152
153
КОМПОНЕНТЫЗИМНИЕ ШИНЫЛогика выбораВ отличие от многих других комплектующих, шины владелец автомобиля выбирает в известной мере свободно. От этого выбора, как известно, зависят безопасность и комфорт, экономичность и проходимость. Журнал «За рулем» и компания «Мишлен» провели совместное исследование, чтобы выяснить,: чем руководствуются автомобилисты стран СНГ при покупке зимних шин, как эксплуатируют их, на каких машинах и по каким дорогам. Данные опроса анализирует Анатолий Сухов.Пока идут дебаты, нужно  ли законодательно регламентировать сезонное использование шин, рынок его фактически уже узаконил. По данным опроса, проведенного по  заказу «Мишлена» Институтом маркетинговых исследований «ГфК-Русь», 86%  российских, 78%  белорусских, 51%  украинских и 69%  казахстанских водителей устанавливают на  свои автомобили зимние шины. При  этом около 4% используют разные шины на  передней и  задней осях и  почти столько  же (от 3% в России до 6% в Белоруссии) обходятся только парой зимних, оставляя на  другой оси летние или всесезонные. Одна из основных причин этого  – нехватка денег. Часть респондентов считают, что автомобиль и на таких шинах ведет себя приемлемо, другие просто не ездят зимой. Шипы или липучки? Две трети россиян отдают предпочтение шипован152 За рулем 02/2009ным шинам и  только 15% используют зимой «нешипы» (в  просторечье  – липучки). В Белоруссии обратная картина: 19 и 50% соответственно. Вряд  ли объяснишь это нюансами климата и дорожных условий. Многое становится понятным, если взглянуть на структуру парка. Доля импортных иномарок в  Белоруссии примерно в полтора раза выше, чем в России, и многие там не спешат переобувать их к зиме: ездят на нешипованной европейской резине – авось не подведет. Соответственно в Белоруссии больше народу ездит зимой на летних и всесезонных шинах  – 5 и 20% соответственно (в России – 2 и 15%). Ориентиры при выборе. По нашим данным, более четверти россиян, покупая шины, ориентируются только на их  качество и не  обращают внимания на  цену. Более двух третей  – сторонники разумного компромисса. И  всего 4% ищут товар подешевле. Такую же малуюдолю составляют те, кто следует рекомендациям автозаводов-изготовителей. Для почти половины выбирающих шипованные шины приоритетный критерий  – безопасность. Треть предпочитает «шипы» в расчете на высокие сцепные свойства («с ними можно не только интенсивно тормозить, но и быстро разгоняться»). Чьим рекомендациям при этом следуют водители? «Я  всегда покупаю такие шины» и «купил по  совету друзей» – в сумме подобных ответов набралось около 15%. На последнем месте  – рекомендации технического персонала и продавцов. Самому себе и прочим «независимым экспертам», выходит, веры больше. Самый частый аргумент сторонников «нешипов» (треть опрошенных)  – «мне шипы не  нужны». Хорошее сцепление с  дорогой как причину выбора назвали только 12% водителей. Уповают на свое водительское мастерство? Зачем же тогда покупают нешиповку? Более четверти россиян предпочитают липучки ради комфорта: «плавнее катятся, меньше шумят». Почти столько же считают, что на  дорогах, по  которым они ездят, шипы вообще не  нужны. Заметим, здесь число купивших такие шины по  совету друзей вдвое выше. Рекомендации же продавцов по-прежнему погоды не делают. Наконец, 3% россиян ориентируются на  ценовой фактор: «нешипы» дешевле «шипов». Подавляющее большинство опрошенных считают, что шипованные покрышки ведут себя лучше нешипован- АВТОПАРК РОССИИ, ДОРОЖНЫЕ УСЛОВИЯ И ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ШИНЫ (В ПРОЦЕНТАХ ПО ОКРУГАМ)**Данные «ГфК-Русь».ных как на  льду (87%), так  и на  снегу (71%). Между тем наши замеры показывают, что это не  всегда так: начиная с определенной температуры липучки выигрывают у шиповок даже на льду (подробнее об  этом – в ЗР, 2009, № 1 – «Казус градуса»), хотя в  теплую зиму «шипы» действительно предпочтительнее. Может, чувствуют наши автомобилисты глобальное потепление? На  холодном асфальте не все так однозначно, но и там сторонники шипов в большинстве – 47%. Зато по шуму, комфорту и  – внимание!  – ходимости результаты опроса прямо противоположные: липучки побеждают. Наиболее спорный момент  – комфорт: разница голосов всего  5%. Это в  среднем по  России. А  вот в Сибири и на Дальнем Востоке она доходит до 17%! Чувствуется влияние Японии, где шипы запрещены уже 12  лет, хотя льда и  снега на  дорогах Хоккайдо не  меньше нашего. Автомобили оттуда везут в Россию в родной, «мягкой» обуви, да еще комплект резины можно положить в  багажник. В  наших тестах японские шины какими-то особыми достижениями в сфере комфорта не выделялись, притом что тестировали мы модели для российского рынка. Возьмем это на заметку!ПРЕДПОЧТЕНИЯ РОССИЯН ПРИ ВЫБОРЕ ЗИМНИХ ШИН И ЗНАЧИМОСТЬ ЭТИХ ПАРАМЕТРОВ В ТЕСТАХ ЗРПо опросам «ГфК-Русь», % Коэффициент значимости в шинных тестах ЗР По опросам ЗР, % ПараметрКогда ставить зимние шины? Более трети россиян делают это с первыми холодами, еще треть ждет первого снегопада (а потом сетует на безумные очереди в сервисе) и лишь пятая часть ездит на  «лете» до  прихода настоящей зимы. Русское авось! Кстати, около 1% автовладельцев вообще не  переходят на  зимние шины, хотя и  располагают комплектом. Ох, коварны эти теплые зимы! В былое время, когда из-за дефицита подавляющее большинство ездило круглый год на  летней либо всесезонной резине, это было не столь опасно: поток машин шел примерно с  равной скоростью, одинаково разгонялся и тормозил. Сегодня, когда заметная часть автомобилей (в  крупных городах большинство) обута в  «зиму», выезжать на «лете» просто опасно: можно стать тем самым шаром, который загонит в лузу всю обойму затормозивших впереди машин. При наступлении тепла большинство не  торопится менять «зиму» на «лето», дожидаются, пока температура устойчиво перевалит за  ноль. Правда, здесь есть свои «герои». Более 1% россиян признались, что ездят на  зимних шинах до полного их износа. Видимо, не ведают, что их сцепные свойства даже на  холодном асфальте значиКАК ЧАСТО ВЫ КОНТРОЛИРУЕТЕ ДАВЛЕНИЕ В ШИНАХ?По опросам «ГфК-Русь», % По опросам ЗР, %тельно хуже, чем у летних (ЗР, 2008, № 8 – «Температурная зависимость»). Экономия на  комплекте шин может не  покрыть расходы  на кузовной ремонт! В Белоруссии и Украине таких «героев» втрое больше – 3%. А среди наших читателей – всего 0,35% (все опросы анонимные, так что искажать истину ни у кого причин не было). Ну и последнее: многие попрежнему забывают (или не знают), что шины, как и автомобиль, требуют периодического контроля и обслуживания. Перестановку и проверку балансировки поручают специалистам, а  вот следить за давлением – прямая обязанность водителя. Однако 22% опрошенных признались, что этого не делают, а еще 15% контролируют давление только при сезонной смене шин! К этой теме нам придется вернуться еще не раз. Итоги опроса показали, как сильно изменился за последние годы подход автовладельцев к  выбору шин: сегодня большинство потребителей отлично ориентируется на рынке и  делает вполне осознанный выбор. Как  и в  Европе, во  главе угла безопасность и  комфорт, а  вот экономия топлива еще не  стала приоритетом. Мнения читателей мы учтем при подготовке новых материалов. Вас ждет немало интересного.ПРИЕМЛЕМАЯ ЦЕНА ОДНОЙ ШИНЫ*Не проверяю, спущенное колесо видно на глаз Перед установкой колес на автомобиль Регулярно, не реже чем раз в месяц После резкого изменения температуры При любом удобном случае21,53 15,34 35,33 5,78 22,025,56 10,89 48,88 3,49 31,184Торможение на льду Торможение на холодном асфальте Торможение на снегу Шум Комфорт (вибрации) Ходимость65,40 9,83 12,88 1,05 4,33 6,5168,23 11,25 8,78 0,57 4,43 6,7314 10 12 33 –*Данные ЗР.За рулем 02/2009 153