188
189
190
В списке не значатсяНапомним, что льготные автокредиты предоставляют только физическим лицам на  покупку автомобилей исключительно отечественного производства стоимостью до  350  тысяч рублей. При  этом часть российских иномарок, отвечающих указанным условиям, в перечень не попала. В  Министерстве утверждают, что пропуск в  заветный список получают только автомобили, произведенные в  режиме промсборки. Увы, ни  «Автотор», ни ТагАЗ подобное соглашение с правительством почему-то не подписали, хотя в  их программах есть машины по  соответствующим ценам. А тот же ТагАЗ уже давно выпускает «акценты» по  полному циклу, со  сваркой и  окраской кузовов, оплачивая таможенные сборы и налоговые обязательства (что, по  сути, и является промсборкой). Программа кредитования рассчитана на  три года, однако если количество моделей, охватываемых акцией, будет сокращаться нынешними темпами, столько она не протянет. Причина массового «падежа», по словам чиновников Минпромторга, заключается в  том, что перечень льготных машин составили еще в  конце прошлого года с  учетом возможного удешевления некоторых базовых версий. Видимо, поэтому в первоначальный спиВСТРЕЧНЫЙ ПОЧИНИнициатива правительства коснулась только автомобилей эконом-класса, но многим покупателям этого мало. Не беда, некоторые производители анонсировали свои собственные программы льготного кредитования. К примеру, компания «Форд» предложила на модели «Фокус» и «Мондео» скидки в размере тех же 2/3 ставки рефинансирования Банка России при выдаче кредитов банками-партнерами. Правда, первоначальный платеж в этом случае должен составить не менее 30% стоимости машины, а срок рублевого кредита – от 12 до 36 месяцев. Акция действует до конца июня 2009 года, но не исключено, что ее продлят.ЭКОНОМИКАЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТПо оценке Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, в 2009 году в нашей стране около 150 тысяч автомобилей будет продано с использованием государственного субсидирования автокредитов. Перечень машин, попавших в документ, названный в народе «Путинским кредитом», оценили Павел Леонов и Максим Приходько.сок попал даже «Фольксваген-Джетта» стоимостью в  631  тысячу рублей! Некоторые производители, заметив свои авто в  перечне льготников, сразу успокоились: дескать, зачем что-то менять, если и так в него попали? На момент подготовки номера за  обозначенные ценовые рамки уже вышли три модели: «Шевроле-Нива», «КИА-Спектра» и  «ФИАТ-Албеа». К примеру, за  базовую комплектациюАвтомобильнедавно обновленного вседорожника СП  «Джи-Эм-АВТОВАЗ» просят 412  тысяч рублей, за  «Спектру» ижевской сборки в  комплектации «Стандарт»  – 379  тысяч. Самый дешевый ФИАТ действительно стоит 349  тысяч рублей, но  это машина 2008  года выпуска. За  «Албеа» 2009  года просят на  20  тысяч больше. А  зря! Директор департамента автомобильной промышленности и сельскохозяйственногоЦена* Комплектации«Амбиент»: двигатель 1,4 л (80 л.с.), МКП, подушка безопасности водителя, электропривод зеркал и передних стеклоподъемников, ЦЗ, иммобилайзер, аудиоподготовка, 15-дюймовые стальные колеса и т. д. «Аутентик»: 1,4 л (75 л.с.), МКП, подушка безопасности водителя, подогрев заднего стекла, иммобилайзер, защита поддона картера, 14-дюймовые стальные колеса и т. д. «Экспресьон»: 1,4 л (75 л.с.) с МКП и 1,6 л (90 л.с.) с МКП. Первая: плюс к оборудованию «Аутентик» ЦЗ, тонированные стекла, бамперы, частично окрашенные в цвет кузова. Более мощная: помимо прочего ГУР и передние электростеклоподъемники. «Привилеж»: 1,6 л (90 л.с.), МКП. Добавляет к оборудованию «Экспресьон» с 1,6 л: бортовой компьютер, противотуманные фары, регулируемое по высоте сиденье водителя, ЦЗ с ДУ, задние подголовники, 15-дюймовые стальные колеса и т. д. «Классик»: двигатель 1,2 л (60 л.с.), МКП, подушка безопасности водителя, ремни безопасности с преднатяжителями, ЭУР, регулировка руля по высоте и вылету, иммобилайзер, аудиоподготовка, 14-дюймовые стальные колеса и т. д. Под действие программы подпадают только автомобили с тентованной крышей, выпуск которых начат специально для этой программы. «Классик»: 2,7 л (128 л.с.), МКП, ГУР, металлические передний и задний бамперы, пластиковая накладка радиатора, мягкий чехол запасного колеса.АВТОМОБИЛИ, РЕАЛЬНО ОТВЕЧАЮЩИЕ УСЛОВИЯМ ПРОГРАММЫ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ«Форд-Фокус»От 345 000 руб.«Рено-Логан»От 282 000 руб.«Шкода-Фабия»От 349 000 руб.«УАЗ-Хантер»До 350 000 руб.Семейство ВАЗ «Лада-Калина»От 254 350 руб.Все модификации подпадают под действие программы.188 За рулем 06/2009 машиностроения Минпромторга России Алексей Рахманов заявил: «Что касается автомобилей, стоимость которых на  момент формирования перечня превышала 350 тысяч рублей, то они сконструированы таким образом, что при соответствующей маркетинговой политике цена может быть снижена. Одного присутствия автомобиля в списке мало, он непременно должен стоить не более 350 тысяч. Не будет такой цены – не будет и льгот. Все просто». Жаль, если это простое решение министерство так и  не  сумеет донести до автопроизводителей. Можно, конечно, надеяться, что они добровольно уценят свою продукцию на 20–40 тысяч, но  верится в  это с  трудом. А  вот про «Фольксваген-Джетта» с  потенциальной скидкой почти в 300 тысяч явно стоит забыть! Один «Форд» стал играть по новым правилам, оставив стоимость*На момент подготовки материала (апрель 2009 года).начальной версии всеволожского «Фокуса» (с  трехдверным кузовом и  самым скромным мотором) на прежнем уровне в 345 тысяч рублей, хотя с1 апреля повысил цены на весь модельный ряд. Есть и  другие спорные моменты. К  примеру, автомобиль ВАЗ-2104, который прописан в  документе аж трижды (8, 9 и 10-я строки таблицы), на данный момент существует в единственной модификации – это инжекторный ВАЗ21041. Хотелось  бы напомнить уважаемому министерству, что экологический стандарт Евро  III введен на  территории России с1 января 2008 года и ВАЗ21043 (карбюраторный вариант «четверки») никак не укладывается в принятые нормы токсичности. Как такая машина попала в  перечень, который готовили в  конце прошлого года?! Встречаются и  другие «мертвые души»: ВАЗ-2105, -2111, -2112, -21124 и т. д.Цена* КомплектацииИз трех моделей, представленных в списке, выпускают только 21041. Она подпадает под действие программы.ОФИЦИАЛЬНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ АВТОМОБИЛЕЙ, ПОДПАДАЮЩИХ ПОД ПРОГРАММУ ЛЬГОТНОГО КРЕДИТОВАНИЯ (утвержден Министерством промышленности и торговли РФ) Модель Первые три символа автомобиля VIN-номера (WMI)1. Chevrolet Niva 2. FIAT Albea 3. Ford Focus 4. KIA Spectra 5. Lada 1117 6. Lada 1118 7. Lada 1119 8. Lada 2104 9. Lada 21041 10. Lada 21043 11. Lada 2105 12. Lada 21053 13. Lada 2107 14. Lada 2111 X9L XU3 X9F XWK XTA XTA XTA XWK XWK XWK XTA XTA XTA X7D Z7Z XTA XTA XTA XTA XTA XTA XTA XTA XTA XTA XTA XTA XTA X7L XW8 XTT XU1АвтомобильСемейство ВАЗ-2104От 188 000 руб.Семейство ВАЗ-2105От 161 400 руб.Из двух моделей, представленных в списке, выпускают только 21053. Она подпадает под действие программы.15. Lada 21112 16. Lada 2112 17. Lada 21123Семейство ВАЗ-2107От 171 668 руб.Подпадает под действие программы в единственной существующей модификации.18. Lada 21124 19. Lada 2113 20. Lada 2114Семейство ВАЗ «Лада-110»Модели: 21112 – от 257 255 руб., 21114 (универсал) – Все модификации подпадают под от 284 117 руб., действие программы. 21123 (купе) – от 296 925 руб. Модели: 21134 (3-дверный хэтчбек) – от 228 017 руб., 21144 (5-дверный хэтчбек) – Все модификации подпадают под действие программы. от 240 269 руб., 21154 (седан) – от 246 547 руб. Модели: 21214 (3-дверная «Нива») – Обе модификации подпадают под от 256 382 руб., 21310 действие программы. (5-дверная «Нива») – от 291 040 руб. Модели: 21701 и 21703 (седан) – от 285 703 руб., 21723 (5-дверный хэтчбек) – от 308 562 руб. Под действие программы подпадают все модификации, за исключением 21723-03-018 (хэтчбек в комплектации «Люкс» с датчиками света и дождя и окрашенными в цвет кузова корпусами зеркал заднего вида), цена которой – от 351 757 руб.21. Lada 2115 22. Lada 2121 23. Lada 2131 24. Lada 2170 25. Lada 2172 26. Lada 21703 27. Renault Logan 28. Skoda Fabia 29. UAZ HunterСемейство ВАЗ «Лада-Самара»Семейство ВАЗ «Лада-4×4»Семейство ВАЗ «Лада-Приора»Примечания: красный – автомобиль не укладывается в обозначенные ценовые рамки или вообще не выпускается (актуально для ВАЗов, если указаны конкретные модификации данного семейства); желтый – указан только индекс семейства без перечисления конкретных модификаций, которые ныне выпускают; зеленый – автомобиль укладывается в ценовые рамки и производится в настоящий момент.За рулем 06/2009 189 ЭКОНОМИКА | ЛЬГОТНЫЙ КРЕДИТ КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯУсловия получения кредита просты: заемщик должен быть старше 21  года, иметь «белую» зарплату и  стаж на  одном месте работы более полугода. С  таким багажом можно рассчитывать на  получение ссуды в  рублях с  годовой процентной ставкой 6,67% (Сбербанк) или 9,67% (Россельхозбанк или ВТБ24). Цифры эти получают следующим образом: из  ставки банка, по  которой он кредитует покупателя, вычитают 8,33% (2/3 ставки ЦБ РФ) – столько доплачивает государство за  приобретение нового авто. Выбрав автомобиль из  приведенного списка и уточнив его наличие в салоне, идете в банк, с паспортом и справкой о доходах. Если женаты, необходим еще и паспорт супруги. Заполняете анкету и  ждете решения. Учтите, что в  выдаче кредита банк может и отказать (если, например, за  вами числится «некрасивая» кредитная история, есть сомнения в достоверности представленных сведений и  т.  д.). Получив добро, оформляете договор страхования в  автосалоне. Дилер вручает пакет документов – копию ПТС, копию договора купли-продажи, копию счета на оплату автомобиля, а  при необходимости и  другие документы. Собрав все это, обращаетесь в банк для заключения договора и оформления кредита. После того как банк переведет деньги салону, заканчиваете оформление покупки и уезжаете на новом авто. Но первый взнос, составляющий 30% стоимости машины, нужно заплатить сразу. То  есть, получая в  Сбербанке кредит (его максимальная сумма 245 000 рублей) на  покупку «Форда-Фокус» в  комплектации Ambiente (цена  – 345  000 рублей), сначала нужно заплатить 103  500 рублей, а  потом ежемесячно (если кредит взят на  2  года) вносить по  10 209 рублей. Еще около 10% стоимости авто придется отдать за  страховку. Переплаты по кредиту составят: проценты – 17 041 рубль, комиссия за выдачу – 6000 рублей, страховая премия за 2 года – 41 013 рублей. Учтите, что программа действует до декабря 2011 года, так что к этому сроку кредит должен быть погашен. Но найти автомобиль в  базовой комплектации не  так-то просто. Например, у  многих дилеров «Форда» таких машин нынче в наличии нет – их поступление ожидается в  течение года. Покупатели вынуждены обращаться к  более дорогим версиям, тем более что продавцы как никогда щедры на всевозможные подарки и скидки. Со «Шкодой-Фабия» 1,2 лв комплектации Classic такие же проблемы: на момент подготовки материала их у дилеров не оказалось. В  российском представительстве «Шкоды» нам сообщили, что бюджетных машин изначально завезли немного: обычно «Фабию» приобретают с более мощным двигателем и богатым оснащением. А вот с  «Рено-Логан» и «Ладой» ситуация иная. У большинства дилеров в наличии автомобили в разных комплектациях.В первом квартале падение отечественного автомобильного рынка составило 40%, и  прогнозы неутешительны. А ведь декларируемая цель программы – увеличить продажи всех автомобилей, произведенных на  территории  РФ, а  не  только продукции родного АВТОВАЗа. Однако краткий анализ ситуации показывает, что игра по-прежнему ведется в  одни ворота: из  общего списка в 29 машин лишь шесть – иномарки российской сборки. Из них три покинули список досрочно, «Форд» и  «Шкода» балансируют на грани и только «Логан»чувствует себя более или менее уверенно со  своими четырьмя модификациями, укладывающимися в заветную цену. В  сухом остатке еще 16  моделей Волжского автозавода (за  вычетом снятых с  производства версий) и  один «уазик». Да и тот – устаревший «Хантер», а не более современный «Патриот». Но вот чего не  отнять у  наших чиновников, так это способности заранее предвидеть несостоятельность данной программы. Зачем было городить такой огород и вводить покупателей в заблуждение? Сказали  бы без обиняков: поку-пайте, мол, продукцию Волжского автозавода – получите скидку. Или что программа ориентирована на  поддержку именно данного производителя. В  подтверждение этой мысли еще раз процитируем чиновника Минпромторга: «Мы  допускаем возможность изменения программы; первые несколько месяцев ее реализации покажут, какого рода поправки можно внести, на что еще сделать акцент». Грех не вспомнить крылатое высказывание одного из российских премьер-министров: «Хотели, как лучше, а получилось, как всегда».На правах рекламы190 За рулем 06/2009