248
249
250
252
ГРУЗОВИКИ MERCEDES-BENZ ACTROSКороли большой дорогиОбычно для журналистов знакомство с тяжелыми грузовиками скоротечно: презентация, пресс-конференция, иногда короткий тест-драйв, да и то чаще по полигону. Однако с новым «Мерседесом-Актрос» (ЗР, 2008, № 6) Юрию Нечетову за тысячу километров пробега удалось сойтись поближе. Фото автора и «Мерседес-Бенц».Струдом продираюсь через пробки в Царицыно, откуда намечен старт пробега. По  левой обочине нас лихо обгоняет непрерывная цепочка автомобилей, при этом едут они задним ходом!ПОД НЕБОМ ЗВЕЗДНЫМ В парке уже стоят семь новеньких красных «Мерседесов-Актрос». Три «головы» без полуприцепов серии 1841 с  низкими кабинами предназначены для журналистов, у которых есть только грузовая категория  С. Поэтому мое внимание переключается на  полноценные автопоезда  – не долго думая, забрасываю пожитки в  самый мощный «Актрос-1851 LS» с  мотором OM 502 LA V8 (15,9  л/510  л.с.). Он  такой 248 За рулем 12/2008здесь единственный. Еще есть пара автопоездов с  1844-ми тягачами и  один с 1841-м. Померзнув на  пресс-конференции, прячусь в  теплую машину  – отопитель «Вебасто-Эйр Топ 3500» делает свое дело исправно. У моего тягача высокая кабина «Мега Спейс» (Mega Space) с ровным полом, передвигаться внутри можно свободно. Кроме общего света и  штурманского, есть симпатичное «звездное небо»  – говорят, крохотные синие светодиоды на  потолке удобно включать на  ночь. Под  нижним спальником расположены два выдвижных ящика, в  верхнем установлен 25-литровый холодильник  – он, как и  рожки пневмосигнала на  крыше, входит в  топовый комфорт-пакет «Экстра».Наконец стартуем. В  пределах города машину ведет мой улыбчивый напарник-инструктор Миша, между прочим чемпион России по картингу в классе «Союзный»! В  Европе грузовики обычно ездят в первом ряду, а у нас во втором, поскольку первый то и дело стопорится общественным транспортом (редко где есть карманы для остановок) или  просто припаркованными автомобилями. А неповоротливому автопоезду сменить полосу в толкучке куда труднее, чем легковушке!АВТОПОЕЗД С АВТОМАТОМ Кольцевая остается позади, останавливаемся, чтобы поменяться местами. Миша уступает руль с выражением сомнения на  лице: мол, кто знает, что ты Mercedes Actros 1851 LSОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина ширина высота база Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Нагрузка на седло, кг Максимальная скорость, км/ч Топливо Запас топлива, л КЛАССИФИКАЦИЯ седельный тягач КОНСТРУКЦИЯ рамная ДВИГАТЕЛЬ ТД OM 502 LA, V8, 15,9 л, 405 кВт/510 л.с. при 1800 об/мин, 2400 Н.м при 1080 об/мин, расположен спереди продольно ТРАНСМИССИЯ заднеприводная, А12 PowerSift 2 ХОДОВАЯ ЧАСТЬ подвеска зависимая пневматическая; тормоза пневматические дисковые; ABS; шины спереди – 385/55R22,5, сзади – 315/70R22,5 *Ограничена электроникой. ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ 6115 2500 3720 3600 7100 40 000 10 900 90* ДТ 600Под нижним спальником есть два выдвижных ящика, в верхнем размещен холодильник. Подушка пассажирского кресла складывается – так легче проходить по кабине.На передней панели – клавиши управления трансмиссией: в «силовом» режиме Рower переключение происходит при более высоких оборотах, есть также режимы «раскачки», помощи при трогании на подъем и блокировки заднего дифференциала. Россыпь синих светодиодов на потолке, выполняющая роль ночного освещения, в темноте похожа на звездное небо.за  птица. Деловито кручу регулировки кресла, руля, зеркал (господи, тут еще и пневмоподушки меняют форму спинки!), пытаясь скрыть волнение – в моем послужном списке таких больших машин пока немного. Вроде все в  порядке, можно ехать. Коротким толчком посылаю вперед расположенный на  подлокотнике джойстик автоматической коробки передач PowerShift 2  – на  центральном дисплее высвечивается цифра  3. Новый 12-ступенчатый автомат, который теперь входит в  стандартную (впервые в  этом классе!) комплектацию, выбирает передачу в  зависимости от  уклона: для  старта на  горизонтальной площадке достаточно и третьей. Кроме того, коробка снабжена системой демп-фирования рывков и имеет медленный маневровый режим. Теперь отпустить кран стояночного тормоза. Девять человек из  десяти поклянутся, что этот безымянный рычаг в резиновом гофре на консоли справа управляет коробкой передач! На  самом деле это стояночный тормоз… Что там говорится про «интуитивно понятное управление» в трактатах об эргономике? А ведь на тех машинах, что я видел в Штутгарте, форма рычага была более привычной. Зато с педалями все предельно ясно: их всего две, как в  любой машине с автоматом, и это существенно облегчает процесс привыкания. Зеркала хороши – двухсекционные, с  широким сектором обзора. Мы  медленно вытягиваемся со  стоянки, ко-робка аккуратно перебирает передачи, пропуская за  ненадобностью одну, а  то и две.ЛЕГКОВЫЕ ПОВАДКИ Я освоился за  рулем и  теперь чувствую себя достаточно уверенно. «Актрос» оказался легким в управлении, руль точный, как  у хорошего легкового автомобиля. Великолепные тормоза, дисковые на всех колесах тягача, аккуратно дозируют замедление. Несмотря на 15 тонн балласта в «телеге», 510-сильный мотор позволяет уверенно, без  снижения скорости брать большинство подъемов и  почти везде держать свои законные 90 км/ч, не мешая другим машинам. В сумерках включаю подсветку мерседесовской эмблемы на  облицовке раЗа рулем 12/2008 249 ГРУЗОВИКИ | MERCEDES-BENZ ACTROSУ «Актросов» с низкой кабиной на облицовке радиатора две планки, у обладателей высокой кабины «Мега Спейс» их три. У «Актросов» с высокой кабиной пол на уровне подбородка, зато совершено ровный. Позади двери – пара ящиков для инструмента и другой мелочи.Бортовой компьютер выводит показания на новую панель приборов. Из-за ремонта дороги «Мерседес-Актрос 1844 LS» показал среднюю скорость лишь 51,1 км/ч, а отсутствие груза в полуприцепе обусловило скромный расход: 28,9 л/100 км.Т-образный селектор управления автоматом PowerShift 2 расположен на откидном подлокотнике справа. Кнопка с надписью «М/А» переключает механический и автоматический режимы работы трансмиссии.диатора  – на  участках с  реверсивным движением водители почти всех стоящих у  противоположной обочины машин провожают взглядом проплывающие мимо звезды. Жаль, что фары у нас обычные галогеновые, а  не опционные биксеноны. К  слову, стекло у  них теперь съемное, так что, если разобьется, не придется менять фару целиком.ЕВРО VВ РОССИИ У «Актроса» весьма скромный для его мощности и  загрузки аппетит: 37,4 л/100 км. Экономить топливо помогают система управления пневматикой E-APU (Electronic Air Processing Unit), двухскоростная помпа и другие решения. Шильдик «BlueTec 5» на  кабине означает, что машина в исполнении Евро  V и  снабжена системой впрыска мочевины, поэтому в  расходах на  топливо нужно учесть и 2–2,5 литра AdBlue. Остаются открытыми вопросы: где ее заправлять в России и насколько эффективен окажется зимой подогрев «голубой добавки», замерзающей при –12оС? Поздно вечером финишируем под  Воронежем. Ночевка в  кабине не  предусмотрена, так что регули250 За рулем 12/2008ровку угла наклона верхней полки и новый матрас нижней опробовать не смогу. Как и специальное зеркало для бритья…ПОПРАВКА НА ВЫСОТУ Сегодня еду хоть и на чуть менее мощном «Актросе-1844 LS» с мотором OM 501 LA V6 (11,9  л/435  л.с.), но  с пустым полуприцепом, поэтому по динамике разгона наш автопоезд уступает, пожалуй, только легковым машинам. В  кузове лишь громадная «плазма» с  экраном в  полтора метра – телевизор и другое оборудование будут использованы во время благотворительных акций, ведь мы везем в интернаты комплекты для изучения правил дорожного движения. По  этой причине приходится быть особенно осторожным: на спуске разогнаться бы, но внизу обычно какой-нибудь горбатый мостик, на котором фуру бросает так, что мало не покажется. База тягача лишь 3600 миллиметров, а моя голова находится на высоте почти 3 метра, так что эффект козления ощущается будь здоров: на кочке кабина поднимается и почти на столько же подается назад. А в ямке, наоборот, ухает внизвперед, норовя наподдать подголовни-ком по затылку и вытряхнуть скарб с потолочных полок  – неплохо  бы добавить им крышки в качестве адаптации к российским условиям эксплуатации. Ближе к  югу дороги все больше двухполосные, с  продавленными колеями  – к  ним очень чувствительны широченные передние шины размерности 385/55R22,5. Сначала тягач сопротивляется, не желая покидать колею, а потом неожиданно прыгает в  сторону, только успевай его ловить! Еще раз меняю машину, теперь пересаживаюсь на 408-сильный «Актрос-1841 LS» с низкой кабиной и возвышающимся посреди нее капотом. У этого передние колеса поуже (315/70R22,5) и  поведение в  колеях более спокойное и прогнозируемое.ЭЛЕКТРОННЫЕ СТРАХОВКИ Впереди спуск, а  потом довольно крутой и  длинный подъем. Пару раз дергаю правый подрулевой переключатель, но даже вторая ступень горного тормоза (гидроретардера «Фойт» здесь нет, его устанавливают как  дополнительное оборудование) не может противостоять разгоняющемуся на спуске автопоезду ГРУЗОВИКИ | MERCEDES-BENZ ACTROSМощные моторы и автомат с «мелко нарезанной» дюжиной передач позволяет «актросам» даже на холмистой местности почти постоянно держать свои законные 90 км/ч. Самая приметная черта обновленного «Актроса» – похожий на брови козырек над кабиной вместо цельного щитка.с  12  тоннами балласта. Стрелка спидометра подобралась к  отметке  100, я несколько раз нажимаю клавишу в  основании селектора  – автомат переходит с  крейсерской XII  передачи на  IХ. Обороты подпрыгивают почти до  2000, гораздо выше границы экономичной зеленой зоны, но  это позволяет стабилизировать скорость. Изрядно попрыгав на  кочках внизу (хорошо, что поосторожничал и  не стал разгоняться сильнее!), вылетаю в  начало подъема. Акселератор давить бесполезно: ограничитель не  возобновит топливоподачу, пока скорость не упадет до 90 км/ч. А вот теперь пора – и под свист турбонаддува 408  «лошадей» потащили состав вверх, причем скорость упала едва заметно. Хорошо, что подъем не  заблокирован каким-нибудь медленно ползущим МАЗом или  КамАЗом с  вереницей фур сзади! Ей-богу, при  сертификации я  бы ввел требование уверенно преодолевать с  грузом какой-нибудь тарированный подъем. Сколько народу бьется, пытаясь обогнать таких тихоходов!252 За рулем 12/2008Кстати о безопасности: новый «Актрос»  – первый и  единственный грузовик, на  который в  качестве опции ставят систему автоматического торможения  АВА (ЗР, 2008, №  11). Кроме того, для  него предлагают системы «Теллигент» (Telligent) для слежения за дорожной разметкой, стабилизации и контроля раскачки прицепа.КОРМИМСЯ С АСФАЛЬТА В  Шахтах нас тормозят на  посту ДПС. После проверки документов пришлось устроить для инспекторов минипрезентацию нового «Актроса». На шоу подтянулся еще один старший лейтенант. На «Туареге». Видать, копил на него лет триста: сами знаете, какие у бюджетников зарплаты. А вечером на остановке слышу рассказ одного дальнобойщика о том, как под Ростовом на посту ДПС ему в машину подбросили пакетик с  наркотиками. Цена вопроса  – 140  тысяч рублей. Наличными. Из  рук в  руки… «Чего ты удивляешься? Здесь это обычное дело», – прокомментировал си-31 октября в эфире «Авторадио» прошла передача «Коррупция на дорогах России», на которой главный редактор журнала «За рулем» П. С. Меньших договорился с председателем комитета Госдумы по безопасности В. А. Васильевым об информировании комитета о фактах коррупции. С этой целью просим наших читателей подробно сообщать о случаях взяточничества, вымогательства, провокации со стороны работников ГАИ-ГИБДД на на электронную почту: [email protected]туацию его более опытный коллега. Выходит, насчет трехсот  лет я ошибся  – при «грамотном» подходе заработать на вседорожник можно куда быстрее. Из Ростова-на-Дону «Актросы» продолжают путь в  Краснодар и  дальше в Анапу, а я улетаю домой. По трассе М4 «Дон» езжу регулярно лет двадцать, но  только на  легковых машинах. Оказалось, с  высоты кабины дальнобойной фуры она выглядит совсем иначе. Большой машине – большая дорога.