194
195
196
197
ТЕХНИКАLADA REVOLUTIONРеволюционный подъем«Наш ответ «Феррари» – так окрестили острые языки прототип «Лады-Революшн», показанный на Парижском автосалоне. Вряд ли итальянцы что-то спрашивали у тольяттинцев. Что хотели сказать создатели проекта LR3, узнал Вадим Никишев. Фото: Константин Васильев и «ТоргМаш».Идея создать дорожный спорткар на  вазовских узлах и  агрегатах родилась давно. И  даже получила воплощение в  виде масштабной модели, которая лет пять украшала стол нынешнего главы подразделения «Лада Спорт» Владислава Незванкина. У  ее истоков стояли покойный ныне гонщик Владимир Бузланов, дизайнер Андрей Рузанов и  коллектив инженеров фирмы «ТоргМаш».194 За рулем 12/2008Однако долгое время «Революция» развивалась как кольцевой спортпрототип. Почему? – Пожалуй, главная причина – частая смена руководства завода,  – после секундного раздумья признает Рузанов.  – Концепция гражданской версии появилась давно, но  только сейчас Владислав Михайлович смог всерьез заинтересовать топ-менеджмент. Вода камень точит – это про него.Нынешняя инкарнация уже третья по  счету. Торгмашевцы так и  называют ее  – LR3, «Лада-Революшн 3». Первая  – ярко-красный двухместный родстер, показанный на  Московском автосалоне-2003. Это был вполне ходовой макет: удалось на  нем прокатиться и  мне. Для кольцевого монокласса прототип модернизировали, создав тем самым второе поколение. А третье только что показали в Париже. На этом этапе с пластилина снимают «корки», в которых выклеивают мастер-модель. Работа только начинается! Макет, пока еще неходовой, показали на Парижском автосалоне в сентябре 2008 года. Андрей Рузанов: «Когда в Париже создатели концепта «Рено» пожаловались на трудности в работе, мы деликатно промолчали». За рубежом кит-кары можно собирать самому, будущие покупатели «Революции» получат готовый автомобиль.– На самом деле, сделав  LR3, мы уже сейчас думаем над  LR4 и  даже LR5. Это просто необходимо: если зациклимся на доводке этого макета, настанет момент, когда он устареет. И кто тогда о нем вспомнит? Нужно уже сейчас смотреть вперед, выстраивать будущее модели. Молодцы торгмашевцы! Сколько возникало проектов, которые заглохли именно из-за отсутствия стратегии... Для  «Революции»  же продумана вполне конкретная программа. Нынешний спорткар  – «брендоносец», призванный продвигать марку «Лада». Подобная задача стоит перед любым спортивным подразделением, и Lada Sport не исключение. На LR3 будут также обкатываться технические решения, которые позволят сделать следующие поколения более совершенными.– В  основе нашего автомобиля лежит пространственная трубчатая рама, на которой смонтированы пластиковые панели. Это достаточно распространенный вариант в  мире спорткаров  – вспомните британские «Лотос», «Катерхэм»… Кстати, мы специально присматривались к  кит-карам  – и  это ужас, я вам скажу! – морщится Андрей. – Мы-то переживали, мол, изгиб стекла на «Революции» должен быть на 5 миллиметров больше, а британцы вообще не комплексуют из-за таких мелочей. Стыки панелей, сопряжения, торчащая проводка… Наш прототип даже на макетной стадии не дает повода для подобной критики. А что мешает шагнуть от пространственной рамы в  сторону более современных технологий, таких, например, как  углепластиковый монокок? Ведькогда-то космический карбон был космически  же дорог, а  сейчас и  в  России есть гоночные формулы отечественного производства. – Совершенно верно! И  нам будет еще проще, нежели команде ArtTech. Ведь нынешний глава АВТОВАЗа Борис Алешин сохранил связи с оборонной промышленностью, а  возможности оборонки даже представить сложно! Так что в перспективе может появиться и алюминиевый кузов, и углепластиковый. Нынешнему варианту в ближайшее время предстоят испытания в  аэродинамической трубе. Масштабную модель 1:4 уже продували, а ценность результатов таких испытаний очень высока. – Вы будете смеяться, но масштабную аэродинамическую трубу используют считаные автопроизводители.За рулем 12/2008 195 ТЕХНИКА | LADA REVOLUTIONА на АВТОВАЗе она есть! – Рузанов поправляет на  пластилиновом макете заднее антикрыло. – Когда мы общаемся с  иностранцами, выясняется: для  них это предмет зависти. Для нас же  – рабочий инструмент, который экономит массу времени и усилий. По предварительным данным, мы достигли Cx порядка 0,3. Это отличный показатель для машин такого класса: у тех же «Феррари» коэффициент аэродинамического сопротивления около 0,4. Для них приоритетен коэффициент качества, который учитывает распределение подъемных сил на  большой скорости, а  у  нас оба параметра на высоком уровне! Андрей действительно хороший дизайнер. Причем дизайнер-технолог: талант, помноженный на  огромный опыт, позволяет ему находить верные пропор196 За рулем 12/2008ции, которые положительно сказываются на аэродинамике. Многие заказчики обращаются к нему именно с такой просьбой  – создать обвес, который улучшит характеристики серийного автомобиля. Накопленные знания в полной мере реализовались в проекте «Революшн». – Это строго двухместный спорткар  – никаких иллюзий, никаких «плюс два». Зато по ширине – простора не меньше, чем в семейной «Приоре». Кстати, о  земном. Появление эффектного спорткара вызвало у  многих скептическую реакцию: дескать, АВТОВАЗу сначала разобраться бы с качеством серийной продукции, а  уж после этого замахиваться на  столь сложный проект. Рузанов категорически не согласен: – Почему-то мировым производителям ничто не мешает выпускать самыеразные автомобили. Взгляните на  концерн ФИАТ  – есть бюджетные модели, которые порой поругивают за ненадежность, и есть принадлежащая ему марка «Феррари». К слову, итальянские суперкары тоже весьма капризны – однако у них есть громкое имя и долгая история. А автовазовский проект, по словам Андрея, «отягощен» доступностью «Лады». Но задача стоит именно такая – продвигать бренд. Да  и  стоить «Революция» будет несравнимо меньше. Правда, если на  Парижском автосалоне еще можно было говорить о  ценах и сроках, то  сейчас руководство проекта осторожничает с  прогнозами. – Верхняя ценовая планка – 100 000 долларов, реальную стоимость хочется видеть существенно меньшей. Конечно, Уже на стадии макета проработаны воздуховоды моторного отсека и салона. Насколько удачно, покажет аэродинамическая труба. Для коллектива дизайнеров и модельщиков увидеть воплощение своих идей – уже праздник. Слева направо: Юрий Белинский, Николай Казылбашев, Андрей Рузанов, Олег Ковров. Весна 2004 года, автор статьи в кокпите первого ездового прототипа. За прошедшее время «Революция» научилась ездить на гоночных трассах и готова к гражданскому воплощениюнайдутся покупатели и  на единичный экземпляр, и за  уникальность не грех запросить еще дороже. Вспомните проект возрождения «Руссо-Балта»  – цену на  машину объявили вовсе заоблачную. Но мы-то рассчитываем на производственную серию! На  какую именно? Предполагается, что в  2010  году первая партия сможет  найти четыре-пять покупателей, в следующем – десять, а затем будет продаваться несколько десятков машин в  год. Выше подниматься нет смысла, ведь пропадет идея фетиша. Естественно, все машины будут иметь свой VIN, фирменную табличку с серийным номером и  получат пожизненную гарантию. По-следнее немаловажно для  самого производителя: используя обратную связь, легче выявить недостатки. Кстати, не  факт, что в  основу ляжет платформа «Рено»  – двухлитровый турбодвигатель позаимствуют у Renaultsport, но в шасси используют оригинальные узлы. В любом случае время для экспериментов еще есть. Смогут  ли АВТОВАЗ, «ТоргМаш» и  французы довести проект до  конца? Надеяться на  положительный результат позволяет поддержка руководства. Коллектив инженеров живет идеей. Люди из «Рено», ознакомившись с концепцией «Революции», сказали, что это типичный путь любого автопроизводителя. А еще…– «Революция», «Лада-Спорт» – это же не только автомобиль и бренд, – улыбается Андрей Рузанов.  – Это действительно часть концепции завода. Скажите, много  ли спорткаров ездит каждый день? Нет, их призвание – трек-дни, когда владелец может полностью раскрыть потенциал скоростной машины. Поэтому в  стране должны быть автодромы  – и  один из  них будет построен в рамках реализации стратегии «Лады-Спорт». Пожалуй, единственное, что может помешать воплощению проекта,  – нестабильная экономическая ситуация. С  другой стороны, «Революцию» готовили давно и планомерно. Грянет ли она, узнаем скоро.На правах рекламы