70
71
72
АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ TOYOTA VERSOОкончательная версияЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ГЕНЕАЛОГИЯ Жил-был маленький такой автомобильчик «Тойота-Ярис», на базе которого построили версию УПВ (универсал повышенной вместимости) и, не  мудрствуя лукаво, нарекли именем «Ярис Версо». Чуть позже появились большеобъемные «Королла Версо» и  «Авенсис Версо» на  платформах соответствующих легковых моделей. В  2004  году вышла уже более крупная  – семиместная «Королла Версо»; она потихоньку вытеснила также семиместный «Авенсис Версо». А  «Ярис Версо», что называется, не  пошел. И  во  втором поколения «Яриса» тихо исчез из линейки. В  новом, третьем поколении маркетологи японской компании решили повысить статус «версии», выделив ее в самостоятельную модель, и назвать просто «Тойота-Версо». Тем более что к  «Королле» она никакого отношения не имеет, поскольку использует элементы платформы… нового «Авенсиса». ПЯТЬ ВИДИМ, СЕМЬ В УМЕ Ну что  же, пока колеса наматывают километры асфальта, познакомимся с  «Версо» поближе. Как бывает почти всегда, новинка выросла в  размерах: длина увеличилась на  70  мм, база  – на  30  мм, ширина  – на  20  мм, высота осталась прежней. Приводы новой конструкции позволяют поворачивать передние колеса на  больший угол: это помогло исправить неповоротливость прежней «Короллы Версо»: радиус разворота даже уменьшился на 0,4 м! Крупные двери, занимающие почти всю боковую поверхность, и  крохотный задний свес внушают уверенность, что в машине лишь два ряда сидений. И даже заглянув внутрь, видишь пусть невероятно просторный, но привычно пятиместный салон. Однако, если сдвинуть вперед средний ряд (его продольная регулировка  – 195  мм!) и  извлечь из-под пола багажника еще пару кресел, «Версо» превращается во  вместительный се-В третьем поколении «Тойота-Версо» перестала быть модификацией «Короллы» – теперь это самостоятельная модель. В хитросплетениях родословной и маркетинга разбирался Юрий Нечетов. Фото автора и компании «Тойота».миместный вагон (модифицированная система трансформации Easy Flat-7 допускает 32 варианта компоновки салона). Впрочем, версия только с двумя рядами сидений тоже будет, а соотношение продаж пяти- и семиместной модификаций ожидается на уровне 30:70 в Европе и примерно 50:50 в России. Любопытно, что боковые надувные шторки безопасности необычно длинные и  защищают пассажиров всех трех рядов. Как и  в  любом вэне, здесь множество элементов комфорта. Например, двухэтажный перчаточный ящик-холодильник, откидные столики на спинках передних кресел, шторки на  задних боковых дверях, пара боксов для обуви под полом. Борьбе с  шумами и  вибрациями уделили повышенное внимание, вагон очень тихий на  ходу. Не  в  последнюю очередь он обязан этим отличной аэродинамике  – коэффициент сопротивления Cx = 0,295 лучший в классе! В более70За рулем 08/2009 ощутимых величинах это 105 кг лобового аэродинамического сопротивления при максимальных 185 км/ч.ОПТИМАЛЬНЫЙ ДРАЙВ Да-да, я не  оговорился: максимальная скорость этого крупного лобастого автомобиля с  миделем (площадь поперечного сечения) в  полтора раза больше, чем у  легковушки, и  с  всего лишь 1,6-литровым мотором составляет 185  км/ч! Кроме отличной аэродинамики, заслуга принадлежит технологии Toyota Optimal Drive. В  частности, новые легкие и  компактные бензиновые моторы серии Valvematic получили модернизированную систему VVT-i изменения фаз газораспределения и  времени открытия впускных клапанов, увеличенную до  10,7 степень сжатия, облегченные поршни с охлаждением масляной струей, бьющей в  днище. Причем для снижения потерь используют масло пониженной вязкости и  рокеры с  роликами. Благодаря нововведениям мощность 1,6-литрового мотора выросла на 20% (до 132 л.с.!), крутящий момент – на 7%, а расход топлива сократился на  12%! Улучшение характеристик агрегата объемом 1,8  л лишь чуть менее впечатляющее. Впрочем, характер у  моторов достаточно спо-Приборы расположены в центре – оригинально, но поймать их взглядом сложнее, чем при традиционной компоновке панели.Вариатор Multidrive S управляется привычным селектором с возможностью ручного переключения рычагом или подрулевыми лепестками.Расстояние между рядами выросло на 50 мм и теперь составляет рекордные для класса 975 мм. Все три кресла имеют индивидуальные регулировки и могут складываться.В семиместной конфигурации объем багажника вырос со скромных 63 л (у прежней модели) до 155 л (198 л при загрузке до крыши).Кресла третьего ряда также раздельные и способны принять рослого пассажира для не слишком продолжительной поездки.За рулем 08/200971 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ TOYOTA VERSOкойный и  на  темпераментную езду не провоцирует. Изменились и  трансмиссии. Новая шестиступенчатая механическая коробка работает как часы, сокращение потерь и расширенный диапазон передаточных чисел вносят свою лепту в  высокую топливную экономичность. С  более мощным мотором агрегатируют и  клиноременный вариатор Multidrive  S с  семью виртуальными передачами – это сделано, лишь чтобы избавиться от  троллейбусной монотонности разгона. В гамме есть и  три экономичных дизеля серии D-4D с новыми пьезофорсунками и  увеличенным до  2000  бар давлением впрыска: 2,0  л (125  л.с.) и 2,2 л (180 л.с.) с шестиступенчатой механикой, а также 2,2 л (150 л.с.) с шестиступенчатым автоматом. Впервые европейская «Тойота» получила электроусилитель с  активной компенсацией: при излишне резком повороте руля, когда скорость высока, управление тяжелеет, сопротивление на  руле растет, что делает езду более безопасной и комфортной. Кроме того, при возникновении вибрации на  рулевом колесе усилитель подает в  противофазе компенсирующие импульсы, тем самым уменьшая тряску.…И ДОРОГИ ТОЖЕ Как и  предыдущую модель, новую «Версо» выпускают в Турции.С новой моделью «Тойота» планирует стать одним из  лидеров сегмента C-MPV в  Европе, а  в  России  – увеличить ее долю в продажах марки впятеро. По  прогнозам 55% европейцев предпочтут дизели, нам  же будут доступны только бензиновые двигатели: 30% – 1,6 л, 70% – 1,8 л. Японцы дипломатичны: «К сожалению, качество дизтоплива в  России не  всегда соответствует мировым стандартам, поэтому дизели поставлять пока не  планируем». Дальше я продолжил бы так: «Дороги у вас тоже ни к черту не годятся, поэтому…» Слово японцам: «…машины будут оснащены пакетом для плохих дорог с  усиленной подвеской, дорожный просвет увеличится». Зато легкоразборную (на  болтах) конструкцию носовой части, быстросъемные фары (к  слову, освещаемая ими зона выросла на треть) и бамперы, оптимизированные для уменьшения стоимости возможного ремонта, мы сможем оценить сполна. Хотя насчет них лучше поверить на слово… У нас будут доступны четыре фиксированные комплектации: пятиместные «Комфорт» и  «Комфорт+» с одинаковой механической коробкой, но  разными моторами, а также  семиместные «Элеганс» и  «Престиж», обе только с  мотором 1,8  л и  только с  вариатором. Цены на момент подготовки номера еще обсуждались.В списке опций – самая большая в классе стеклянная крыша размером 1160×1180 мм. Под ней – шторка с электроприводом.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯМодель Общие данные Размеры, мм: 4440/1790/1620 (с колесами 16’’), 1630 (17’’) база 2780 колея спереди/сзади 1535/1545 155–198/440–743/ Объем багажника (VDA), л 1009–1696 Снаряженная масса, кг 1420–1505 1470– 1525 Полная масса, кг 2125 Время разгона 0–100 км/ч, с 11,7 10,4 11,1 Макс. скорость, км/ч 185 190 185 Топливо/запас топлива, л A95/60 Расход топлива, л/100 км: загородный цикл 5,6 5,7 5,9 городской цикл 8,6 8,9 8,7 6,7 6,9 7,0 смешанный цикл Двигатель спереди поперечно Расположение Конфигурация Р4 Число клапанов 16 Рабочий объем, см3 1598 1798 Степень сжатия 10,7 10,5 97/132 108/147 Мощность, кВт/ л.с. при об/мин 6400 6400 160 180 Крутящий момент, Н.м при об/мин 4400 4000 Трансмиссия переднеприводная Тип М6 A7 Коробка передач Ходовая часть длина/ширина/высота Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние задние Размер шин типа «Мак-Ферсон» продольные рычаги, связанные упругой поперечной балкой реечное с электроусилителем дисковые вентилируемые дисковые 205/60R16, 215/55R17 Toyota Verso 1,6 1,8Светодиодные стоп-сигналы потребляют на 88% меньше энергии, чем обычные, и загораются на 0,18 с быстрее – при скорости 100 км/ч это позволяет водителю идущей сзади машины среагировать и начать торможение на 6м раньше.72За рулем 08/2009