222
223
224
226
СПОРТLE MANSДлинное киноДО И ПОСЛЕ Самое первое впечатление: современный «Ле-Ман» создан для  продажи сувениров. Всевозможных киосков, лавочек и  палаток здесь едва  ли не  больше, чем на формуле 1и чемпионате мира по  ралли, вместе взятых. Вот продают комбинезоны и шлемы пилотов прошлых лет с  сертификатом аутентично-сти. Вот  кепки, майки, куртки с  символикой гонки нынешнего года. Вот фирменные точки предлагают атрибутику команд. Те, кто побогаче, заглянут в бутик часовой фирмы «Ролекс», одного из спонсоров гонки. Отдельные островки  – винтажные коллекции. Они манят посетителей вывесками с  именем Стива Маккуина. Здесь всегда много наро-ду. Хочешь фильм на CD – пожалуйста. Хочешь замшевую курточку – запросто. Да  еще вместе с  биркой производителя маленький кадрик из фильма: убедитесь, Стив носил точно такую же. А вот и черно-белый постер в рамке. Украсить стену изображением идола можно всего за 15 евро, берите. И ведь берут! Стив Маккуин скончался от  рака в  1980  го-222 За рулем 08/2009 «Гонки – сама жизнь. Все, что до и после, преходяще». Слова исполнителя главной роли фильма «Ле-Ман» Стива Маккуина лишь кажутся высокопарными. Благодаря ему картина о марафоне получилась удивительно честной. Результат? Фильму 38 лет, давно нет в живых актера и профессионального автогонщика Маккуина, но до сих пор в действе «24 часа Ле-Мана» этот неординарный человек и его картина играют заметную роль, считает Вадим Крючков. Фото автора и «Пежо».ду, его прах рассеян над Тихим океаном. Но вот уже 29 лет после его смерти одни зарабатывают на раскрученном имени, другие хотят быть причастны к тому, кто побывал «по  ту сторону баррикад». Ведь когда-то Стив стал серебряным призером 12-часовой автомобильной гонки в Себринге. Причем выступал там с  травмированной на  мотогонках (ещеодно его увлечение) ногой. Потом этот знающий толк в  автоспорте американец умудрился создать самый правдивый фильм о самой французской гонке. И вот уже который год французы отдают ему своеобразную дань уважения. Впечатление второе: броуновское движение огромного количества зрителей к  ночи стихает. Одни разъезжают-ся в  гостиницы близлежащих городков, другие умудряются ночевать на  трассе. Для  этого есть палаточные лагеря, кемпинги, стоянки. И  если прицепы-дачи выглядят на  этих стоянках органично, то  открытый «Лотос» или «Морган», к бамперу которого привязана растяжка палатки, смотрится экзотично. Утро расставляет точки над  i. Горы мусора и  пи-За рулем 08/2009 223 СПОРТ | LE MANSКрасный огонек на борту автомобиля указывает, на какой он позиции. В данном случае «Пежо» № 9 – лидер гонки.рамиды пустых бутылок – признак того, что некоторые «наотдыхались» так, что были не в состоянии сесть за руль. Увы, для части зрителей «24  часа Ле-Мана»  – своеобразный алкогольный марафон. А жаль! Когда приходят сумерки, а затем и ночная прохлада, на трибунах остается горстка самых преданных болельщиков. Но ведь именно тогда начинается настоящий «Ле-Ман».САМА ЖИЗНЬ Интрига нынешнего марафона, 77-го по  счету,  – противостояние двух заводских команд, прототипов «Пежо-908 HDI FAP» и  «Ауди-R15 TDI » c  дизельными двигателями. Французская команда последний раз выигрывала гонку в 1993 году, немецкая  – восемь  (!) раз за  послед-ние девять лет. Автомобили «Пежо» достаточно быстры, но  свергнуть с  пьедестала великолепно организованную да  еще упакованную опытными пилотами немецкую команду очень трудно. Как это часто случается на  «ЛеМане», судьба золота решилась ночью. Теоретически в  темное время преимуществом должна была располагать команда «Ауди». Прототип с  открытым кокпитом, как у немцев, в данном случае предпочтительнее застекленного французского. Причина  – обилие насекомых, которые разбиваются о  переднюю часть автомобиля. Вернуть обзор пилоту «Ауди» позволяют специальные отрывные пленки на забрале шлема. А вот с  обилием грязи на  почти авиационном фонаре «Пежо» стеклоочистители(и иногда даже механики на пит-стопах) не  справляются. Получается, одни мчат зрячие, а другие – почти вслепую. Перед закатом лучший экипаж «Ауди» отставал от  лидировавших французов лишь на  круг и  имел все шансы отыграться. Но  около четырех ночи начались неполадки с  двигателем, на  устранение которых понадобилось время. Из-за этого автомобиль не только потерял позицию, но и отстал теперь уже от  дуэта «Пежо» на  шесть кругов. Такую пропасть не смог отыграть в свою смену даже опытнейший пилот «Ауди» Том Кристенсен: французы не  оставили ему шансов. В  этом году прототипы «Пежо» ехали и  быстрее, и  надежнее, первые две ступени пьедестала почета достались им по праву. Золото у экипа-Iconic Poster. Портрет Стива Маккуина, олицетворяющего дух «Ле-Мана», – всего за 15 евро.Подобные рекорды тоже неотделимы от 24-часовых гонок.224 За рулем 08/2009 СПОРТ | LE MANSЕдинственный россиянин Роман Русинов выступал за рулем «Феррари» № 84 и финишировал в третьем десятке.жа Дэвид Брэбэм – Марк Жене – Александр Вурц, серебро у трио, состоящего из Себастьяна Бурдэ, Франка Монтаньи, Стефана Сарразина. Экипаж немецкой команды в  составе Ринальдо Капелло, Тома Кристенсена, Алана Макниша довольствовался бронзой. Любопытна судьба четвертого места. В  упомянутом уже фильме герой Маккуина и  его машина несли рекламу мало известной у нас нефтяной компании «Галф» (Gulf). Картина снималась в ходе реальной гонки и прославила реальные команды и реальных спонсоров. Прошло столько лет, а  концерн Gulf Oil остался верен «Ле-Ману». Уже трудно представить себе марафон безхарактерных оранжево-голубых логотипов в винтажном стиле, настолько неотделимы они от гонки. В этом году цвета нефтяной компании защищала команда Aston Martin Racing. Один из  экипажей был составлен исключительно из  восточноевропейцев  – чехов Яна Шароуза, Томаша Энге и  немца Штефана Мюкке. Последний – сын баггиста Петера Мюкке, который сражался с  нашими пилотами еще во  времена СССР. Вот эта зубастая команда и  подобралась вплотную к подиуму, опередив куда более титулованных конкурентов. К  сожалению, из  российских пилотов в  этот раз стартовал (и, что радует, финишировал) лишь Роман Русинов. Его экипаж до-вольствовался седьмым местом в классе LMGT2 и 27-м в абсолюте. Что греха таить, смотреть длинные гонки, в том числе «Ле-Ман», занятие утомительное. Здесь спорт несколько дистанцирован от  зрителя. И  зачастую, когда в боксах команд кипят страсти, стан болельщиков объят сном. Так в  чем секрет популярности «Ле-Мана»? Наверное, в  том, что современная гонка так тесно переплетается с  историей, легендами, кино. В  том, что у  каждого из участников и наблюдателей действа свое объяснение его притягательности, своя мотивация. Прав был Маккуин: эти 24 часа – сама жизнь со всеми ее взлетами и невзгодами.Согласитесь, такие машины смотрятся в палаточном лагере несколько инородными. Марк Жене, пилот победившего экипажа, принимает поздравления на финише.226 За рулем 08/2009