154
155
156
157
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ПЛАТФОРМЫ АВТОМОБИЛЕЙБез каблуковСовременному автомобилю необходима платформа. Никаких каблуков и костылей! Компактный хэтчбек, представительский седан и модный кроссовер – все на одной платформе. Как это возможно, рассказывает Глеб Макаров.К началу ХХ века в мире насчитывалась сотня компаний, сделавших ставку на  производство самодвижущихся экипажей. Большая их часть канула в  Лету  – до  сегодняшнего дня дожили единицы. Теперь, имея вековую историю, они стали законодателями автомобильной индустрии. Шасси отдельно, кузов отдельно  – этот принцип постройки транспортного средства исповедовали еще в доавтомобильную эпоху. Тогда каретные мастера специализировались либо на  кузовах, либо на шасси. Но даже когда автомобиль стал массовым продуктом, все не  слишком изменилось. Одни компании делали шасси, затем продавали одинаковые тележки другим, которые монтировали на них собственные кузова. Классическим примером стал «Форд Т». Дешевизна и простота – только половина его успеха. Конструкция позволяла разработать для примитив-ного шасси множество вариантов кузовов: открытых или с мягким верхом, закрытых металлических и  даже небольших грузовиков. Вложив средства в разработку одного автомобиля, создатели получили множество его производных, разошедшихся огромным тиражом. Америка 1950–1960-х выпускала самые большие и  роскошные машины. Главной заботой было сделать много и дешево – об экономии топлива и ресурсов тогда еще не задумывались. На рынке Северной Америки наиболее доступными принято было считать «Шевроле» и  «Понтиак», средний сегмент занимали «Бьюик» и  «Олдсмобиль», а  на  вершине пирамиды тщеславия располагался «Кадиллак». Но  несмотря на  огромную разницу в  цене, все они использовали унифицированные узлы и  детали. С  конца 1940-х и до 1958 года «Дженерал моторс» использовала несколько так называемых платформ. Модельный ряд включал в се-бя платформу  А (A-body) для «Шевроле» и «Понтиака», платформу В (B-body) для «Олдсмобиля» и  компактного «Бьюика» и  платформу  С (C-body) для полноразмерных «Бьюика» и  «Кадиллака». В  начале 1960-х во  всех средне- и  полноразмерных моделях GM использовалась платформа B-body и  ее удлиненная версия B-plus body, предназначенная для «Кадиллака», «Бьюика-Электра» и  «Олдсмобиля-98». Платформа A-body вернулась в 1964-м для «Шевроле-Шевел», «Понтиака-Темпест», «ОлдсмобиляКатласс» и  «Бьюика-Скайларк». Наиболее распространенная платформа  GM  – B-body прожила пять поколений: 1959, 1965, 1971, 1977 и 1991 годов. В основном изменения затрагивали детали кузова и интерьера. Реже сменяли друг друга силовые агрегаты, оставаясь V-образными «восьмерками». Лонжероны и  ходовая часть просуществовали, по  сути, в  первозданном виде без малого 20 лет.154 За рулем 02/2009 «Вольво C30» «Мазда-3»«Форд-Куга» «Форд-Гэлакси»Платформа «Форд-C1» нашла применение практически во всех автомобильных классах – от «Фокуса» до «Вольво-S80».«Опель-Инсигния»GENERAL MOTORSЛишь топливный кризис середины 1970-х заставил эту платформу сократиться в  длину на  четверть метра и  «похудеть» на  360  килограммов. Если раньше покупателю предлагали два семейства двигателей – с большим блоком цилиндров (big block) и  малым (small block), то  теперь на  B-body ставили только агрегаты уменьшенногообъема: от 5,0 до 5,7 литра и даже «миниатюрный» 4,3-литровый  V6. В  сущности, поколения машин 1977–1991 годов представляли собой один и  тот  же автомобиль (за  исключением кузова). Под влиянием новых требований к токсичности выхлопа карбюраторы были вытеснены электронным впрыском, а стандартный для моделей 1970-х трех-Платформы SCCSАвтомобилиFIAT Grande Punto, FIAT Linea, Alfa Romeo MiTo, Opel (Vauxhall) Corsa, Opel (Vauxhall) Meriva Opel Astra, Opel Zafira, Chevrolet Delta Cobalt, Chevrolet HHR, Saturn Ion, Pontiac G5 Opel Vectra, Opel Signum, SAAB 9-3, FIAT Epsilon Croma, Chevrolet Malibu, Cadillac BLS, Saturn Aura, Pontiac G6 Opel Antara, Chevrolet Captiva, Daewoo Theta Winstorm, Saturn Vue (с 2002-го), Chevrolet Equinox (с 2005-го), Pontiac Torrent GMT 360 Chevrolet TrailBlazer, GMC Envoy, SAAB 9-7X GMT 900 Chevrolet Tahoe (Suburban, Avalanche, (920, 930, Silverado), GMC Yukon (Yukon XL, Sierra), 940) Cadillac Escalade (ESV, EXT), Hummer H2 A KIA Picanto, Hyundai i10 KIA Cee’d, Hyundai i30 Hyundai Elantra, Hyundai Matrix KIA Magentis, Hyundai Sonata KIA Sportage, Hyundai Tucson Citroen C1, Peugeot 107, Toyota Aygo Toyota Yaris (Vitz), Toyota Urban Cruiser (Ist) Toyota Corolla, Toyota Matrix, Toyota Auris Toyota Camry, Lexus ES 350, Toyota Aurion Lexus RX350, Toyota Harrier, Toyota Highlander Toyota Land Cruiser 200, Lexus LX 570, Toyota Tacoma За рулем 02/2009 155 BCD Кроссоверы ABHYUNDAI/KIA TOYOTAC GCV GSU«Ипсилон II» – основа новой модели «Опеля» и пространство для будущего клонирования.URJ ТЕХНИКА | ОБОЗРЕНИЕ ПЛАТФОРМЫ АВТОМОБИЛЕЙПлатформы ZMITSUBISHIАвтомобили Mitsubishi Colt, Smart ForFour Citroen C-Crosser, Peugeot 4007, Mitsubishi Outlander, Mitsubishi Lancer, Mitsubishi Delica, Dodge Caliber, Jeep Compass, Jeep Liberty (Patriot), Chrysler Sebring, Dodge Avenger, Dodge Journey Citroen C1, Peugeot 107, Toyota Aygo Citroen C2, Citroen C3, Peugeot 207 Peugeot 308, Citroen C4 (Picasso), Citroen Berlingo, Peugeot Partner Peugeot 407, Citroen C5«Шевроле-Каприз» (1977)GS«Шевроле-Каприз» (1991) «Бьюик-Роудмастер»APEUGEOT/CITROENB CD GSCitroen C-Crosser, Peugeot 4007, Mitsubishi Outlander Мини- Citroen C8, Peugeot 807, FIAT Ulysse, Lanвэны cia Phedra Renault Modus, Nissan Tiida, B Nissan Micra, Renault Clio(Sandero), Nissan Note, Renault Logan Renault Megane, Renault Scenic, Nissan C Sentra, Renault Koleos, Nissan Qashqai, Nissan X-Trail Renault Laguna, Renault Vel Satis, Renault D Espace, Nissan Teana, Nissan Murano A0 SEAT Ibiza, Skoda Fabia, VW Polo, VW Touran Audi A3, Audi TT, SEAT Leon, Skoda OctaA via, VW Golf, VW Jetta, VW Eos, VW Tiguan, VW Passat MLB/ Audi A5, Audi A4, Audi Q5 MLP Audi A8, Bentley Continental GT, Bentley FlyD ing Spur, VW Phaeton 7L Audi Q7, Porsche Cayenne, VW Touareg Ford Fiesta, Ford Ka, Mazda Demio/Mazda 2, B3 Ford EcoSport Ford Fusion (USA), Mercury Milan, LinCD3 coln MKX, Lincoln Zephyr, Mazda CX-9, Mazda 6 CD132 Ford Mondeo (до 2007-го), Jaguar X-Type«Понтиак-Бонневиль»RENAULT/NISSAN«Понтиак-Сафари» «Олдсмобиль-Кастом Крузер» Время диктует форму кузова – прямые линии сменила плавность биодизайна. Но оно не смогло изменить американские традиции под ним.VOLKSWAGEN GROUPНа одной платформе A-body были сделаны muscle cars «Дженерал моторс».«Шевроле-Шевелл Седан»«Олдсмобиль-Катлас Спорт»«Шевроле-Шевелл SS купе»ступенчатый автомат Hydra-Matic  400 уступил место четырехступенчатому 4L60-E с  электронным управлением. Вот это биография! Современные платформы на  те мало похожи. В  конце 1980-х, ориентируясь на  европейский рынок, концерн разработал платформу среднего класса  GM2900. Переднеприводная, однако с  возможностью полноприводной компоновки, с  поперечно расположенными двигателями объемом от  1,6 до  2,5  литра, она хорошо знакома в России по моделям «Опель-Вектра» и  «Калибра». Хороший комфорт и  управляемость обеспечили передние подвески типа «МакФерсон» на  подрамнике. Сзади могла быть как полунезависимая упругая балка, так  и независимые косые рычаги. Позднее, с 1995 года, на втором поколении «Опеля-Вектра  B» она стала многорычажной. И  все  же «вектры» с  индексами Аи  В имеют одинаковую платформу: базовые силовые детали остались прежними, при том что замене подверглась большая часть кузовных элементов. Кроме «Опеля», «Вектру» делали под марками «Шевроле», «Холден» и  «Воксхолл». Точно такая же судьба у преемницы GM2900  – платформы «Ипсилон». Вместе с  «Вектрой» третьего поколения ее уже используют «КадиллакBLS», «Шевроле-Малибу», «ФИАТКрома» и  СААБ 9-3. А  на  усовершенствованной версии «Ипсилон  II» создан новый флагман «Опель-Инсигния».Интернациональные платформы есть сегодня у  всех глобальных производителей. Взять, например, «Форд-C1». В  ее разработке совместно участвовали 90  специалистов компаний «Форд», «Мазда» и «Вольво». Индекс С определяет класс платформы по  европейской системе, это сегмент компактных автомобилей. Она сменила предыдущее поколе«Опель-Вектра А» и «Опель-Вектра В», несмотря на различную заднюю подвеску, построены на единой платформе GM2900. «Опель-Вектра А» (с 1988)FORD«Опель-Вектра В» (с 1995)156 За рулем 02/2009 «Додж-Эвенджер»«Джип-Пэтриот»«Джип-Компасс»Трудно поверить, что у привычного всем «Лансера» есть такие разные как по географии, так и по назначению «родственники».ние платформы Ford C170, давшей основу первому поколению «Форда-Фокус». Силовые агрегаты тоже создавались совместно. Бензиновые четырехцилиндровые можно встретить под капотом «Форда» с надписью «Duratec», у «Вольво» (серия  I4) и на  «Мазде» с  индексом  MZ. «Вольво», в  свою очередь, поделилась с  «Фордом-Фокус  ST» рядным пятицилиндровым Т5. В 2004 году в серию пошел первый носитель платформы  С1 «Форд-Фокус C-MAX». Чуть позже свою нишу нашли «Мазда-3» и  «Вольво S40/S50». При этом новая «Мазда-6» не  имеет к  ней отношения… Интересная ситуация сложилась в модельном ряду «Вольво»: почти все его представители, начиная с  компактного С30 и  заканчивая боль-шим S80, также разделяют платформу C1. Конечно, эти автомобили сильно различаются по размеру. Но современная платформа вовсе не  означает одинаковых до миллиметра значений колеи и базы. На основе С1 была создана увеличенная платформа EUCD. Это пример новых технологий, позволяющих в  небольших масштабах изменять физические параметры элементов, из которых состоит кузов. У каждого автомобиля на платформе С1 оригинальные панели пола, лонжероны и прочие силовые элементы. А вот подвески, рулевое управление, электрооборудование и тормозная система почти одинаковые. Разница – в настройках, подбираемых для каждой отдельной модели. Примеру «Вольво» последовал и «Форд»,применив ECUD для нового «Мондео», мини-вэнов S-MAX и «Гэлакси». Это не все! На С1 базируются даже кроссоверы «Ленд-Ровер Фрилендер  2» и  новейший «Форд-Куга». «Вольво»  же надеется полностью перевести весь свой модельный ряд на эту платформу. Где шведская оригинальность? Где японские технологии? Где американская практичность? Где немецкая педантичность? Все в  одной платформе. Плохая конструкция? Отнюдь. Потеряны индивидуальность и  техническое разнообразие с  изящными решениями? Пожалуй. Глобализация хороша для производителей и сервисменов. Несведущим автомобилистам она несет лишь многочисленные названия моделей и  марок. Гурманам – разочарования.Любителям ездить большой компанией в просторных мини-вэнах предоставляется выбор из четырех марок: «Пежо», «Ситроен», ФИАТ или «Лянча». Названия разные, но конструкция почти идентична. «Пежо-807» «Лянча -Федра»«Фиат-Улисс»««Ситроен С8»За рулем 02/2009 157