240
241
242
БЕЗ ГРАНИЦВНЕДОРОЖНИКИПолный улетО летающих автомобилях пишут давно ис пристрастием. Однако дальше проектов – пусть в металле, но пока способных лишь ползать по шоссе, – дело не шло. С первым реальным автолетом знакомит Алексей Воробьев-Обухов.Первый взлет прошел на ура. В воздух «Транзишн» поднимает толкающий пропеллер, установленный за кабиной.240 За рулем 06/2009 Когда в  далеком 1965-м Фантомас так разбушевался, что удрать от  преследователей смог лишь на  летающем «СитроенеDS» с выдвижными крыльями, создателям фильма пришлось идти на  поклон к  мультипликаторам. Без  них поднять машину в  воздух тогда не  смогли. Через девять лет злодей Скараманга похожим образом удрал от Джеймса Бонда, но тут все было иначе: машина с «пристегнутым» к  крыше реактивным планером совершила-таки прыжок перед кинокамерами. В  жизнь, однако, мечта полетать на  автомобиле упорно не  желала претвориться. Долгое время все ждали первого полета хотя  бы одной из  моделей «Моллер-Скайкар», которую должны были поднять в  воздух горизонтально расположенные (как у  вертолета) пропеллеры. Реальность разочаровала: машина устойчиво летала лишь со страховочным тросом. И вот – прорыв! Пятого марта расправил крылья и  взлетел двухместный автолет «Транзишн», созданный компанией «Террафугиа» по  разработкам инженеров Массачусетского технологического института. Машина, в  отличие от фантомасовского «Ситроена», не вы-двигает, а  именно расправляет сложенные при  езде по  дорогам крылья. Подобное решение применяют на  палубных истребителях ВВС, но там откидываются лишь концы крыльев, а в «Транзишн» – два шарнира. Один из них расположен прямо у  порога кузова, в  результате чего ширина в  автомобильном режиме не превышает 2032 мм. А вот гараж для автолета потребуется высокий: не менее 2057 мм. Можно долго спорить, чем является «Транзишн»  – летающим автомобилем или ездящим самолетом. Надеемся, ответ на  этот вопрос помогут дать представленные снимки и  некоторые технические характеристики. Что говорит в  пользу автомобиля? Разработчики утверждают, что использованы характерные для  него системы пассивной безопасности. Мощность двигателя (100 л.с.), работающего на обычном бензине, и расход топлива (7,8 л/100 км) тоже вполне приличествуют современному авто. А  вот максималка в  105  км/ч для такого мотора явно маловата. Теперь аргументы за  самолет. При всем том, двигатель Rotax  912S  – авиационный и соответствует всем авиационным стандартам надежности и безопасности. Скорость в  полете так себе,Руководитель проекта Карл Дитрих явно гордится своим детищем. Казалось бы, 185 км/ч – невелика скорость, зато какой простор!За рулем 06/2009 241 БЕЗ ГРАНИЦВНЕДОРОЖНИКИне  более 185  км/ч, а  расчетная дальность  – 740  км. Зато сажать «Тразишн» вполне удобно, потому что посадочная скорость всего 82 км/ч, мимо полосы не  промажешь. Впрочем, при  необходимости можно обойтись и без аэродрома: машину оснастили аварийноспасательным парашютом! Как и  легкому самолету, «Транзишну» требуется солидный разбег  – более полукилометра, и  не  на  шоссе: размах крыльев составляет почти 8,5 м… Впрочем, бог с  ними, с  определениями. Главное, что уже в  2011  году, как обещают, можно будет стать счастливым обладателем такого летающеездящего чуда «всего» за  194  тысячи долларов. Но будет ли «Транзишн» удобен в  повседневной жизни? Для начала машине предстоит пройти уйму сертификационных процедур. Ведь для регистрации в ГИБДД нужно соответствовать одним стандартам, а в Госавиарегистре – совсем другим. Вероятность успеха, прямо скажем, невелика. Но все­таки как здорово, что «фантомасомобили» сходят с экранов и становятся реальностью.242 За рулем 06/2009В бак входит 76 л бензина; в воздухе горючее сгорает со скоростью 19 л/ч, на шоссе заметно медленнее.На дороге «Транзишн» почти обычный переднеприводный автомобиль с заурядными характеристиками.