164
165
166
167
РЕМОНТ И СЕРВИСТЕСТ-РЕМОНТ MITSUBISHI LANCER XО пользе харакириСамурай даже свой уход из жизни не доверяет кому попало и проделывает известный ритуал самостоятельно. Не поэтому ли «Лансер» десятого поколения довольно просто обслужить самому, задумался Игорь Козлов. Фото: Константин Якубов.Первая проблема, с которой сталкиваются многие обладатели последних «лансеров»,  – велико усилие на  ручке открывания капота. Смажьте тросик силиконовой смазкой (годится и WD-40), вбрызгивая ее под оболочку в местах, где в нее входит тяга  – в  салоне и  под капотом. При  этом подергайте за  ручку, чтобы смазка проникла вглубь.ОТКРОЙ ДУШУ Компоновка под капотом лишь на  первый взгляд плотная. Например, станете менять масло в  двигателе, увидите, что к  фильтру легко подобраться и  сверху. Не  пойдет от  руки  – не  беда, места для съемника вполне достаточно. В  крайнем случае можно снять защиту моторного отсека: открутить два болта спереди, ослабить два задних и сдвинуть лист 164 За рулем 08/2009к переду – открывается прекрасный доступ снизу. Сливная пробка в  поддоне под ключ «на 13». Масло в  МКП проверяем через отверстие контрольной пробки (она  же, под шестигранник «на 8», и заливная) – находится чуть сзади и  выше левого ШРУСа. Уровень должен быть по  краю отверстия или немного ниже, но не более чем на 10 мм. Проверяем его, просто сунув туда палец. Если заметите на нем серебристые блестки, это признак естественного износа шестеренок, а золотистые – синхронизаторов. В обоих случаях масло лучше поменять, слив его через пробку (под тот  же шестигранник «на  8»)  – в  самом низу картера, под левым ШРУСом. В автомате уровень и состояние масла проверяем щупом  – доступ хороший. При  замене отработку сливаем через пробку в поддоне кар-тера, после чего его снимаем, отвернув крепеж, и меняем фильтр. Для замены охлаждающей жидкости через отверстие в  правой части пластиковой защиты моторного отсека откручиваем пробку на радиаторе, но не полностью, иначе поток потечет в две струи – по резьбе пробки и через сливной носик. Последний весьма удобен, поскольку тонкую струйку легко поймать в посуду даже с узким горлышком. Остатки из блока сливаем, отвернув шестигранником «на  8» пробку  – она расположена под выпускной трубой первого цилиндра. Здесь уже понадобится тазик, чтобы ловить широкий поток. Пластиковую накладку двигателя 1,5 л для замены свечей просто сдергиваем с резиновых буферов. Нажав на усик, отсоединяем все колодки от  индивидуальных катушек, которые вынимаем, вы- крутив головкой Е10 болты крепления. Свечи  – под ключ «на  16». На  двигателях 1,8 и 2,0 л немного сложнее, поскольку надо снять накладку и крышку, закрепленные болтами под ключ «на 10». Привод ГРМ цепной, а  стало быть, одной заботой меньше. Поликлиновый ремень на  «полуторке» натягиваем вращением ходового болта при отпущенном крепеже генератора. Здесь нужно иметь чутье, поскольку из-за слишком слабой натяжки привод будет проскальзывать, а  если ремень перетянуть, то  могут пострадать подшипники агрегатов. Если вы не уверены в своих силах, доверьте работу специалистам. На  моторах 1,8 и  2  л в  приводе есть автомат натяжителя  – это плюс, но  из-за более плотной компоновки придется снимать расширительный бачок – это минус. Для замены воздушного фильтра двигателя отстегиваем пару защелок и, раздвинув половинки корпуса, извлекаем старый элемент. Прежде чем установить свежий, протрите корпус внутри, очистив его от  грязи, и  обязательно проследите за  тем, чтобы снизу половинки вошли в  зацепы  – бывает, не входят, и это самая распространенная ошибка, которую допускают порой даже профи. Из-за этого во  впускной тракт подсасывается грязный воздух, который, разумеется, мотору не на пользу. Топливный фильтр стоит в  баке, прямо в  бензонасосе. Для  доступа к  нему снимаем подушку заднего дивана, для чего приподнимаем передний край, преодолевая сопротивление двух защелок, а затем, слегка сдвинув подушку вперед, освобождаем в  задней части крючок, которым она цепляется к  полу. Вынув подушку из  салона, отковыриваем лючок в  полу, который сидит на  мастике. Не спешите и не прикладывайте больших усилий, иначе его легко погнуть! Счистив грязь со  всех видимых деталей, отсоединяем колодку и  топливный шланг, сдавив соответствующие фиксаторы, и  откручиваем шесть гаек крепления фланца насоса. Аккуратно вынимаем его из бака, стараясь не погнуть рычаг поплавка и не расплескать топливо – его сливаем в  заранее приготовленную емкость. Вся конструкция насоса держится на защелках, поэтому понадобится лишь шлицевая отвертка и терпение. Более подробно процесс разборки описан в рубрике «Форум» – принцип общий.САМУРАЙСКИЕ ТРАДИЦИИ С заменой тормозных колодок трудности вряд  ли возникнут. Спереди выкручиваем нижний направляющий па-лец и  откидываем скобу вверх, поворачивая ее относительно верхнего пальца. При  необходимости заменить смазку на  направляющих выкручиваем и  верхний палец  – с  резиновой манжеткой на  кончике (не  перепутайте при  сборке!). Удаляем старую смазку и  наносим свежую фирменную 08887-01206  – она розового цвета. Годятся также обычный «Литол» или ШРУС-4. Постели колодок смазываем алюминиево-медной пастой, например Wurth AL1100, ни в коем случае не  допуская ее попадания на  рабочие поверхности накладок и дисков. Последние также нередкий расходник – коробятся. Для замены снимаем скобу целиком, отвернув два болта. Сзади работаем по  тому  же сценарию, проверив в  довершение работу ручного тормоза: при  вращении вывешенного колеса колодки должны слегка касаться диск-барабана. Для регулировки вынимаем заглушку, подковырнув ее отверткой, и располагаем отверстие напротив регулировочной гайки на  планке. Верный способ поймать это положение  – сориентировать отверстие сначала строго вниз, а  затем довернуть диск-барабан на  30–35  градусов против часовой стрелки для правой стороны и по часовой – для левой. Если количество щелчков собачки рычага по-прежнему велико, то уменьшаем их в  салоне, вращая гайку на  тросе (под накладкой бокса подстаканников). Поменять салонный фильтр минутное дело. Открываем бардачок, снимаем тягу демпфера и, сдавив лоток по краям, выводим его из проема и снимаем с петель. Подцепив защелки, снимаем лючок отопителя и  меняем фильтр. Всё! Никакого инструмента, только руки. В  отличие от  модели предыдущего поколения (ЗР,  2009, №  4), в  десятых «лансерах» все салонные лампочки и  светодиоды держатся достойно, за  исключением, пожалуй, потолочного плафона  – в  нем лампы почему-то долго не  живут. Для  замены нужна тонкая шлицевая отвертка, которую вводим между рассеивателем и  корпусом плафона и отгибаем защелку. Поменять лампы в левой фаре сравнительно несложно, если, конечно, установщики сигнализации не воткнули поблизости сирену  – она зачастую мешает подобраться к  лампочке габаритов. Справа сложнее: мешает расширительный бачок. Однако снять его не  проблема, просто сдвигаем вверх и  ставим в сторонке, стараясь не расплескать жидкость. Доступу к  лампе дальнего света вдобавок препятствует горлови-MITSUBISHI LANCERДесятое поколение модели дебютировало в 2007 году. ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА КУЗОВА: седан, 5-дверный хэтчбек (с 2008 года). ДВИГАТЕЛИ: бензиновые 1,5 л, 109 л.с.; 1,8 л, 143 л.с.; 2,0 л, 154 л.с. КОРОБКИ ПЕРЕДАЧ: М5, А4, вариатор с шестью фиксированными передачами. ПРИВОД: передний. КОМПЛЕКТАЦИИ: Invite, Invite+, Intense. ЦЕНА В ИЮНЕ 2009 ГОДА: от 539 000 и от 579 000 рублей за седан и хэтчбек соответственно.ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ РАБОТ У ДИЛЕРОВРабота Компьютерная диагностика двигателя Замена масла и фильтра двигателя (со снятием защиты картера) Замена фильтра воздушного/ топливного/салонного Замена свечей зажигания Замена ремней навесных агрегатов Замена охлаждающей жидкости Замена тормозных колодок передних/задних Нормочас Стоимость, руб. 750 1600 600/1800/600 900 900 1200 1500/1500 1500ПРИМЕРНАЯ СТОИМОСТЬ НЕКОТОРЫХ ЗАПЧАСТЕЙ У ДИЛЕРОВЗапчасть Крыло переднее Накладка бампера переднего Блок-фара Капот Фильтр масляный/воздушный/ салонный (угольный) Свечи зажигания иридиевые, комплект Ремень генератора Диски тормозные передние, пара Тормозные колодки передние/задние Стоимость, руб. 6650 13 500 25 000 12 760 450/1470/1730 1920 2200 7700 4400/4400НЕКОТОРЫЕ РАБОТЫ ПО ЗАМЕНЕНаименование позиции Масло в двигателе, масляный фильтр Воздушный фильтр Топливный фильтр (картридж бензонасоса) Фильтр салона Свечи зажигания обычные/ платиновые или иридиевые Ремень привода навесного оборудования Масло в МКП/АКП Антифриз в системе охлаждения Жидкость в приводе тормозов*Контроль натяжения, замена по состоянию.Периодичность, тыс. км (лет) 15 (1) 30 120 15 30/60 –* 105/90 60 (4) 30 (2)За рулем 08/2009 165 РЕМОНТ И СЕРВИС | ТЕСТ-РЕМОНТ MITSUBISHI LANCER XКатушки крепятся болтами под ключ Е10. Чтобы снять разъем проводки, нажмите на усик, показанный стрелкой. Вынув катушки, проверьте, нет ли в колодцах масла.На моторе 1,5 л при замене поликлинового ремня легко ошибиться с усилием натяжения. Обязательно отпустите крепеж нижней лапы генератора, иначе та может лопнуть.На первый взгляд, заменить воздушный фильтр просто, но есть подвох – обязательно проверьте, вошли ли половинки корпуса в фиксаторы снизу!Преимущество такого крепления фланца бензонасоса – не нужен специнструмент. Прежде чем вынимать насос, очистите грязь, чтобы не осыпалась в бак.Если после регулировки колесных механизмов ручника ход рычага велик, то крутим эту гайку. Для доступа к ней сдергиваем вверх панель подстаканников.Заменить салонный фильтр настолько просто, что весь процесс понятен, стоит лишь взглянуть на фото.Нередкий расходник в салоне – лампа потолочного плафона. Снимаем рассеиватель, просунув жало отвертки в щель между ним и корпусом.Доступу к лампам в правой фаре мешают расширительный бачок и горловина бачка омывающей жидкости. Снять их и отвести в сторону не проблема.Открутив всего один саморез, снимаем рамку противотуманки, просовываем в окно руку и, повернув патрон лампы против часовой стрелки, извлекаем его наружу.Замена ламп – со снятием фонаря. Обязательно проверьте уплотнительную резинку проводки (стрелка)! Здесь она уже не на своем месте.166 За рулем 08/2009 ОЦЕНКА ТРУДОЕМКОСТИ ОБСЛУЖИВАНИЯ*Название операции Замена масла в двигателе Замена воздушного фильтра Замена топливного фильтра Замена свечей зажигания Замена ремней навесных агрегатов Замена ОЖ двигателя Замена масла в коробке Замена тормозных колодок Замена салонного фильтра Замена ламп в основных фарах Замена ламп в фонаряхОписание операции Итоговая оценкаХороший доступ к фильтру, есть окно в защите для сливной пробки Минусов не нашлось Не нужен инструмент Есть вероятность не попасть в зацепы внизу корпуса Фланец насоса крепится обычными гайками Нужна предельная аккуратность при разборке Отличный доступ Для катушек нужна головка Е10 Есть автомат натяжителя на моторах 1,8 и 2,0 л Нет автомата натяжителя на двигателе 1,5 л Хороший доступ к пробке на радиаторе Затруднен доступ к пробке на блоке двигателя Удобное расположение пробок Для замены фильтра в АКП надо снимать поддон Привычная конструкция, трудностей не возникло Для верхних направляющих задних суппортов нужен накидной ключ (головка не проходит) Не нужен инструмент Недостатков не нашлось Не надо снимать соседние детали для доступа к лампам в левой фаре Справа надо снимать расширительный бачок Доступ приемлемый Нужен инструмент4,5 43 4,5 4** 4 4*** 4 5 4,5 4*В сравнении с «Ладой-Приора», трудоемкость обслуживания которой условно оценена в четыре балла по пятибалльной шкале (ЗР, 2008, № 1). **Средний балл за несколько вариантов исполнения. ***Балл за МКП (для АКП нет объекта для сравнения).на бачка омывающей жидкости – откручиваем болт крепления и, согнув гофру трубки, отводим ее в сторону. Для доступа к  противотуманкам снимаем окантовку в бампере, вывернув один саморез. Такая простота имеет обратную сторону: фары воруют. Поэтому советуем один из трех болтов ее крепления заменить секреткой или же просто законтрить крепеж дополнительными гайками  – вряд  ли злоумышленникам захочется с ними возиться. Наружные секции фонарей для замены ламп надо снимать (увы, на  современных машинах это стало традицией). Крестовой отверткой выкручиваем два самореза и  сдвигаем секцию назад строго по оси авто, преодолевая сопротивление двух защелок. Проверьте уплотнение жгута проводов  – его могли стронуть с посадочного места во вре-мя предыдущей замены ламп. Такие случаи известны, в результате в багажнике собирается большая лужа. К  внутренним секциям и  третьему «стопу» седана доберетесь, сняв обшивку багажника. Для  этого выковыриваем сердцевины, подцепив их жалом отвертки, а затем вынимаем тела семи пистонов. Имейте в виду: все лампы сзади бесцокольные! В целом этот самурай верен традициям. И предок, и нынешняя модель показали себя с точки зрения трудоемкости обслуживания весьма достойно. Очевидно, поэтому марка пришлась по душе россиянам. Благодарим Клуб владельцев Mitsubishi Lancer X (www.lancerx.ru) и компанию «Престиж-Авто» за помощь в подготовке материала.На правах рекламы