201
ЭКОНОМИКА | НОВАЯ ИНИЦИАТИВА ПРАВИТЕЛЬСТВАсделка, в первую очередь для «Даймлера». Ведь стратегическое партнерство с КамАЗом экономит концерну деньги и  время, которые он потратил  бы на  строительство собственного завода и  создание дилерской и сервисной сетей. Понятно, что заниматься этим немцы будут не  сегодня, но ведь любой кризис конечен  – и  тогда «Даймлер» окажется на коне. Российский рынок (прежде всего рынок грузовых автомобилей) по-прежнему остается одним из самых перспективных в мире... А что делать тем, у кого нет денег на  покупку КамАЗа или УАЗа, нет возможности сегодня заложить фундамент завтрашнего благополучия? Увы, вряд  ли сейчас стоит, по мнению абсолютно всех аналитиков, пытаться играть на  бирже с акциями российских промышленных предприятий. Как считает Александр Агибалов, управляющий директор компании «АГ Капитал», «динамика котировок предприятий автопрома в 2008 году, как и всего фондового рынка, была негативной. Автомобильный сектор оказался одним из  наиболее пострадавших с точки зрения капитализации. Среднее падение российских акций автомобильного сектора составило более  90%. На  текущий момент рынок акций российских предприятий автопрома характеризуется крайне низкой ликвидностью. Если речь идет о входе в  рынок, я  бы дождался, по  крайней мере, стабилизации в  экономике. Судьба российских заводов (во  всяком случае, некоторых из  них) может повторить печальную судьбу «Дженерал моторс», который ждет либо начала процедуры банкротства, либо правительственной поддержки в  обмен на  передачу части пакета акций в  собственность государства». Аналитики считают, что в такое время можно неплохо заработать на государственных облигациях, но это совсем другая тема. И другой риск. Итак, вряд  ли стоит в нынешних условиях пускаться в  открытое плавание на  рынке и  пытаться заработать на  изменении котировок акций автопредприятий. Но  и продавать их сейчас тоже невыгодно  – пусть полежат. В  конце концов, новые автомобили будут пользоваться спросом всегда.Путинский кредитНВ этом году будет выгодно купить российский автомобиль – государство поможет выплатить кредит. Кому повезло, пытался понять Игорь Моржаретто.ным образом для того, чтобы сохранить покупательскую активность населения  – в 2007 году чуть ли не каждый второй автомобиль был продан в кредит, а в 2008-м их доля сократилась до одной трети. Пока, по заявлению премьерминистра, в льготную категорию попадают лишь автомобили стоимостью не более 350 тыс. рублей. На самом деле выбор не такой маленький, как кажется на первый взгляд. Это не  только практически все модели «Лады», но и многие машины иностранных марок, выпускаемые в России: «Шкода», «Шевроле», «Хёндай», «Рено», КИА, ФИАТ и  др. В  начале января в  Минпромторге должны были составить точные списки моделей, входящих в эту ценовую категорию. Но предстояло еще решить два важных вопроса. Первый: можно  ли распространить льготу на  приобретение более дорогого отечественного автомобиля, если покупатель внес часть денег сразу, а в кредит берет недостающую сумму (в  пределах тех самых 350 тыс. рублей)? Второй: попадут ли в льготную категорию автомобили, которые выпускают в странах СНГ, такие как «Дэу-Нексия» и  «ШевролеЛанос» (они ввозятся в  РФ без уплаты таможенных пошлин, то есть практически приравнены к отечественным)? Надеюсь, ответ услышим очень скоро. Но в любом случае правительственная инициатива  – правильная в сегодняшней экономической ситуации. И приятная для покупателей.ПЕРЕЧЕНЬ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ЦЕНОЙ ДО 350 ТЫС. РУБЛЕЙ (вариант ЗР)Марка и модель автомобиля «Лада-Самара» «Лада-Калина» «Лада 4х4» (так называемая старая «Нива») «Лада-Приора» «Волга» ГАЗ-3110 «УАЗ-Хантер» «Рено-Логан» «КИА-Спектра» «Хёндай-Акцент» «ФИАТ-Албеа» «Шкода-Фабия» «Шевроле-Авео» Цена в начале января, руб. от 229 от 245 от 247 от 272 от 299 от 340 от 277 от 340 от 299 от 339 от 309 от 313овая льгота, о  которой в  канун Нового года объявил премьерминистр Владимир Путин, распространяется не  только на  традиционные отечественные марки, но  и на  автомобили, выпущенные на  российских предприятиях иностранных концернов. А  таких в  России уже немало. По  данным Минпромторга, льготными кредитами на покупку автомобиля (а они будут доступны до конца декабря 2009 года) смогут воспользоваться примерно 150 тыс. человек. Кредиты «с государственной поддержкой» начали предоставлять уже с января, но только крупнейшие банки страны (Сбербанк, ВТБ-24 и  еще несколько; на  момент подписания номера список еще не  был опубликован). Условий при этом несколько: например, кредит дается на три года, автомобиль должен стоить не более 350 тыс. рублей. Окончательную схему предоставления субсидий по кредитам должен подготовить Минфин. Но  государство взяло на  себя обязательство оплатить часть процентов по кредиту в размере двух третей ставки рефинансирования Центробанка. Что это означает в  реальной ситуации? Например, некто Иванов собирается приобрести в  кредит седан «ЛадаКалина» модного серебристого цвета в  комплектации «Норма» (в  декабре такой стоил 246 тыс. рублей). Сбербанк может открыть ему кредит под  14% годовых сроком на три года. В компании «Автомир» по моей просьбе подсчитали, что при обычной, стандартной схеме за  это время в общей сложности придется переплатить порядка 56 тыс. рублей, или 23% к исходной сумме. Ставка рефинансирования ЦБ устанавливается на определенный период и может как понижаться, так и повышаться. В  декабре она составляла 13%. Соответственно две трети ставки рефинансирования ЦБ – это 8,7%. А процент банка за кредит увязан со  ставкой рефинансирования. Таким образом, при помощи государства переплата за  средства, занятые на  покупку автомобиля, уменьшится до 22 тыс. рублей. И покупатель может реально сэкономить порядка 35 тыс. рублей. Понятно, ради чего предложена эта схема. Правительство придумало ее глав-За рулем 02/2009 201