164
165
ТЕХНИКАИЗМЕРЕНО ЗРСалоны и багажникиВ какой машине просторнее? Где лучше багажник? Эти данные можно узнать из наших тестов. Таблица с цифрами станет еще полезнее, если прочесть пояснения, которые дал Анатолий Фомин.ЧТО И ПОЧЕМУ Из всех размеров салона мы оставили лишь те, что непосредственно отражают его длину, ширину и высоту. L1 и L2 – это расстояние от спинки переднего сиденья до ненажатой педали газа и от спинки заднего до спинки переднего соответственно. Их  измеряют с  помощью массогабаритного манекена. Он  не  только имитирует форму спины и  ягодиц, но  и прожимает подушку и спинку своими 75,6 кг в  соответствии с  ГОСТ 20304-90. Впрочем, от  жестких требований ГОСТа мы несколько отступаем, исключая голени и голенные грузы – и без того вес «молодца» превышает 60 кг. Для замеров спинку устанавливают под углом 25 градусов к вертикали, а высоту до потолка (H1 или H2) измеряют с  помощью мерной рейки манекена под углом 8 градусов. Именно такое положение соответствует нормальной посадке. Этот размер довольно просто соотнести с  индивидуальными требованиями. Более 1000 мм означает, что проблем не  будет даже у  водите164 За рулем 02/2009лей двухметрового роста и самой внушительной комплекции; при 960–1000  мм места хватит рослому и крупному, но не  гиганту; 930–960  мм устроят худощавых людей выше среднего роста и  полных среднероcлых; меньше 930 мм – повод призадуматься человеку выше хотя  бы 175  см. На  заднем сиденье можно обойтись на  20–30  мм меньшим значением – посадка расслабленная, пассажир сползает по спинке, а не сидит, как гвардеец в грузовике на параде. Мы немного упростили замер продольного перемещения сиденья, отказавшись от  полной коррекции на перцентиль (это требует смены «коленей» манекена) и  оставив только средний и  маленький варианты. Но если большая цифра L1 превышает 1150 мм, будьте уверены: места хватит даже баскетболисту. Правофланговые могут ориентироваться на  1100  мм, остальные  – на  1050. Меньше  – лучше проверить лично. Не исключено, что даже водитель средних роста и  степени упитанностине  сможет принять нормальную позу за  рулем. Миниатюрным дамам и  мужчинам жокейской комплекции стоит обратить внимание на  минимальный размер  L1. Если он превышает 950  мм, это может вызвать проблемы у  людей ниже 160  см. Диапазон регулировок сидений  – зеркало «национальности» автомобиля. Европейские машины наилучшим образом подходят для крупногабаритных водителей. На задних сиденьях все проще  – для терпимой посадки необходимо минимум 650 мм до передней спинки. Для хорошей – 750 мм (эконом-класс в самолете). Настоящий комфорт начинается с  850  мм, а  если хочется закинуть ногу на ногу, ищите 950 мм и более. Впрочем, когда речь о  ширине салона, все не  так однозначно. Мы измеряем ширину на  уровне плеч по  верхней части обивки двери. Полный комфорт для троих, усевшихся сзади, требует минимум 1500 мм. Это редчайший вариант, в  легковых автомобилях прак- Прежняя «Тойота-Кэмри» была образцом корректности: при заявленном объеме 520 л мы намерили 516 л. В новой машине в заявленные 535 л удалось запихнуть только 488. Н2 = 895 мм, L2 = 605–870 мм в порядке иллюстрации. Автор с параметрами 175/75 на заднем сиденье. Просторный или тесный? Надеемся, теперь разобраться в таблицах будет проще.тически не встречающийся. Обычно получается 1400–1450 мм, что вполне приемлемо для непродолжительной поездки трех пассажиров средних габаритов или продолжительной  – худощавых. Минимум для сегодняшних компактных машин – 1350 мм: сажать назад троих можно, но только самых стройных. Вариант 1250  мм и  меньше  – это «Дэу-Матиз» или «Москвич-412». Третий – лишний! Однако замеры далеко не всегда дадут полную картину. Широкий в  плечах салон может досадить сильно заваленными стойками: крайним пассажирам очень неуютно подпирать их головой. Могут сильно выступать центральные стойки. Невысокому, пусть и плечистому, водителю это нисколько не помешает (он сидит впереди них), а вот долговязый, даже если вовсе не отличается богатырской статью, обязательно пожалуется на «узкий» салон. Кто прав? Оба! Поэтому загляните еще ив балльную таблицу. Если при ширине 1450 мм стоит оценка 7 или ниже, что-то явно не в порядке. Поставьте галочку – надо обратить внимание! А  вот высота салона не  так важна, как кажется. Просто если она менее 1100  мм, посадка в  машину потребует повышенной гибкости. У  современных автомобилей эта величина ближе к 1200 мм – низкая посадка не в мо-де. С  точки зрения восприятия автомобиля важнее высота точки  H, или hippoint (высота центра тазобедренного сустава). Но  она абсолютно ничего не  говорит о размерах салона…ПОЧЕМУ ТЕСНО? Великий Леонардо вычислил все пропорции идеального человеческого тела. Увы, у многих из нас они далеки от идеала. Виной тому может быть и  наследственность, и  чрезмерное увлечение спортом в юности. Рост сидя иногда совсем не  сходится с  ростом стоя, а  длина рук при одном и том же росте может различаться на 20–25 см! Но еще больше проблем рождают психологические особенности восприятия. Широкий трансмиссионный тоннель, высокие торпедо и линия остекления, темный интерьер – и при прочих равных машина кажется тесной. А для линейки и манекенов она вовсе не тесная! ИГРА В ЯЩИК Большой багажник лучше маленького  – запас карман не  тянет. Но,  доверившись данным производителей, вы наверняка испытаете расстройство. Сплошь и рядом заявленные данные и  наши измерения расходятся на  добрых 20%, а  то и  более! Характерно, что полезный объем всегда меньше. Для оценки мы пользуемся набо-ром «кубиков» объемом 8и4 дм3. Ими заполняем багажник автомобиля до  отказа, но так, чтобы закрылась крышка, а после пересчитываем. «Кубики» (не  называть же их прямоугольными параллелепипедами!) бывают четырех типов: 0 – «нули», соответствующие пропорциям кирпича, А – плоские, В – «квадратные», С – «длинные». Чем больше влезло «нулей», тем меньше закоулков в  багажном отсеке (эти данные мы не публикуем). Конечно, проще заполнять багажник мерными шариками по немецкой методике, но к реальному полезному объему полученная цифра имеет косвенное отношение – если, конечно, вы не перевозите картофель или яблоки навалом. «Кубики» гораздо лучше демонстрируют удобство багажного отсека, начисляя внушительные пени за выступающие скобы, петли, динамики. Чтобы дать понятие о  максимально возможном грузе, мы приводим габаритные размеры багажного отсека изнутри. Если у  автомобиля складная спинка заднего сиденья, появляется дробный размер – расстояние по полу до спинки переднего сиденья или до откинутой подушки (в зависимости от конструкции). Абсолютный рекордсмен по  объему багажного отсека среди компактных машин  – «Лифан-Бриз» с  несчастливым по  китайским поверьям числом 444  л. Заявлено, правда, 630 л!За рулем 02/2009 165