157
ТЕХНИКА | ИЗМЕРЕНО ЗР ЭЛАСТИЧНОСТЬПонятие растяжимоеОдин из самых простых замеров – определить время разгона «от» и «до» без переключения передач. Смысл показателя раскрывает Анатолий Фомин.Эластичность  – нерусское слово, пожалуй, лучше будет приспособляемость. Еще точнее  – приспособляемость двигателя к  нагрузке. Еще проще: хорошо  ли тянет? Все довольно просто и буднично: ни эффектных стартов с  дымом из-под колес, ни бешеных ускорений. Всего лишь установить нужный диапазон скоростей на  приборе, отключить кондиционер, включить нужную передачу, стабилизировать скорость ниже нижней границы на 2 км/ч, нажать на газ, дождаться верхней отсечки по скорости, повторить три раза в каждом направлении…ТРИЖДЫ ДВА Мы измеряем два диапазона скоростей – 60–100 и  80–120  км/ч, имитирующих медленный и  быстрый обгоны без  переключения на  пониженную передачу. Медленный вариант обычно выполняется на  четвертой передаче, быстрый  – на пятой. При шестиступенчатой коробке работы вдвое больше: приходится повторять замеры «нижней» эластичности на четвертой и пятой, а «верхней» – на  пятой и  шестой. Семиступенчатую, к счастью, замеряли всего один раз. Подход к  подбору передаточных чисел у  разных фирм сильно отличается. Маленькое передаточное число пятой или шестой передачи может быть легко скомпенсировано короткой (с  большим передаточным числом) главной парой. Впрочем, специалистсделает выводы, даже не  видя результатов замеров: расчет тягового баланса вполне доступен и студенту автомобильного вуза. Повлиять на  эластичность могут и  шины. Достаточно поставить колеса поменьше диаметром и  полегче, и  даже неторопливые автомобили демонстрируют незаурядную динамику. Что будет, если уменьшить диаметр колеса на 46 мм, а массу – на 5,7 кг? «Нива» на  легкой шоссейной резине выигрывает у  машины на  стандартных ВлИ-10 целых 6,3  с, улучшая эластичность в  диапазоне 60–100  км/ч на  30%! Разница в  верхнем диапазоне, который пришлось уменьшить на  10  км/ч (выше 110  км/ч на  пятой передаче «Нива» на  стандартных шинах разгоняется совсем медленно, малейший ветерок вносит сумятицу в результаты), еще драматичнее – 46%. Без малого вдвое! Почему необходимо выключать кондиционер? Потому что его работа на  эластичности двигателя, особенно маленького, сказывается колоссально. Гораздо больше, чем на  разгоне с  переключением передач. «СузукиСвифт» с литровым мотором при включении кондиционера терял в  разгоне до  100  км/ч 2,2  с. Эластичность на  четвертой передаче пострадала на  7,1  с, а на пятой – на 19,5 с. Иными словами, время разгона с  80 до  120  км/ч выросло почти вдвое! Впрочем, на многих современных автомобилях эта проблемарешена  – при разгоне «в  пол» компрессор кондиционера сам временно отключается.АВТОМАТЫ, ВАРИАТОРЫ И ГИБРИДЫ Как измерить эластичность с  вариатором? Или с  гидромеханическим автоматом? Даже при наличии у  последнего ручного режима он все равно переключится, если нажать газ до  пола. Перепробовав все возможные варианты, остановились на самом банальном: с автоматом замерять разгон в режиме кикдаун, то есть при полном нажатии педали, вне зависимости от того, как отреагирует трансмиссия. Впрочем, с роботизированными коробками иногда удаются и  обычные замеры  – тут уже выбор зависит от остальных участников теста. С гибридами все гораздо сложнее: на  их динамические характеристики сильно влияет степень заряда батареи. По  мере его уменьшения автомобиль становится все более вялым, причем показатели эластичности уплывают первыми. Вероятно, с  массовым приходом таких машин на российский рынок придется вырабатывать новую методику. Напоследок о  рекордах, к  которым можно стремиться. В  режиме кикдаун «Порше-911 Турбо» с  автоматической трансмиссией продемонстрировал разгон с  60 до  100  км/ч за  1,85  с, а  с  80 до 120 км/ч – за 1,98 с. Каково это? Чертовски быстро!За рулем 06/2009 157