184
185
РЕМОНТ И СЕРВИСКОНКуРСМедвежья болезньЗа ответ на задачу № 13 «Спасение утопающего» премию от редакции – 6000 рублей получает Максим Пинегин из Челябинска. Рисунок Ольги Громовой.Зря водитель Клюев ехал так быстро! На  взмах полосатого жезла инспектора машина отреагировала странно: поначалу скорость привычно падала, но  ниже 60  км/ч тормоза как обрезало, хотя педаль, по словам водителя, оставалась твердой! Пришлось выехать на газон, а там рекламный щит… В протоколе ДПС отмечена обнаруженная при осмотре неисправность задних тормозов машины, из-за которой передние оказались перегружены. Что  же все-таки произошло? Можно ли было остановиться без помощи рекламщиков! Многие письма показывают замечательный технический уровень авторов. Цитируем: «На  легковой машине с  примерно одинаковой развесовкой по  осям передние тормоза главнее  – ведь при торможении нагрузка на них увеличивается. Но нельзя пренебречь задними...» Верно! Положим, автомобиль тормозит с  90  км/ч до полной остановки в одном случае на 50 метрах, а в другом – на отрезке в 10 раз более длинном. Одна и  та  же кинетическая энергия после торможения превратится в  тепловую, но в  атмосферу это тепло уйдет по-разному. Если тормозить полегоньку, немалую долю кинетической энергии успеют184 За рулем 03/2009Задние тормоза не работали, из-за чего при экстренной остановке перегрелись колодки передних – и перестали держать, «поплыли».съесть трение в шинах и трансмиссии, а также сопротивление воздуха. (Вспомним: скорость можно гасить и выбегом, хватило бы дистанции!) Короче, при служебном торможении колодки и диски сами по себе нагреваются слабо, а длительный обдув дополнительно их охлаждает. При экстренном торможении юзом тормоза блокированы  – зажатые колодками диски не  вращаются, – а коли так, то и тепло тут не вырабатывается. Зато «море огня» выплескивается в контакте шин с  дорогой  – они горят! Пример: энергично чиркнув о лист бумаги спичку, вы ее зажжете. Проведете по  бумаге медленно  – огня не  будет. А  при торможении без юза в  роли спичек выступают колодки, затем к  ним присоединяются диски  – и  нагреваются очень сильно, ведь обдув непродолжителен и малоэффективен. Нам пишут: «Диски накапливают в  себе тепло и  перегреваются не  мгновенно». Сущая правда. В  течение первых секунд экстренного торможения массивные диски нагреваются медленнее, чем накладки колодок. Но идет теплообмен, и вот мы видим: скорость падает, детали обдуваются слабее, а их температура все выше. Максим Пинегин написал: «Критическая скорость отказа тормозов составляет… 60–70  км/ч». Обычно так и  получается, но не  всегда. Один «оптимист» из  Тамбова пытался шутить: «Если бы Клюев гнал на скорости 300, на  момент отказа тормозов могло остаться и  250!..» А  шутка-то горькая. Чем выше скорость начала торможения, тем быстрее колодки трутся о диски и тем мощнее выброс тепла. Отсюда реальный риск почти мгновенного перегрева рабочих Задача № 15ТАКАЯ МАЛЕНЬКАЯ ПРУЖИНКА! Из письма в редакцию: «»На моем ВАЗ-2107 колодки передних тормозов в поворотах соприкасались с дисками – и противно свистели! Как избавиться? Я поставил на направляющие стержни легонькие пружинки, которые слегка распирали колодки. Свиста как не бывало! Тормозам пружинки не мешали. Ездил по городу и радовался, хотел даже написать в «Советы бывалых»… Но вот собрался на дачу. Раннее утро, дождик. По прямому, как стрела, и пустому шоссе за полчаса долетел до своего поворота и... чуть не проскочил мимо – тормоза сработали только со второго нажима! Кто догадается – почему?» Ответ с пометкой «Конкурс» отправьте до 1 апреля 2009 года по адресу: 107045, Москва, Селивёрстов пер., д. 10, или по e-mail: [email protected]. Укажите ваш контактный телефон или иной способ быстрой связи.поверхностей накладок. Остается к этому добавить напоминание победителя о  том, что некоторые ездят с  изношенными дисками  – и  мрачная картина завершена. Ведь чем тоньше диски, тем меньше их теплоемкость, а значит, тем быстрее они перегреются, а с ними и колодки. Неспроста температурным характеристикам фрикционных материалов, охлаждению дисков и  т.  д. уделяется столько внимания. Но  в  одном письме читаем: «Перегрев тормозов  – это еще и  человеческий фактор. Перед иным «гонщиком» тормоза даже лучших иномарок пасуют!». Наконец, риск «теплового удара» тем больше, чем сильнее нагружена машина: «Если бы в легковушке Клюева сидели еще четверо тяжеловесов, одного рекламного щита могло и не хватить».Что делать  – продолжать давить на педаль? Или есть иные решения? Многие, включая нашего победителя, рассмотрели ряд возможностей. Первая: «...заставить себя отпустить педаль на секунду» – и, слегка охладив колодки, снова нажать. Повторить еще... Если вернуть колодкам хотя бы часть фрикционных свойств, остановочный путь будет все  же меньше, чем без тормозов. Совет неплох, но многие  ли успеют им воспользоваться? Другой читатель углубляет тему: «При  втором нажиме на  педаль надо добиться юза  – лучше подпалить шины, чем вляпаться в аварию. А если начнет разворачивать, отпустить педаль, выровнять курс – и снова до юза! Можно еще вызвать занос машины  – дать полный газ… и  повернуть руль! Когда машина поперек дороги – остановишься вмиг!» Идея смелая – как в кино, только откуда уверенность, что навстречу не вынырнет второй такой мастер? Что еще предлагают? Отказавшим задним тормозам помочь ручником. Не  работает и  он  – тормозить двигателем, последовательно включая более низкие передачи. Победитель подробно описал, как это следует делать. Еще один вариант – пустить машину по кривой, как поступил Клюев. Движение по  дуге существенно увеличивает сопротивление качению, особенно на  мягком грунте. Ну  а  мораль проста: лучшее средство против медвежьей болезни – безусловная исправность тормозов! Благодарим всех участников обсуждения этой темы, а Максима Пинегина поздравляем с победой!На правах рекламыЗа рулем 03/2009 185