238
239
240
241
БЕЗ ГРАНИЦ ЭКСПЕРИМЕНТ НА СЕБЕНовобранцы В идут на «войну»Был такой французский фильм: группу молодых балбесов отправили на военные сборы – из этого получилась... отличная кинокомедия! В нашей стране на военные сборы тоже можно попасть, а можно и откосить, отправив воевать за себя собственный вездеход отечественного производства! Жгли горючее и отжигали с оружием в руках Максим Приходько, Александр Кульнев и Александр Батыру.238 За рулем 02/2009се редакционные междусобойчики, посвященные 23  Февраля, в  нашем отделе проходят по  сценарию, знакомому всем служивым: выпили, закусили и ударились в воспоминания. Но  на  этот раз мы решили вместе... отправиться в  армию! Причем не  пешком, а  на  полноприводных отечественных вседорожниках. Все строго по приказу министра обороны РФ № 628 от 31.12.1999 года «Об утверждении перечней техники, гужевого и вьючного транспорта, предоставляемых организациями и гражданами войскам, воинским формированиям и  органам», который обязывает ставить всю подобную движимость на воинский учет. Этот серьезный документ четко прописывает и регламентирует, какие виды техники (грузовики, вездеходы и т. д.), животных (лошади, ослы, верблюды и т. п.) и в каком количестве записывают и регистрируют в военкомате на самый что ни на есть военный случай. Казалось бы, для чего нашей непобедимой и  легендарной сугубо пижонские штатские вседорожники? Но, видимо, наши военные прекрасно помнят историю: в  1914  году наступление немецких войск удалось остановить у  самых стен Парижа, перебросив к  линии фронта несколько тысяч солдат на реквизированных таксомоторах«Рено». Похоже, лавры маршала Фоша не  дают спокойно спать некоторым нашим военачальникам, хотя ситуация за 100 лет изменилась. В ХХI веке в цене крылатые ракеты и  другое высокоточное оружие, беспилотные самолеты и  спутники-шпионы, а  мы все считаем частные вcедорожники и  даже личных осликов. Про последних не знаем ничего, а как себя поведут на воинской службе гражданские машины  – проверим! Что особенно интересно, ныне в  списке авто, подлежащих призыву, фигурируют не  только УАЗы, но и все российские полноприводные «иностранцы»  – от «Шевроле-Нива» до «Хаммера».АвтоМОБИЛИЗАЦИЯ Ранним зимним утром в квадрате... впрочем, не будем указывать где, это военная тайна, – высадился десант из трех российских (по паспорту) вседорожников. Для пущего эффекта их обклеили камуфляжными пятнами военно-зеленого цвета  – хромированные молдинги и  металлизированная окраска никак не  вязались с обликом резервистов. И  стали «Шевроле-Нива», «Саньён-Кайрон» и  «Грейт Уолл Ховер» своими, самыми что ни на есть российскими «козлами». Не  подумайте ничего плохого: так в  народе (в  том числе и  в  армии, ведь она часть нашего народа) называли замечаЗа рулем 02/2009 239 БЕЗ ГРАНИЦ | ЭКСПЕРИМЕНТ НА СЕБЕХозяину на заметку: набор военных зеленых наклеек на один джип обошелся в 135 рублей. Сверкая блеском стали (круговая оборона в «Ховере»). Эх, тачанка-«кайрочанка»... К обороне состава с тушенкой приступить!тельный военный джип ГАЗ-69, а  также всех его наследников. Поставлена боевая задача: проверить, насколько эти машины приспособлены для переброски по пересеченной местности отделения солдат в полной выкладке, со штатным оружием и боекомплектом. – Значит, так, – зычный голос капитана в армейском камуфляже разносится в слегка заснеженном российском лесу. – Ваша задача – разместиться в этом автомобиле согласно нормативу и приготовиться к движению. Вопросы есть? И  тут же подытожил: «Вопросов нет!». ...Хуже всех пришлось пулеметчику. Если с  «калашом» еще можно както ужиться в  удивительно, как оказалось, тесном пространстве салона любой из трех испытуемых машин, то с пулеметом – просто беда! Он решительно никуда не  лез, разве что в  багажник. А  в  багажнике не  помещался вместе с  бойцом, к  которому был прикреплен запи240 За рулем 02/2009сью в военном билете с порядковым номером. На  первом месте по  удобству посадки-высадки боевой группы оказался русский «кореец» «Кайрон»: при сложенных задних сиденьях в  салоне легко помещался боец с  пулеметом. При таком раскладе «Кайрон» живо напомнил тачанку времен Первой Конной. Опять  же в  плюсах  – дизельный двигатель и  коробка-автомат. Бойцам и  командиру машина понравилась. В боевых условиях надо все внимание сконцентрировать на  отражении атаки врага, а  две широкие педали легко прощупываются армейским сапогом. На втором месте оказалась «Шевроле-Нива». Машина русская душою по  рождению и  замыслу, поэтому в нее бойцы засыпались как горох. За исключением пулеметчика: задняя дверь открывается не  вверх, а  вбок, из-за этого стрелять назад неудобно. Впрочем, как и  через боковые стекла задних дверей: они обязательно расколются после первой же очереди, так как до конца не опускаются. И  гранаты кидать из  окон несподручно! Снова о  пулеметчике: его можно перевозить в  салоне, но  пулемет придется крепить на крыше, в  транспортном положении. Быстро вступить на такой машине в бой не получится: пулеметчика надо обязательно высадить плюс некоторое время уйдет на то, чтобы снять пулемет с релингов и привести его в боевое положение. И он, подобно герою фильма «Коммандос», будет прикрывать отход отделения на запасные позиции. С тестом китайско-российского продукта системы «Ховер» вышла заминка: усевшись, бойцы узрели навигационнуюсистему с сенсорным управлением. В атаку надо идти, а они знай себе на кнопки нажимают! Атс-с-ставить!!! Вдобавок педали у «Грейт Уолла» уж очень близко одна к другой – а если водитель не в сапогах, а в штатных валенках? К тому же сгоревший предохранитель не позволил открыть для стрельбы по  ходу движения окно задней правой двери, так что один из  бойцов лишился возможности вести огонь по  предполагаемому противнику. Вдобавок хитрая электроника не с первого раза подключила передний мост – серьезный недостаток в  условиях военного времени. Зато тонировка заднего и боковых стекол позволила скрытно разместить в  салоне бойцов с  полным вооружением и  незаметно подкрасться к  неприятелю.ТЯГОВАЯ СИЛА Далее было запланировано испытание буксировочных свойств наших армейских вседорожников. К  сожалению, фаркоп был только у  «Шевроле-Нива». На него для начала мы попытались прикрепить прицеп КП-130, что в  переводе на  штатский язык означает «кухня полевая, рассчитанная на  130  бойцов». Война войной, но обед-то должен быть!.. Пункт котлового питания было решено развернуть на берегу небольшого озерца. Утробно завывая, «Нива» с военной кухней одолела несколько метров и застряла в раскисшей колее. – Эх, теперь бампер новый выписывать. И  красить...  – грустно резюмировал коллега. – Ерунда!  – коротко подвел итоги теста капитан и  махнул военному гру- Мы становимся поближе к кухне в прямом смысле.ГАЗ-66! А  в  кузов должны загрузить боезапас на 48 выстрелов и расчет в количестве пяти человек. Бойцов небольшая «Нива», допустим, еще потянет, но куда деть снарядные ящики?..В КАКОМ ПОЛКУ СЛУЖИЛИ? Что показали наши «веселые старты»? Гражданская техника, пусть и полноприводная, непригодна для выполнения сколь-либо серьезных военных задач. Разве что использовать такие машины в качестве штабных, да и то с большими оговорками. Капризные автоматические коробки, топливная разносортица, полное отсутствие запчастей, множество электроприводов и хромированных деталей, которые демаскируют машину на местности,  – вот неполный перечень недостатков этих машин с точки зрения военных. А еще эта тема очень живо обсуждается на всевозможных форумах. Никто из владельцев, как я понял, почему-то не желает просто так отдавать свой автомобиль в армию. Не патриоты, что ли?зовику, который ожидал в  десятке метров. – Техпомощь, на выезд! Не очень получилось с полевой кухней – попробуем-ка мы «Шевроле» в качестве артиллерийского тягача. Помнится, в  годы Великой Отечественной наши солдаты очень уважали такие автомобили... Увы, несколько попыток зацепить серьезное орудие успехом не увенчались – крепление у такой техники рассчитано лишь на тяжелые грузовики ик нашему фаркопу категорически не подходило. Обидно... Зато очень ловко подоДесантирование с «Нивы»: проем задней двери недостаточно широк.шло крепление большого полкового миномета! Сняли его с  плиты, установили в транспортное положение, прицепили к нашей «Ниве» и тихонько тронулись в путь. Кстати, без тренировки перевести тяжеленный миномет в походное положение – та еще задача! Ну что сказать, американо-российский продукт сдюжил, бодро таскал 120-миллиметровый миномет 2С12 «Сани» по  ровной асфальтовой дороге, хотя в инструкции по эксплуатации к орудию сказано, что тягать его обязанБлагодарим за сотрудничество Музей техники Вадима Задорожного и N-скую воинскую часть секретного военного округа.За рулем 02/2009 241