«Опель»: второй поход на востокНОВОСТИСОБЫТИЕПВ предпоследний день мая случилось неслыханное: России удалось стать крупнейшим акционером компании «Опель».китайская фирма SAIC и  некий инвестиционный фонд «Рипплвуд»  – на  дистанции остался лишь первый. Все прочие отступились после того, как руководство «Джи-Эм» неожиданно взвинтило цену своего согласия до 350 млн. евро. В конечном итоге доли в акционерном капитале «Опеля» (его в пожарном порядке выделили из «джи-эмовского») распределились так: 35% остались у  «Дженерал моторс», столько  же приобрел Сбербанк  РФ, еще  20%  – ком-осле чрезвычайно напряженных переговоров на самом высоком уровне (решающую роль сыграла канцлер ФРГ Ангела Меркель) из  четырех претендентов на  «молнию в круге» – ими были «Магна», ФИАТ,Солнце «Опеля» первый раз взошло на Востоке в 1946-м, заиграв лучами на боках новеньких «москвичей». Одному из них посчастливилось сфотографироваться с Майей Плисецкой.4За рулем 07/2009 пания «Магна» и,  наконец, 10% оставили трудовому коллективу «Опеля». У  нас нет данных, сколько заплатил Сбербанк, а  вот «Магна» отдала около 500 млн. евро, так что считайте сами. Что  же отпугнуло остальных участников тендера? Быть может, важнейшее условие сделки  – не  закрывать заводы фирмы в  Германии (а  они есть еще в  Польше, Испании, Бельгии и  Великобритании). Чтобы приносить прибыль новым хозяевам, необходимо куда-то пристроить миллионы авто, причем быстро. Тут и пошли разговоры, что теперь, дескать, на  ГАЗе наладят сборку 180  тыс. «опелей» в  годМНЕНИЕ НЕМЕЦКОГО ЭКСПЕРТАНорберт ХОББХАН: Может ли дело пойти на лад, если Владимир Путин и  Барак Обама начнут строить автомобили, а  Ангела Меркель станет главбухом? На первый взгляд все просто: «Магна» с  российскими партнерами за  спиной получает контрольный пакет «Опеля» и  спасает марку, что и  подтверждается меморандумом о  взаимопонимании. На  самом  же деле вопросов больше, чем ответов. Почему, например, спасители «Опеля» пришли из-за рубежа, а не из самой Германии? Экономист ответит: «Опель» со  своими 25  тыс. работников сумел в  2009  году наделать убытков почти на  3  млрд. евро. Мощности в  мировом автопроме загружены максимум на две трети – их надо сокращать. Немецкие финансисты и  министр экономики не  верят, что спасение «Опеля» экономически оправданно. Мировой кризис еще далек от  окончания. Автопром к  тому  же находится на  этапе радикальной смены технологий, которая пожирает огромные деньги. Риск слишком велик. Прибыли не намечается – такова точка зрения министра экономики КарлаТеодора цу  Гутенберга, который предлагал путь контролируемого банкротства. Но в Германии идет предвыборная борьба и  политики часто действуют вопреки логике. Такого  же мнения, похоже, придерживаются немецкие банки, у которых полно своих проблем. Вдобавок кто стал  бы руководить фирмой дальше? Опять «ДжиЭм», который все и  заварил? Успешно работающий «Фольксваген» не  заинтересован вытаскивать конкурента, тем более что его помощь, будь она эффективной, выразилась бы в максимальном закрытии заводов и массовых увольнениях, чего больше всего боятся политики.(вместо «сайберов»), что долю этой марки на  российском рынке доведут аж до 20% с нынешних 3%… Допустим, линия сборки с  таким объемом справится (на  переналадку уйдет от  шести до девяти месяцев), но готов ли рынок? Еще одна интересная деталь: руководить «Опелем» будет не Сбербанк, не  «Джи-Эм» и  тем более не  ГАЗ, а… «Магна», у  которой всего пятая часть акций, даже без блокирующего пакета. Странно лишь на  первый взгляд: в  производстве автомобилей фирма тоже знает толк, выпуская «Мерседес» G-класса, БМВ-Х3 и  ряд других моделей. «Магна» (лат.  magna  – боль-шая) не  только третий в  мире поставщик автокомплектующих; на  ее 240  (!) предприятиях трудится 74  400  человек, обеспечивая оборот в  17,32  млрд. евро и  чистую прибыль в  51,87  млн. евро. Руководит компанией ее основатель Фрэнк Штронах, приехавший из Старого Света в Канаду в 1954 году с 200 долларами в кармане и паспортом на имя Франца Штрозака. Весьма интригующим в  этой сделке века остается вопрос: что имел в виду глава Сбербанка Герман Греф, заявляя, что наш автопром получит доступ к  самым современным технологиям? Ясного ответа пока нет…Так что же в активе русско-канадской спасательной команды? «Магна» до  сих пор была высокорентабельным всемирным поставщиком комплектующих. Кроме того, фирма строит автомобили по заказу других производителей, разрабатывает электрический «Форд-Фокус» и  уже сегодня обладает ноу-хау в этой технологии будущего, но  все это в  ограниченных масштабах. Удачливому 76-летнему бизнесмену Штронаху кризис «Джи-Эм» дает шанс самому начать строить автомобили крупными сериями. Для  этого он задействовал давние контакты с  Олегом Дерипаской, а  тот, в  свою очередь, использовал свои отношения с  Владимиром Путиным. Так появилась политически мотивированная оферта, которая не  исключает экономического успеха после слабого лучика надежды. Путин должен спасать Нижний Новгород, если не хочет увидеть там сотни тысяч безработных. Дерипаска строит на  ГАЗе автомобили, которые никому не нужны, – без посторонней помощи завод не устоит, а хозяин его потеряет еще больше. Путин «взял в  лодку» Сбербанк, и теперь, надо полагать, у него стало одной заботой меньше. Герман Греф не  принимал бизнесрешения, а  воплотил политически мотивированное задание премьер-министра. Вместе они надеются до  конца мирового кризиса создать в  Нижнем Новгороде современное производство и  рассчитывают на новый автобум в России с продажами до миллиона «опелей» в год. Дилерская сеть ГАЗа обеспечивает готовую инфраструктуру, которую другим еще нужно создавать. Без сомнения, «Опель»  – хороший автомобиль. Денег немецких нало-гоплательщиков, которые предоставлены в виде кредита на сумму 4,5 млрд. евро, должно хватить. Риск Сбербанка обозрим, «Магна» вкладывает лишь копейки из собственных средств. В случае успеха «Джи-Эм» – акционер «Опеля» с 35% – может выиграть и  сам. А  поскольку он принадлежит теперь правительству  США, Обама вправе надеяться в  течение нескольких лет что-нибудь вернуть из  вложенных миллиардов. Ну  а  если «Опель» станет доходным, то  США смогут однажды (в  далеком будущем) продать его акции с  прибылью. С  этой точки зрения Штронах  – лишь младший партнер Путина и  Обамы, которые принимают не  экономические, а политические решения. Большая восьмерка – своего рода наблюдательный совет «Опеля». Тот,  кто будет руководить «Опелем» в  дальнейшем, должен понравиться и  Обаме, и  Путину, а еще быть в хороших отношениях с фрау Меркель, поскольку лишь она реально располагает деньгами и  будет чертовски внимательна к  тому, чтобы сохранить немецкие рабочие места. Успех «Опеля» для нее вторичен. Не исключен в этом покере и звонок Путина Шрёдеру. Возможно, этого автодилетанта мы увидим в  новом наблюдательном совете «Опеля» – ведь у него немалый опыт общения с  политиками и  восточно-западными  СП, что реально может быть полезным. Однажды «Опель» уже «ходил» на  Восток. В  1946  году СССР создал на  основе «Кадета» марку «Москвич». Проработав шесть десятков лет, в 2006-м «Москвич» обанкротился. Будем надеяться, что на  сей раз получится лучше. Для  нас, автолюбителей, не  говоря уже о рабочих в Германии ив России, «Опель» действительно хорошая машина.За рулем 07/20095