170
171
РЕМОНТ И СЕРВИСМАСТЕРСКАЯ МОНТАЖ ПОДШИПНИКОВЗабитая песняОшибка при монтаже подшипника – начало его конца, предостерегает Анатолий Вайсман.Подшипников в  магазинах много, но как среди них выбрать тот, что работать будет долго и  надежно, а  не  запоет через два дня? Если собственного опыта маловато, лучше посоветоваться с профессионалом  – тот знает «секретные» приемы. Приглядимся к  однорядному шариковому подшипнику. В нем должны быть четко выдержаны зазоры (они зависят от конструкции, назначения, класса точности и т. д.) – значит, небольшой люфт колец еще не  повод для выбраковки. Но как оценить этот люфт? Если не пользоваться специальным инструментом, то, не имея определенного опыта и верного глаза, – никак!. Нынче никого не удивляет, когда из десятка новых подшипников, выложенных на  прилавок, годны всего пара  – похоже, за  несоблюдение ГОСТа по закону уже не преследуют! Выбрав подшипник с приемлемым люфтом, прокручиваем наружное кольцо относительно внутреннего: не должно быть ни  гула, ни  хруста, ни  ощущения перекатывания шариков. Однако если подшипник закрытый, заложенная в  него смазка маскирует эти дефекты  – отлавливать их надо очень дотошно. Для  конических подшипников свои приемы. Кладем комплектный подшипник на  ровную надежную опору и  прокручиваем – так, чтобы внутреннее кольцо с  роликами, выбрав зазоры, плотно легло в наружное, а сами ролики установились. Проверим, нет ли взаимной качки деталей. Есть  – значит, погрешности конусов велики, такой подшипник не годится. Если качки нет, проверим изделие на  перекат. Ощущаются явные неровности – смотрим следующий. К  сожалению, современные двухрядные подшипники ступиц оценить на  ощупь нельзя; при покупке приходится ориентироваться лишь по косвенным признакам, полагаясь на известных производителей и остерегаясь подделок.ЖЕРТВЫ УДАРНОГО ТРУДА О разрушениях подшипников в эксплуатации мы говорили в декабрьском номере журнала за 2008 год. Но виновником может быть не  только заводской брак. Очень важен правильный монтаж. Подшипник, упавший на  бетонный пол, от  удара мог потерять правильную геометрию, и  лучше  бы его отбраковать. Уронили в  песок, а  потом ополоснули в  солярке  – тоже неправильно: мыть следует долго и  тщательно. Усилие запрессовки подшипника прикладываем только к  тому кольцу, которое, собственно, запрессовываем, иначе шарики могут оставить на дорожках лунки  – с  них начнется разрушение. Это верно и  для конического роликового подшипника. Упругие тонкие кольца двухрядных подшипников ступиц не терпят ни малейшего перекоса при установке в гнездо. Но  кое-где у  нас меняют подшипники дешево и  быстро, без демонтажа стойки. А  если заказчик потом жалуется, что подшипник загудел, ему отвечают: виноват, мол, заводской брак или «неумелый» хозяин. Недавно ко  мне обратился клиент: дважды на  его ВАЗ-2115 меняли подшипник передней ступицы, но вскоре гул возобновлялся. Меняли, как выяснилось, по  этой «прогрессивной» технологии: один человек на  весу держит ступицу, а  другой бьет по подшипнику. Нетрудно догадаться, что грозит последнему, а заодно и посадочному гнезду. Если после удара появилась овальность, подшипник не жилец. Стойку мы сняли, выпрессовали подшипник, проверили нутромером геометрию посадочного гнезда. Повезло, не  кривое! И  аккуратно, без перекосов, запрессовали новый подшипник. Кстати, при этом прежний служит оправкой. Зачем снимать стойку, а  не один поворотный кулак? Демонтировать его на старой поржавевшей маши-Тонкое наружное кольцо ступичного подшипника. Менять такой нужно с оправкой и на прессе, иначе долго не проживет. Конический подшипник на столе. Зазоры выбраны – пытаемся наклонить внутреннее кольцо относительно наружного. Качается – с благодарностью возвращаем продавцу и просим следующий.Перекосив одно кольцо относительно другого, проверяем зазоры. Затем, вращая, прислушиваемся к шумам: нет ли явных неровностей?170 За рулем 02/2009 Один из «полузакрытых» подшипников. Пополнить смазку в нем нетрудно. И весьма полезно.Конструкция этого закрытого подшипника позволяет добавить смазку – и этим избежать преждевременных проблем.не порой очень трудно, к тому же после сборки обязательна регулировка углов установки колес. В  результате работа обойдется почти вдвое дороже. Но правильно установленный подшипник  – еще не  все. Важно затянуть гайку строго регламентированным моментом. Перетянешь  – чрезмерные контактные напряжения в паре «шарик – беговая дорожка» приведут к питтингу. Недотянешь  – детали разрушатся от динамических нагрузок. Если ступица вращается на  двух конических подшипниках, требования к затяжке принципиально иные. Тут ею регулируют зазоры. Нельзя допустить ни малейшей перетяжки, иначе ролики продавят пленку смазки и  начнут клинить. Первый признак этого  – нагрев узла, когда после недолгой поездки рука уже не терпит прикосновения (выше 70 градусов). При нормальной эксплуатации подшипники ступиц легко отрабатывают весь расчетный срок службы. Но  кто же не  видел машин с  лихо растопыренными колесами, выступающими за  кромки крыльев! Может, оно и красиво, только нагрузка на подшипники здесь убийственная. На «Жигулях» подшипник на полуоси зафиксирован запорным кольцом. Перед посадкой его нагревают в  печи до 240  градусов и  почти без натяга устанавливают на место. Остыв, кольцо плотно охватывает полуось и  надежно держит подшипник. Открытым же пламенем недолго и перегреть – например, доведя до  яркого свечения, когда металл уже пластичен. Такое кольцо держать не  будет, и  колесо может покинуть мост вместе с  полуосью. Поэтомуотклонения от  предписанной технологии здесь недопустимы.НА ТОЩЕМ ПАЙКЕ В  закрытые подшипники смазка закладывается на  весь срок службы. Должна закладываться. К  сожалению, на  некоторых заводах считают иначе. Как-то закупили мы партию роликов ГРМ известной фирмы, установили клиентам, а  вскоре от  них посыпались жалобы. Вскрыли один из  шумливых подшипников  – шарики синие и  «квадратные». Вскрыли новый из этой же партии – следы смазки едва видны. Солидная фирма на  ней экономила! Наученные горьким опытом, стали вскрывать все подряд и добавлять смазку. Кстати, бывало такое ис выжимными подшипниками. Но  масляное обжорство бывает не менее опасно, чем голодание. В крестовинах карданных валов лишняя смазка может и навредить: подшипник не встанет на место или выдавит сальник. Это только каше масло безоговорочно на пользу. Замена смазки в  ступицах «Нивы»  – операция трудоемкая. Не  разобрав поворотный кулак, ничего не сделаешь, а  при этом часто ломается крепеж. На  «классике» немногим легче, но тут процесс можно рационализировать. Снимаем только наружный подшипник, в  полость ступицы вставляем наискось деревянную лопатку и, удерживая ее, вращаем ступицу. Таким способом удаляем практически всю старую смазку и закладываем свежую. Подшипники требуют деликатного обращения, а если кто-то их забивает молотком, то, как правило, не на место, а насмерть.На правах рекламы