го – ОАО «Соллерс»).– В ситуации прогрессирующего экономического кризиса есть ли у вас силы и средства продолжать развитие бизнеса? Может быть, стоит остановиться на время и переждать? – Нет. Я считаю, что именно сейчас нужно максимально быстро развивать бизнес. Сложившаяся ситуация открывает новые возможности. Кризисы – обычное явление, они случаются каждые десять лет, просто люди уже успели об  этом забыть. Сейчас происходит своеобразный естественный отбор, когда выживает сильнейший. Начинается испытание стратегий и личностей руководителей. – Какова актуальная стратегия компании «Соллерс»? – У нас два ключевых направления. Через марку УАЗ хотим реализовать концепцию больших утилитарных вседорожников. Также, учитывая растущую роль сегмента доступных массовому потребителю автомобилей, в рамках уазовской линейки моделей собираемся создать бюджетный продукт с внедорожным потенциалом. Это будет автомобиль с  утилитарным, возможно, даже военным дизайном, напоминающий «Хантер». В рамках УАЗа мы активно занимаемся маркетинговыми исследованиями, формируем новые наборы опций для конвейерной комплектации. Если сейчас мы предлагаем три опции, то через некоторое время их максимальное количество увеличится до двадцати – двадцати пяти. Альтернативная стратегия  – массовое производство продуктов с низкой себестоимостью и максимально привлекательных по цене, но с наименьшим различием по комплектациям. И  наш новый автомобиль «Саньён-С200» – продукт массовый. В  сегодняшней ситуации необходимо выводить на  рынок не  единичную модель, а целое семейство. – Российская армия все еще является вашим покупателем? – Объем военных закупок крайне невелик и составляет в структуре совокупных продаж не более 1,5–2%. Армия – заказчик не коммерческий, а стра318 За рулем 11/2008 тегический. Это сотрудничество успешно работает на наш имидж. Мы обеспечиваем автомобилями не только армию, но  и многочисленные госслужбы, сотрудникам которых приходится работать в труднодоступных районах ив тяжелых условиях. За  счет этого нам обеспечен сбыт легких коммерческих автомобилей – «буханок», как их окрестили. – Как развиваются отношения с  производителями компонентов? С  учетом роста числа опций на  УАЗах этот вопрос становится особенно важным... – Производители компонентов охотно идут туда, где есть большой объем. У нас есть опыт привлечения корейских поставщиков в  Россию. Так, мы наладили сотрудничество УАЗа с корейскими производителями коробок и  сидений, заинтересовав их именно большими заказами, выгодными с  точки зрения сокращения издержек. Причем большинство опций будут одинаковые для УАЗа и для моделей «Саньён». Например, нам очень понравились опции пикапа «Актион», и  корейские поставщики разработали подобный набор для пикапа на базе «Патриота». Причем сохранили высокое качество изделий, не доступное российским производителям. – Как складываются ваши отношения с  ГАЗом  – вы продолжаете поставлять ему моторы? Есть ли планы расширения производства на ЗМЗ? – Да, наметили в  следующем году существенно расширить производство. Сейчас заканчиваетсямонтаж оборудования, во второй половине 2009 года запустим конвейер по  производству 100  тысяч дизельных двигателей в  год. Могли  бы запустить и раньше, но оборудование весьма сложное и требует проведения продолжительных тестов. Производить будем один из самых современных дизелей – 1А. Двигатель разработан на  совместном с  концерном ФИАТ предприятии. Он найдет применение на легких коммерческих автомобилях и «патриотах». Уже через пять лет на 70% наших вседорожников и коммерческих автомобилей будет стоять дизельный мотор. Вместе с тем продолжаем работу по адаптации бензиновых двигателей, в частности ЗМЗ-406, к нормам Евро IV. Есть интересный проект по доработке нашего бензинового мотора для «ФИАТ-Дукато»  – этот автомобиль популярен у россиян. – Есть ли планы покупки Ульяновского моторного завода? – Пока нет. Мы закупаем двигатели по соглашению с ГАЗом. В этой ситуации не хотелось бы нарушать существующий финансово-экономический и структурный баланс, который нас вполне устраивает. Это в основном двигатели для старого модельного ряда. – А почему бы российским производителям не  объединиться, чтобы производить 1,5 миллиона автомобилей на одной платформе? – Жесткая конкурентная среда не позволит нам этого сделать. Чтобы подобное получилось, необходимо закрыть внутренний рынок таможенными пошлинами, как сделано, например, в Китае.Компактный вседорожник «Саньён-С200» в будущем пополнит модельный ряд компании.За рулем 11/2008 319 ЭКОНОМИКА | ИНТЕРВЬЮ НА ПАРИЖСКОМ АВТОСАЛОНЕФилипп Спендер: В каждой «Мазде» можно найти спортивные ноткиФилипп Спендер (Philip G. Spender) – директор и заместитель вице-президента компании «Мазда». Родился в 1954 году. Инженер по образованию, с 1975-го в компании «Форд». В январе 2007 года занял пост главного операционного директора китайского подразделения «Форд». С июня 2008-го – директор и заместитель исполнительного вице-президента компании «Мазда».– «За рулем», один из  старейших российских журналов, в  этом году отмечает 80-летие. Нас читают поколениями, и, что приятно, среди читателей все больше молодых. Поэтому первый вопрос: почему все подруги моей дочери мечтают о «Мазде»? – Дело, скорее всего, в  концепции «Зум-зум», которая нашла правильный отклик у  потенциальных покупателей. В ее основе лежит эмоциональная передача детского восторга от  поездки на машине. Среагировав на  слоган, покупатель обращает внимание на самобытный дизайн – логическое продолжение линии, начало которой дал «Зум-зум». Это подкрепляется особенными ощущениями от  вождения. Вся цепочка рождает у  клиента систему притягательных ассоциаций с нашим брендом. – «Мазда» и ее слоган уже неразделимы. Как появилась концепция «Зум-зум»? – Я могу вам это сказать точно, поскольку присутствовал на  запуске нашей новой концепции «Зум-зум» на  Токийском автосалоне в  1998 году. Целью было сделать марку «Мазда» более заметной на  фоне конкурентов. «Мазда-6», вышедшая в 2002 году, стала первым продуктом, созданным по новой концепции. Новая «Мазда-6» – уже второе поколение концепции «Зум-зум». А сейчас на стенде вы можете наблюдать третье – концепткар «Киора». Были проведены исследования, которые установили, что «Зум-зум» является наиболее узнаваемым и запоминаемым автомобильным слоганом, особенно в России. И сейчас, когда ситуация в  автомобильном мире весьма непростая, «Мазда» именно за счет удачного позиционирования и  философии «Зум-зум» продолжает развиваться. – «Мазда» первой решила использовать Транссиб для доставки автомобилей. А что выиграет покупатель – станут ли очереди на «Мазду» короче? – Конечно, ведь теперь время в пути значительно сократится. Пока очереди на  некоторые модели «Мазды» сохраняются, но в долгосрочной перспективе, благодаря правильно выбранной российскими дилерами стратегии развития клиентской сети, спрос на  наши автомобили будет полностью удовлетворен.320 За рулем 11/2008 Руководство компании осознает важность и высокие возможности российского рынка; сейчас для  нас он занимает четвертое место в  мире (следом за США, Японией и Китаем). – Понимаю, что сегодня вы больше работаете как  маркетолог, но  хотел бы задать вам вопрос как  инженеру. В  одном из  интервью российской прессе вы сказали, что у дизелей нет будущего… – Меня не совсем правильно поняли. Дизельная технология в целом очень востребована, у нее хорошие перспективы. И наша компания вкладывает серьезные средства в  ее развитие. Однако в  свете недавнего скачка цен на  дизельное топливо в  Европе экономическая выгода от  эксплуатации таких двигателей становится не столь очевидной. Помимо этого, самым серьезным вызовом дизельной концепции становится необходимость ее адаптации под  перспективные нормы выбросов Евро  VI и  VII. Внедрить экологичные технологии обойдется дороже, чем разработать и запустить в производство небольшой бензиновый мотор. И я считаю, что в этом отношении у  бензинового двигателя больше возможностей для развития. Например, экономичность нового поколения наших бензиновых моторов удалось повысить на 30%, а выбросы СО2 снизить на 25%. – Собираетесь ли расширять линейку спортивных моделей? – Пока нет. В  каждом автомобиле «Мазда» можно найти спортивные нотки. В  этом сегменте особая ставка на  МХ-5. Экономический спад традиционно негативно сказывается в первую очередь на сбыте спортивных моделей. Их призвание – работа на имидж компании, демонстрация новейших технологий производителя.– На вашем стенде представлена модель RX-8, работающая на водородном топливе. Насколько автомобиль близок к реальности? – У этого проекта, по нашему мнению, есть будущее. Основная сложность – строительство и расширение сети водородных заправок. В  нескольких скандинавских странах на  государственном уровне было принято решение о  переходе на  водородные технологии. Местные власти занимаются исследованием и оптимизацией процессов производства водорода, его хранения. Мы собираемся опробовать свой проект в Норвегии, где будет построена сеть таких заправочных станций, которая протянется на  500  км вдоль основной трассы страны. Вообще, ожидаем прорыва на  этом направлении в ближайшие 10 лет. – Как мне кажется, модельный ряд «Мазды» сейчас смещается в  сторону компактных моделей и кроссоверов. Это так? – Модельный ряд постоянно развивается, однако у  нас нет цели проникнуть в  каждую рыночную нишу. Мы четко отслеживаем основные направления развития мировой автомобильной индустрии, а они заключаются в сокращении габаритов автомобилей и уменьшении объемов двигателя. Мы чутко реагируем на  них, следуем актуальным экологическим требованиям. В современном мире перед производителями стоит непростая задача  – научиться зарабатывать на  маленьких машинах. Как известно из  истории автомобилестроения, пока ни одному производителю это не удавалось, все подобные проекты приносили лишь убытки. А сейчас компания «Мазда» пытается найти способ сделать производство небольших автомобилей экономически выгодным.Роторный двигатель этой «Мазды RX-8» работает на водороде.За рулем 11/2008 321 ЭКОНОМИКА | ИНТЕРВЬЮ НА ПАРИЖСКОМ АВТОСАЛОНЕТомас Хауш: Ведем переговоры с российскими партнерамиТомас Хауш (Thomas Hausch) – вице-президент по международным продажам Chrysler LLC. Родился в 1965 году в Штутгарте (Германия). В 1991-м получил степень МВА в Университете Южной Калифорнии (США), а в 1993-м – инженерную степень в университете Фридерициана в Карлсруэ (Германия). С сентября 1993 года работал в «Даймлер-Бенц». В 2000-м возглавлял проект реорганизации «Крайслера». С мая 2007-го – вице-президент по международным продажам «Крайслер груп».– Перед выставкой я неделю путешествовал по  России на  новом «Джипе-Чероки», проехал более 4000 км. В целом он мне понравился, однако двигатель при солидном объеме демонстрирует весьма скромные мощность и  крутящий момент. С чем это связано? – В  линейке «Крайслер» семь вседорожников «Джип» и  один «Додж». Каждая модель обладает специфическими потребительскими качествами. Если вам нужен мощный двигатель, мы можем предложить «Джип-Гранд Чероки SRТ-8» с мотором мощностью более 400 л.с., если вы заинтересованы в  покупке экономичного автомобиля, то подойдет «Джип-Компас» со средним расходом 6,5 л/100 км. У  «Чероки» есть «родной брат» по  платформе  – «Додж-Нитро» с  агрессивной внешностью и  более мощным двигателем объемом 4 л; есть версия с передним приводом. Модель «Чероки» мы позиционируем как  люксовый вариант полноценного внедорожника, который на  ступеньку ниже «ГрандЧероки» и «Коммандера». В нашей линейке присутствуют и  легкие вседорожники  – паркетники, такие как «Додж-Калибр» и «Джип-Компас», а также бескомпромиссный борец с  бездорожьем «ДжипРэнглер». Как видите, наш модельный ряд в  этом сегменте настолько широк, что мы готовы предложить подходящий вариант любому покупателю. – Нас, естественно, интересуют вопросы сотрудничества вашей компании с  «Группой ГАЗ». Какая следующая модель «Крайслера» может оказаться на конвейере в Нижнем Новгороде? Говорят, это будет вседорожник... – Чисто теоретически объединение российского производителя, имеющего в своем активе крупные мощности и  устойчивую национальную поддержку, с  мировым автопроизводителем, обладающим современными технологиями производства вседорожников, среднеразмерных кроссоверов,  – это интересная тема. Но  нужно отдельно изучить связанные с ней вопросы. Да, мы ведем переговоры с нашими российскими партнерами, однако официально никакой информации о  возможном запуске каких-либо совместных проектов не подтверждаем. Я готов лишь порассуждать с  вами на  эту тему. Сотрудничество может идти по тем направлениям, которым обеспечен наибольший спрос на  местном рынке. Это, например, среднеразмерные и  большие вседорожники, объем продаж которых устойчиво растет с каждым годом. А вот мини-вэны и пикапы не пользуются сколь-либо значительным вниманием россиян. – Каковы ваши планы касательно развития модельного ряда компактных автомобилей? Подобное направление присутствует в вашем сотрудничестве с «Ниссаном»? – Мы производим пикапы «Ниссан» для рынка США, а они производят для нас в Западной Европе автомобиль сегмента B – «Додж-Эмоушн». Мы также удовлетворены ростом европейских продаж моделей «Калибр» и «Джорни».322 За рулем 11/2008 Кадзухару Ичикава: Автомобиль не создать без участия человекаКадзухару Ичикава (Kazuharu Ichikawa) – генеральный менеджер по продукту «Субару мотор», куратор проекта «Форестер». Родился в Токио в 1962 году. Окончил университет по специальности «инженер-механик». Работает в компании «Субару» более 25 лет, большую их часть посвятил разработке двигателей и планированию моделей «Легаси», «Импреза» и «Форестер». Руководит проектом «Форестер» с момента запуска модели.– Компания «Субару» за полгода увеличила продажи в  России в полтора раза. Надеюсь, по  итогам года рост составит 100%... – О, спасибо за  столь радужный прогноз! Российский рынок демонстрирует постоянный и  стабильный рост. Чтобы увеличить продажи, необходимо лучше изучить не  только рыночную ситуацию, но и страну как таковую. Пока мы не вправе сказать, что досконально знаем Россию, но  постепенно узнаем ее все лучше. Для этого очень важны испытания на российских дорогах. Мы благодарны за тест «Субару-Форестер», проведенный журналом «За рулем». В частности, ваши испытатели отметили излишне мягкую подвеску. Мы  весьма ответственно относимся к испытаниям, которые проводит ваш журнал, и в сжатые сроки протестировали автомобиль для осуществления необходимой доработки. Материал журнала изучили специалисты по подвескам и пришли к выводу о необходимости внесения изменений. Проект модернизации находится в завершающей стадии, причем для финальных испытаний Москву посетит начальник департамента разработок и технологий компании «Субару». В  связи с  этим хотели  бы пригласить сотрудника вашей редакции г-на Воскресенского принять участие в заключительных тестах новой подвески. – Автомобили «Субару» всегда отличались превосходной управляемостью и  несколько старомодным обликом. Многие мои коллеги в  России считают, что в погоне за современным дизайном «Субару» в последнее время стала утрачивать индивидуальность. Изменилось ли восприятие компании на рынке? – Действительно, отличительной чертой «Субару» является превосходная управляемость, и на этом фоне для  наших клиентов все остальные критерии вторичны. Многих клиентов компания приобрела благодаря очень удачной первой модели «Легаси», и тогда же, изучая реакцию рынка, мы пришли к выводу, что покупатель хочет видеть автомобиль «Субару» самобытным, с  нетрадиционным дизайном. Рынок изменился, готовность ценить автомобиль только за  управляемость и  спортивность уходит в прошлое. Мы выделили свои ключевые конкурентные преимущества  – симметричный полный привод и  оппозитный двигатель, поработали над необходимыми актуальными качествами, такими как забота об  окружающей среде, комфорт, безопасность,и на этой базе создали модельный ряд, отвечающий основным требованиям рынка. – Дизайн продолжает оставаться за кадром? – У нас нет стремления быть на  пике моды. Мы проводим исследования в разных странах, и если раньше просили оценить предложенный дизайнпроект, то сейчас задаем лишь один вопрос: «Вы купили  бы этот автомобиль?». Ответ на  него и  есть оценка дизайна. При  разработке экстерьера нового «Форестера» мы проводили опросы среди владельцев предыдущих моделей, а также автомобилей других марок. Большинство владельцев «форестеров» ответили, что предпочтут предыдущую модель, а вот хозяева машин других марок выразили готовность приобрести именно новую. Благодаря удачному дизайну удалось расширить аудиторию клиентов. – Говорят, с  чистого листа легче творить: не  мешают стереотипы. А вообще, создавать автомобиль  – трудное дело? Какова доля участия в нем человека? – Могу с  полной уверенностью сказать: никакие новейшие технологии не исключат человека из процесса создания автомобиля. Необходимо постоянно тестировать и доводить до совершенства характеристики машин, а это невозможно без участия высококвалифицированных специалистов.За рулем 11/2008 323