202
203
204
206
ГРУЗОВИКИMERCEDES-BENZ ACTROSАрифметка проходимостиОбновив семейство «Мерседес-Актрос», компания «Даймлер» вслед за магистральными тягачами представила новую гамму строительных машин. С двумя десятками тонн щебня в кузове по тесным улочкам маленьких городков, крутым горам Шварцвальда и аккуратному «бездорожью» полигона в Отигхайме проехал Юрий Нечетов. Фото автора и «Даймлер».«Привет! Меня зовут Гельмут. Ты  сам поведешь или сядешь справа?» Вопрос не праздный, ведь далеко не у всех «грузовых» журналистов есть соответствующие категории в правах, поэтому на дорогах общего пользования управлять тяжелыми машинами разрешают немногим. Жизнерадостно улыбаясь, демонстрируя уверенность и оптимизм, устраиваюсь за  рулем, хотя по  неискоренимой легковой привычке сперва робею перед таким монстром.ЗДЕСЬ ВАМ НЕ РАВНИНА! Мне повезло: на  тестовый 80-километровый маршрут, проложенный по игрушечным немецким городкам и  извилистым горным дорожкам, достался «небольшой» трехосный «Мерседес-Актрос 2646». А ведь на площадке стоят и четырехосники, и  автопоезда с  прицепами  – то-то угловые бордюры во многих местах маршрута несут черные отметины от резины! Видно, мы тут не первые. Двенадцатилитровый 456-сильный мотор обеспечивает полностью забалластированному самосвалу массой 26 т отличную тяговооруженность  – легко набирая скорость даже на  подъемах, мы то и дело утыкаемся носом в тихоходов.Запас мощности совсем не лишний, ведь с прицепом масса состава может достигать 40 т! Автомобиль оснащен модернизированным 12-ступенчатым автоматом PowerShift Offroad. Пусть вас не  смущает «внедорожное» название, его ставят и  на  такие заднеприводные машины, как эта. Коробка адаптирована для тяжелых условий работы, имеет режим раскачивания и автоматически увеличивает быстроту переключений в тяжелом грунте (для  предотвращения увязания) и на подъемах. За последним следит датчик наклона, который также позволяет коробке точнее выбрать передачу для старта в  гору (на  горизонтальной площадке обычно включается третья передача). Верхняя из четырех (!) передач заднего хода стала более быстроходной  – представьте, сколько иногда приходится пятиться самосвалу под погрузку или к месту разгрузки. Широкий диапазон коробки позволил применить ведущие мосты с более «длинными» (пониженными) передаточными числами, что способствует экономии топлива на шоссе.Хорош гидравлический ретардер «Фойт-R155», активизировать который можно как подрулевым переключателем, так и  тормозной педалью  – в  последнем случае рабочие тормоза включатся, лишь если не хватит гидрозамедлителя. Впрочем, основное предназначение ретардера не  продление жизни колодкам, а  работа в  горах, где он просто незаменим. Тормозного момента двигателя часто не  хватает  – катящаяся вниз махина легко раскручивает его до  недопустимо высоких оборотов, что чревато соударением поршней и клапанов. А рабочие тормоза на длинном спуске греются и теряют эффективность. Освоившись, все чаще подсказываю коробке нужную передачу коротким джойстиком на  правом подлокотнике  – в  шоссейных режимах новинка порой так же задумчива, как и ее магистральный прототип. Гельмут одобрительно кивает: «Водитель грузовика должен просчитывать дорогу на  сотню202 За рулем 06/2009 метров вперед  – автомат, даже самый умный, этого не умеет». На финише расходомер показывает 46 л/100 км, а у коллеги на 32-тонном четырехоснике – 48 л/100 км. Следовательно, у  меня на  каждую тонну ушло 1,8  л топлива, а у него только 1,5 л: чем тяжелее машина, тем выше ее топливная эффективность.КОЛЕСНАЯ ФОРМУЛА Строительные «актросы» имеют огромное количество вариаций, что позволяет приспособить их для любого вида работ. Например, предлагается девять модификаций двух базовых силовых агрегатов: OM 501 LA (V6/11,9 л мощностью 320, 360, 408, 435, 456 или 476 л.с.) либо OM  502  LA (V8/15,9  л мощностью 510, 551 или 598  л.с.). Моторы используют технологию BlueTec с впрыском мочевины в отработавшие газы и удовлетворяют нормам Евро IV или Евро V. Кроме того, возможны различные конфигурации в  зависимости от  количества и  расположения осей, привода и  кабины (ее  выбирают из  четырех типов). Сравнительно легкие и  компактные двухосники используются, как правило, при ремонтах небольшого объема, в  тесных городах, для работы с  легкими грунтами и надстройками; их характеристики: полная масса 18–20  т, шесть размеров колесной базы в  интервале 3600– 5400  мм, мощность 320–551  л.с., при-вод задний или полный. В  варианте седельного тягача с  трехосным самосвальным полуприцепом автопоезд перевозит до  28  т груза; такая связка наиболее эффективна и  имеет наилучшую весовую отдачу, но пригодна только на дорогах с твердым покрытием или (с полным приводом) на ровном укатанном грунте. На  стройках более популярны многоосники, например универсальные трехосные «актросы»: полная масса 25–33  т, девять  (!) размеров колесной базы в  интервале 2250–6000  мм, мощность 320– 598  л.с. В  зависимости от  условий эксплуатации они различаются количеством и  взаиморасположением управляемых, ведущих осей и  «ленивца» (поддерживающая, неведущая ось, расположенная перед или позади ведущей). Кстати, последний может быть с  односкатной или двускатной ошиновкой и даже управляемым! Вариант 6×2/2 с одной управляемой осью, одной ведущей и  «ленивцем» предназначен для наиболее легких условий, а  вот полноприводному 6×6/2 по силам и крутые уклоны, и рыхлые грунты. Кроме того, трехосники могут работать в  составе автопоезда с  прицепом или «под седлом», именно поэтому на  них ставят самые мощные двигатели. Четырехосные  же модели полной массой 32–41 тс пятью размерами базы от 4200 до 5400 мм (у многоосников измеряют расстояние между первой осью и  передней осью задней тележки) вы-ступают только соло, поэтому располагают «лишь» 320–510  л.с., что, однако, не мешает им быть чемпионами по проходимости. У них обычно две управляемые передние оси и две, три или четыре ведущие  – колесные формулы соответственно 8×4/4, 8×6/4 и 8×8/4. Вездеходы оснащают прочными рессорными подвесками и  не  боящимися грязи барабанными тормозами. А вот на  заднеприводные двух- и  трехосные модификации можно заказать пневмоподвеску с  автоматическим поддержанием уровня и  переходом (достаточно одного нажатия кнопки!) на  заранее установленную высоту, а также дисковые тормоза на  переднюю ось. Любопытно, что вне зависимости от  типа тормозов специальная система перераспределяет тормозные усилия по осям, добиваясь равномерного износа колодок, чтобы пореже обращаться в сервис для их замены.НАМ БЫ ТАКОЕ «БЕЗДОРОЖЬЕ»! Очень страшно отпустить педаль тормоза, когда 40-тонная четырехосная махина замерла на крутом подъеме, устремив нос в небо! Конечно, здесь не 110%, как на  соседней трассе для «унимогов», но полсотни наберется. А это, для справки, 30 градусов – такой склон альпинисты считают опасным, поскольку упавший на  нем человек самостоятельно остановиться не может и фактически обречен на гибель.За рулем 06/2009 203 ГРУЗОВИКИ | MERCEDES-BENZ ACTROS«Мерседес-Актрос 1832» 4×4: полная масса 18 т, мощность 320 л.с. У строительных машин задний противоподкатный брус сделан подъемным, бак защищен снизу, а нижняя передняя ступенька снабжена податливым резиновым креплением. Под бампером установлена защита из 3-миллиметровой нержавеющей стали с откидной подножкой, сетки на фарах, прочные рифленые корпуса боковых зеркал. Дополнительные боковые ступеньки и поручень на кабине позволяют водителю контролировать процесс загрузки кузова. «Мерседес-Актрос 3351» 6×6: полная масса 33 т, мощность 510 л.с. При отпускании педали тормоз удерживает машину от скатывания еще секунду, что позволяет легко тронуться в подъем, в том числе и задним ходом.204 За рулем 06/2009 ГРУЗОВИКИ | MERCEDES-BENZ ACTROS« » « (Hubertus Troska) – »,« , 4148» 8×8: 41 , 476 . . 100 . -, « ». « LO 2000» 1935 : « - , ! , « »– 1 (29% ), (30%), (32%) . , . , . 17 – , , , ( – ». , 30–50%, , , ». !), « , , , , –!». « , », – , … « –,: « , . , » , , , , ,. . ,, . -16-…., : « !».–,– « » ,,– . –-.20606/2009