158
159
160
ТЕХНИКАНОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯДля соседаМы уже привыкаем к тому, что целый ряд систем в автомобиле работает индивидуально для каждого седока. Начать хотя бы с того, как лет сорок назад сплошной диван впереди уступил место раздельным сиденьям, так что коротышка-водитель уже не  вынуждал длинноногого пассажира скрючиваться. Сегодня же мало кого удивляет раздельная настройка микроклимата (индивидуально регулируется до четырех зон). А  монитор на  торпедо? Понятно, что водителю на ходу ни на что, кроме карты навигатора, отвлекаться не положено. Но почему бы не показать интересное кино пассажиру? Решение найдено: с  лета на  автомобилях «Мерседес-Бенц» S-класса появится оригинальная новинка фирмы «Бош». Правда, с  названием вышла незадача: оно «дуальное», как и  суть изобретения. Сам «Бош» назвал новый монитор «Дуаль Вью», а на «Мерседесе» предпочли термин «Сплит Вью». Оба названия отражают суть дела: экран показывает сразу две разные картинки – для водителя и для пассажира, причем каждую можно видеть лишь со своего места! Достигается эффект специальной растровой маской, установленной перед экраном так, что не158 За рулем 02/2009Здесь показан лишь принцип разделения изображений, причем не совсем правильно. На самом деле из среднего положения вряд ли увидишь столь четкое совмещенное изображение.четные пикселы видны лишь водителю, а четные – пассажиру. Пока это приводит к снижению четкости картинки по  горизонтали: при исходном разрешении монитора 800х480 пикселов получается два изображения по  400х480 пикселов. Однако в  портфеле у  разработчиков уже есть дисплей с удвоенной четкостью. В  принципе, новая система может показывать два видеоряда в  любой комбинации, но  есть еще проблемы безопасности и  общего звукового сопровождения. Поэтому монитор настроен так, что на  ходу водитель может смотреть лишь «немые передачи» – служебную информацию бортового компьютера либо карту навигатора.Этот рисунок ближе к истине: пассажир, сидящий сзади в центре, ничего содержательного на мониторе не увидит. Да и не надо: в авто такого класса есть еще пара мониторов в подголовниках. МАТЕРИА ЛЫ РУБРИКИ ПОДГОТОВИЛ Алексей Воробьев-ОбуховЗамок всегда под рукойКомпания TRW Automotive GmbH разработала активный замок для ремня безопасности, облегчающий водителю и  пассажиру поиски гнезда. Если владелец автомобиля обычно довольно быстро запоминает, где именно прячется «этот чертов замок», то пассажир порой долго шарит рукой с пряжкой слева от сиденья и может даже бросить это занятие, лишив себя важнейшей защиты от последствий ДТП. А бывает, водитель часто оказывается в  незнакомом авто, например пересаживаясь из одной корпоративной машины в другую. Новый замок ABL (Active Buckle Lifter) был представлен на конгрессе «Эйрбег-2008» в Карлсруэ (Германия) в конце прошлого года. Несложный механизм выдвигает гнездо замка на 10 см вверх при открывании соответствующей двери, что делает еголегко заметным. После пристегивания гнездо опускается в исходное положение. Более того, с ростом скорости замок опустится еще на 6 см, окончательно выбирая слабину, что повышает эффективность защиты при столкновении. Впрочем, руководитель группы разработчиков Уве Класс делает акцент прежде всего на профилактических свойствах новинки, одним своим видом молчаливо напоминающей о  необходимости пристегиваться.Устройство ABL не занимает много места и при этом, как утверждают авторы, весьма удобно, полезно и эффективно.Почем нынче овес?Этим вопросом, возможно, будут вскоре задаваться автовладельцы, которых перестанет интересовать навязшая в зубах стоимость барреля сырой нефти. Ибо именно от  цены стеблей овса будут зависеть цифры на ценниках АЗС. Дело в том, что исследовательский центр технологического института в Карлсруэ совместно с компанией «Лурги» перешли уже ко второму этапу реализации проекта «Биолик» и заключили договор о сооружении промышленного газификатора с так называемым летящим потоком. Название проекта – сокращение слов biological liquid («биологическая жидкость» в переводе с английского), а по сути это технология производства синтетического бензина и дизтоплива из органических отходов. В дело пойдет солома, навоз, опилки и прочее даровое сырье, а на выходе будут получать топливо, чьи свойства оптимально подобраны согласно спецификациям моторостроителей. Таких установок уже немало. Особенность данного проекта  – пространственная рассредоточенность. Сначала сырье попадает в  уже работающиеВ этой установке, расположенной вблизи поля или фермы, органические отходы превращаются в жидкий полуфабрикат.Примерно таким видят немцы свой энергетический баланс в 2030 году.установки быстрого пиролиза, где «овес» превращается в удобный для транспортировки жидкий полуфабрикат ВioliqSynCrude с высокой энергетической плотностью. Далее в цистернах или по трубопроводу он доставляется с полей к установке второй очереди (она способна перерабатывать до тонны полуфабриката в час), где при температуре 1200оС и давлении 80 бар получают синтез-газ. Эта установка будет запущена в 2011 году. Еще год спустя заработает последняя, третья очередь, где синтез-газ будут сжижать, превращая в привычное топливо. По оценкам, к 2015 году до 15% всего автопарка Германии будет ездить на  такой «синтетике». Важно отметить, что продукты в результате не подорожают: ведь ни навоз, ни солома, ни опилки на наш стол не  попадают. Как вы думаете, сколько будет стоить такое топливо? Оказывается, литр обойдется не  дороже одного евро (если только правительство не обложит новое горючее налогами). Вопрос, правда, в том, что все-таки будет с ценой вышеупомянутого барреля? Ведь если она так и  останется в  районе 40  долларов, запуск новой установки может оказаться экономически неоправданным…За рулем 02/2009 159 ТЕХНИКА | НОВИНКИ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ИЗОБРЕТЕНИЯНе точить, а штамповатьТормозной шланг  – деталь, встречающаяся буквально во всех автомобилях. По крайней мере в тех, где гидравлика не уступила место электроприводу. От прочности и надежности нехитрого с виду изделия зависит жизнь и безопасность седоков, что бы там ни острили про тормоза и трусов. Поэтому для присоединения шлангов не  используются никакие хомуты, только несъемные резьбовые наконечники (давление-то высокое!). Вот о них и поговорим. До сих пор изготавливать фитинги на российских заводах поручали токарям. При этом до  70% металла заготовки неизбежно уходило в  стружку. Да  и резьба получалась не  слишком прочной (хорошо, что шланги часто не  откручивают). А  между тем на  зарубежных заводах эти детали уже лет шесть как изготавливают методом холодной объемной штамповки. И  вот на  предприятии «БелЗАН» в  башкирском городе Белебее решили наконец покончить с устаревшей технологией и внедрили аналогичный процесс. В новом цехе установили оборудование, приобретенное в Бельгии и Италии. Теперь в отходы идет лишь 15% металла. Более пластичная сталь 10Ю обеспечивает лучшую герметичность соединения. Самым интересным в новой технологии является, пожалуй, формирование внутренней резьбы методом выдавливания, что увеличивает ее прочность по  сравнению с  нарезанной. Да  и думать об  удалении мелкой стружки больше нет необходимости. Новые шланги прошли испытания и поступят сначала на конвейер АВТОВАЗа, а затем полностью вытеснят старые ис прилавков. Может, эта новость покажется кому-то слишком региональной, но  сегодня достоин внимания сам факт пуска, а  не  закрытия производства!На новых наконечниках не найти следов, оставленных резцом, зато должна быть выдавлена аббревиатура БА.Покурим, друг?Ситуация, знакомая многим: подъехали к  магазину, увлеклись шопингом, а  фары выключить забыли. И  вот расплата: багажник забит покупками, а стартер не крутит. Заводная рукоятка давно ушла в прошлое, толкать вразгон на забитой стоянке негде, а «прикурить» нынче не всякий даст: одним неохота возить с собой толстые провода с массивными крокодилами, другие боятся повредить импульсами тока бортовую электронику. Вот на этот случай и придумали в ООО «ПКФ «Сонар» малогабаритный «электронный безопасный прикуриватель». Идея проста: достаточно соединить между собой… штатные гнезда прикуривателей двух авто  – вашего, с  опустевшей батареей, и  донора. Только напрямую этого делать нельзя: электроны с  такой радостью устремятся в  разряженный аккумулятор, что сразу сожгут предохранители в  этой цепи. Причем, возможно, сразу в обоих авто. Суть новинки  – в  коробочке с  электронным ограничителем тока, не дающим ему подняться выше вполне безопасных 7,5 А. При этом, разумеется, ничто не грозит и бортовой электронике. Вот только заводить мотор придется не сразу, а через полча160 За рулем 02/2009са. За  это время в  вашей батарее накопится минимально необходимый для удачной попытки заряд. Так что «прикуривание» превратится в совместный перекур – авось, найдете тему для взаимно интересной беседы. Рекомендуем кроме коробочки с сонаровским изделием возить с собой свежий номер ЗР: на полчаса увлекательного чтения точно хватит! Впрочем, авторы утверждают: если вы ходили по супермаркету не очень долго ив батарее еще что-то осталось, может хватить и 10-минутной подзарядки.Сигнальные лампочки позволяют следить за процессом заряда. Заодно прибор может служить индикатором состояния батареи.