195
прибор, но в подразделения они только-только начали поступать. В Алтайском крае всего только четыре (!) алкотестера – все на стационарных постах ДПС. В Кировской области было лишь 10 приборов, в 2009 году планируют приобрести еще 130 штук. В Пермском крае общее количество назвать отказались, сообщили только, что стационарные посты оборудованы алкотестерами с распечатывающими устройствами. Постов таких аж три! Лучше положение в Московской области, где «законных» алкотестеров уже полторы сотни. В столице – около трехсот, столько же в Татарстане, чуть больше, 350, в Свердловской области. По оценке Александра Сидорова, директора компании «Синтез СПб», крупнейшего в стране импортера измерительных приборов, пока в России закуплено чуть более 4000 алкотестеров. Негусто, прямо скажем. Как же сотруднки ГИБДД ведут борьбу с пьяными за рулем? Да очень просто. В большинстве случаев инспектор останавливает подозрительного во-дителя и сразу направляет в больницу или же предлагает «продуться» на его (гаишника) собственном миниатюрном алкотестере неизвестного производства, не имеющем никакого сертификата (о качестве подобных «игрушек» мы писали в ЗР, 2008, № 5). Загорелась зеленая лампочка – водителя скорее всего отпустят,  красная – милости просим к наркологу. Мы намеренно не касаемся здесь альтернативных вариантов с уголовным оттенком, вроде «решить вопрос на месте». Об этом читатели сами хорошо информированы. Надо только помнить, что истинная цена вопроса здесь – десятки тысяч убитых и покалеченных в пьяных авариях. Составив протоколы об отстранении водителя от управления ТС и направлении его на медосвидетельствование, инспектор вместе с задержанным следует в медучереждение. Врачи, в свою очередь, проводят проверку и дают заключение. Если порядок освидетельствования был соблюден, то вопросов ни к сотрудникам ГИБДД, ни к медицинским работникам, ни к судьям воз-никнуть не должно. А как же быть, если водителя направили к наркологу без первичной проверки алкотестером? Ответ на этот вопрос дал Верховный суд. По многочисленным жалобам водителей Пленум Верховного Суда принял разъяснение (постановление от 11.11.2008 года № 23 «О внесении изменений в некоторые постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации»). Главное судейское ведомство решило: незаконны проверки водителя при отсутствии признаков опьянения, незаконно освидетельствование водителя с помощью алкотестера без понятых, незаконно направление водителя к врачу без предварительной проверки алкотестером. Словом, для автомобилистов это шанс аргументированно бороться за справедливость. Нет прибора – не стоит приставать к нормальному  водителю. Но нетрезвому поблажек ждать не стоит. Одно дело формальная сторона, другое – фактическая. Милиция не пропустит ни одного водителя под хмельком. Мы это хорошо знаем.БЕЗОПАСНОСТЬ | СТАТИСТИКА ДТПКого считать жертвой?ЭИгорь Моржареттото не может не радовать – в минувшем году число аварий и жертв на дорогах России постепенно снижалось. В ДОБДД МВД РФ подсчитали, что за 11 месяцев произошло на 7% меньше аварий, чем в 2007 году, а число погибших уменьшилось на 10%. В абсолютных цифрах это выглядит не столь радужно. За январь – ноябрь 199  041 дорожно-транспортное происшествие, 27  317 погибших и 246 424 получивших ранения. Больше всего ДТП, как всегда, по вине водителей – 167 737 случаев, но и пешеходы внесли свою лепту – 34  622 аварии. Автомобилисты меньше стали совершать грубых нарушений, которые приводят к трагическим последствиям. В случившихся по вине нетрезвых водителей 12  631 ДТП (–14,3%) погибли 2186 человек (–10,4%) и 18 384 (–14,3%) получили ранения. Увы, сразу могу предупредить: в наступившем году показатели смертности заметно ухудшатся. И де-ло не в том, что водители и пешеходы дружно полезут под колеса машин, а все в той же статистике. Руководство ГИБДД приняло решение внести изменения в систему учета жертв аварий. Сейчас погибшими считают только тех, кто скончался на месте или в течение семи суток после ДТП. С 1 января 2009 года в сводки будут включать и умерших в больнице в течение 30 суток. Как сказал бывший глава ГАИ России член Совета Федерации Владимир Федоров, это необходимо, чтобы вести наиболее полный и четкий учет последствий аварий. Такого решения ждали давно. По словам сенатора, теперь российские данные будут соответствовать нормам учета смертности, принятым в Европе, где уже давно перешли на 30-дневный срок. В США статистика учитывает умерших в течение года после аварии. По нашим правилам вся статистика, касающаяся погибших в авариях, стекается в Минздрав, где опреде-ляют, что считать причиной смерти – несовместимые с жизнью последствия наезда грузовика или нарушение местного кровоснабжения. Сейчас в России статистику по авариям ведут два министерства – МВД и Минздрав. И не исключено, что принятие после десятилетий споров поправок в правила учета ДТП в первую очередь связано со взаимоотношениями двух этих ведомств. Ведь речь здесь не просто о сухих цифрах отчетности, а о мере ответственности двух министерств за человеческие жизни. Сегодня высокие чины из МВД отчитываются о снижении смертности в ДТП (и потраченных на это миллиардах), в то время как медики уверяют, что милицейская статистика не отражает реальной картины. Разница в двух статотчетах может достигать 20%. В любом случае обновленную статистику мы увидим уже в конце первого квартала текущего года. Понятно, что введение нового норматива отбросит Россию еще дальше от европейских показателей, которые и сегодня намного ниже наших, но это как раз тот случай, когда истина дороже всего.За рулем 02/2009 195