136
137
138
КОМПОНЕНТЫОБЗОР ИОНИЗАТОРЫ ВОЗДУХАС ветерком – ионнымМожно ли, стоя в пробке, дышать свежим горным воздухом? Ответ на этот вопрос искал Алексей Воробьев-Обухов.Как уже давно установили ученые, целебный воздух климатических курортов отличается от  загазованной атмосферы мегаполисов не только отсутствием вредных примесей, пыли, но и  повышенным содержанием отрицательных ионов кислорода, благотворно влияющих на организм. А  можно  ли искусственно облагородить воздух в салоне автомобиля, находящегося в  центре большого города? Да, если, во-первых, отфильтровать взвешенные микрочастицы салонным фильтром и, во-вторых, установить ионизатор воздуха  – по  сути, люстру Чижевского в  миниатюре. Этот не  слишком сложный прибор включает в  себя высоковольтный (20–30  кВ) преобразователь напряжения и  игольчатый электрод коронного разряда, с которогои  стекают «лишние» электроны, тут  же заряжая молекулы газов, составляющих атмосферу, и  – как побочный эффект  – частицы пыли. Последние устремляются к положительному электроду, в роли которого выступает корпус авто, и оседают на нем. Так что не удивляйтесь тому, что при постоянном использовании ионизатора обивка салона будет загрязняться быстрее. Но это лучше, чем «пачкать» легкие. Досье восьми ионизаторов, обнаруженных нами в  торговой сети, приведены ниже в  порядке возрастания цены. Измерения проводили непосредственно в салоне легкового авто, поскольку именно на  такой объем и  рассчитана производительность автомобильных ионизаторов. Согласно СанПиН 2.2.4.1294-03 в каждом кубическом сантиметре воздуха должно быть не менее 600 и не более50 000 аэроионов. В горах иу моря, кстати, концентрация отрицательных аэроионов не меньше 5000 шт./см3, на городских улицах  – порядка 100–200, в  квартирах  – ничтожные 40–50  шт./см3. Все изделия по  нашей просьбе проверили в специальной лаборатории. Нас интересовало, дают  ли они реальный эффект и не обладают ли вредным побочным действием, способствуя повышению концентрации озона  – сильнейшего окислителя раздражающего действия. Его содержание согласно нормам ГН 2.2.5.1313-03 не  должно превышать 0,1 мг/м3. В  заключение с сожалением отметим: хотя, «по  слухам», существуют отечественные ионизаторы воздуха для автомобилей (например, «Янтарь-5Т»), полки магазинов заполнены исключительно импортом. Увы...136 За рулем 03/2009 ИОННЫЙ ОЧИСТИТЕЛЬ ВОЗДУХА XJ-600Ориентировочная цена – 470 руб. Изделие фирмы Air Comfort (Милан) оказалось рекордсменом экономичности: потребляемый ток – всего 2 мА. При этом оно обеспечивает концентрацию отрицательных аэроионов 1750, а положительных –1530 шт./см3, и это также минимальные показатели в нашем тесте. Содержитэлектростатический пылеуловитель, на котором должны за компанию оседать аллергены и болезнетворные микроорганизмы. Прибор крепится на торпедо на застежке-липучке (входит в комплект), что позволяет убирать его с глаз долой, если оставляете авто без присмотра. Ионизатор имеет индивидуальный серийный номер, что внушает доверие к производителю. Этот прибор с учетом его параметров больше подойдет для автомобилей малого класса.ОСВЕЖИТЕЛЬ ВОЗДУХА И ИОНИЗАТОР AF 606Ориентировочная цена – 500 руб. Приборчик берлинской фирмы My Car вставляется непосредственно в гнездо прикуривателя и потребляет из него 96 мА. На расстоянии 50 см от работающего устройства концентрация отрицательных аэроионов составила 2820, положительных – 1750 шт./см3. Это, конечно, еще не горный воздух, но уже что-то полезное. Русскоязычной инструкции нет, спасибо хотя бы за предупреждение на английском: в случае возникновения помех радиоприему использовать прибор через удлинитель. При работе явственно ощущается запах озона, хотя превышения ПДК приборы не зафиксировали.На правах рекламыЗа рулем 03/2009 137 КОМПОНЕНТЫ | ОБЗОР ИОНИЗАТОРЫ ВОЗДУХА ОЧИСТИТЕЛЬ ВОЗДУХА – ИОНИЗАТОР CN-23Ориентировочная цена – 600 руб. Продукт австрийской фирмы Cyclone тоже вставляется прямо в гнездо прикуривателя, но оснащен встроенным электровентилятором (!), поворотным шарниром и угольным фильтром, который , как утверждается, абсорбирует сигаретный дым и выхлопные газы до полного исчезновения запаха. Русскоязычная инструкция подробно рассказывает о пользе аэроионов и обращении с прибором. Вызывает сомнения лишь рекомендация по периодической очистке угольного фильтра пылесосом: пыль-то удалится, а вот абсорбирующие свой-ства такой очисткой не восстановить. Тем не менее: потребляемый ток лишь 70 мА, а концентрация отрицательных аэроионов составила 25 700 шт./см3. Отличный результат, однако этот прибор, как и все описываемые, почти не создает положительных ионов, что считается недостатком. как свежий ветерок. Потребление энергии – 121 мА. Выходит, использована не самая эффективная электросхема. Но для бортовой сети такой ток сущие пустяки. Прибор устанавливается на торпедо либо крепится присоской к ветровому стеклу.ИОНИЗАТОР НА РЕШЕТКУ КОНДИЦИОНЕРА S163Ориентировочная цена – 800 руб. Этот ионизатор японской фирмы Seiwa – самый удивительный. Он отличается от всех прочих отсутствием (!) электропитания. Как же образуются обещанные ионы? А никак. Поток воздуха из штатного дефлектора просто раскручивает крыльчатку, вероятно, для того, чтобы уменьшить интенсивность прямого обдува седоков. Но ионам взяться решительно неоткуда. Мы даже подумали было, нет ли там радиоактивных изотопов (они тоже могут ионизировать воздух). Проверка, однако, показала их полное отсутствие. На одном из сайтов, посвященных прибору, утверждается, что ионы «вморожены» в материал крыльчатки и должны выделяться при нагреве до 40оС, то есть при обдуве горячим воздухом. Результат наших измерений был нулевым.ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬИОНИЗАТОР XJ-801Ориентировочная цена – 750 руб. Ионизатор шанхайской фирмы Neo-Tec может работать от гнезда прикуривателя или от четырех батареек АА. Наполняет каждый кубический сантиметр воздуха 8200 отрицательными аэроионами – достойный уровень. Одновременно слегка (40% ПДК) озонирует его, что дает обеззараживающий эффект. Хотя внутри нет вентилятора, поток ионов явственно ощущаетсяОриентировочная цена – 1500 руб.ОЧИСТИТЕЛЬ ВОЗДУХА GH-2130Итальянский Air Comfort предлагает также значительно более солидное (по сравнению с начавшим наш список) изделие для очистки и облагораживания воздуха. Оно снабжено, кроме ионизатора, системой из трех фильтров: угольного, 3M Filtrete на основе «запатентованной нанотехнологии», задерживающего частицы размером от 0,3 мкм, и никелевого фотокаталитического, уничтожающего бактерии и вирусы. В корпусе установлены также вентилятор, бактерицидная УФ-лампа и картридж для ароматизатора. Производительность прибора неслабая: приборы показали концентрацию аэроионов23 500 шт./см3, озона тоже получилось немало – 0,12 мг/м3, что на 20% выше ПДК. Но это, конечно, в салоне автомобиля компакткласса. На случай использования в быту предусмотрен сетевой адаптер. Из прикуривателя же прибор забирает 220–290 мА (в зависимости от режима вентилятора).УНИВЕРСАЛЬНЫЙ ОЧИСТИТЕЛЬ ВОЗДУХА MULTIFRESH CN-13Ориентировочная цена – 1000 руб. Это изделие от Cyclone отличается завидной всеядностью: энергию может черпать хоть из гнезда прикуривателя, хоть из сети, хоть от компьютера через USB-порт, хоть от трех батареек АА. Потребляемый ток – 65 мА. В комплекте два пакетика с ароматизатором, через слой которого встроенный вентилятор прогоняет воздух, который затем изрядно (до 193 000 шт./см3) насыщается аэроионами. Такая производительность под стать не салону авто, а, пожалуй, комнате. Кроме того, приборы зафиксировали небольшое (на 10%) превышение ПДК по озону. А потому мы рекомендовали бы использовать устройство, по крайней мере, в мини-вэнах, а то ив автобусах.Ориентировочная цена – 1700 руб. Еще одно изделие фирмы Neo-Tec. В автомобиле этот огромный прибор можно установить разве что на задней полке. Его особенность – дополнительный электростатический фильтр, на котором, как обещает изготовитель, оседают частицы пыли, бактерии и вирусы. Производительность настолько велика, что в каждом кубике воздуха образуется 245 000 отрицательных аэроионов, выход озона – 0,14 мг/м3. Рекомендуем этот ионизатор скорее для помещений, чем для автомобилей, благо в комплекте есть сетевой адаптер. Подойдет прибор и для магистраль-ВОЗДУХООЧИСТИТЕЛЬИОНИЗАТОР XJ-2000ных автобусов. Потребление тока – 185 мА. Предусмотрен режим работы Low, в котором ионизатор работает по 3 минуты в пятиминутном цикле, но ив этом случае концентрация ионов для салона легковушки слишком высока.138 За рулем 03/2009