202
203
ЭКОНОМИКАСТАТИСТИКАГорько: на днеИтоги продаж новых автомобилей в России за первые полгода обескураживают – падение составило почти 50%. Причем с каждым месяцем спрос становится все хуже, и рынок падает все сильнее. Об уроках и перспективах – Игорь МоржареттоИТОГИ ПЛОХИЕ И СОВСЕМ ПЛОХИЕ С  начала нынешнего года в  России продано чуть больше 760  тыс. новых автомобилей, причем в  июне, месяце высоких продаж,  – менее 120  тыс. А ведь еще в апреле правительство запустило программу льготного кредитования при покупке отечественных авто! Тем не менее спрос по сравнению с  прошлым годом сократился вдвое, низкие результаты почти у всех производителей. Невиданная картина: по сей день не все распродали продукцию минувшего модельного года. Чтобы привлечь клиентов, снижали цены на модели не  только 2008-го, но и  текущего года выпуска, однако даже такой отчаянный шаг не  помог остановить обрушение реализации. Если безоценочно цитировать статистические выкладки, то  лидерами продаж за  первое полугодие следует назвать машины АВТОВАЗа (180  тыс.  шт.), американские «Шевроле» (60 тыс.) и «Форд» (49 тыс.). Однако это меньше, чем в прошлом году. Лишь «Фольксваген» и  «Ситроен» за  полгода смогли показать прирост по  сравнению с годом минувшим. Первый – благодаря выгодным ценам на машины, собранные в России, а второй – за счет невысоких продаж годом раньше и  весьма привлекательных скидок на  модели прошлого года выпуска (таких авто в запасе скопилось немало). Сильно пострадали от кризиса японские производители популярных автомобилей средней цены: «Мицубиси» (– 67%), «Хонда» (– 57%), «Сузуки» (–  60%), «Субару» (– 53%). Но  больше всего сократился спрос на модели «Додж» (– 88%), «Джип» (– 85%) и  «Крайслер» (– 82%). Материнская компания  – банкрот, поставки идут с  перебоями, оттого доверие к американским маркам упало. Поскольку машины не  находят сбыта, на лето закрывались многие автозаводы  – «Джи-Эм», «Форд», «ИжАвто», «Соллерс», ГАЗ; остальные работали вполсилы. МОДЕЛИ В  списке наиболее продаваемых моделей по  итогам полугодия укрепи202 За рулем 09/2009ли свое лидерство автомобили самого нового автовазовского семейства  – «Лада-Приора». Неплохо продаются «калины»  – они вышли на  четвертую строчку. А  вот «Самара» и  «классика», хотя и  занимают вторую и  третью строчки рейтинга соответственно, теряют популярность быстрее всех. На  пятой строчке «Форд-Фокус», следом за  ним «Рено-Логан» и  «ШевролеЛацетти». Похоже, в ближайшее время бюджетный «француз» обгонит признанного лидера последних лет – «Фокус». Неудивительно  – в  начале годамодель подорожала на 20%! И хотя летом компания предоставляла практически на  все модификации «Фокуса» скидку в  60  тыс. рублей, покупатели предпочитали более доступный «Логан» (компания «Рено» заморозила цены на уровне 2008 года). И  вообще россияне стали покупать более дешевые автомобили. По  оценкам агентства «Автостат», в  первом полугодии средняя стоимость покупки снизилась с  22 до  18,5  тыс. долларов. В  десятке лидеров по  итогам первого полугодияПРОДАЖИ НОВЫХ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ И ЛЕГКОГО КОММЕРЧЕСКОГО ТРАНСПОРТА В РОССИИ В ПЕРВОМ ПОЛУГОДИИ 2009 ГОДА (по данным Ассоциации европейского бизнеса)Марка«Лада» «Шевроле» «Форд»* «Ниссан»* «Тойота»* «Хёндай»* «Рено»* КИА* ГАЗ* «Дэу» «Опель»* «Фольксваген» «Мазда»* «Шкода»* «Мицубиси»* «Пежо»* «Хонда» УАЗ* «Сузуки» БМВ ФИАТ* «Ауди» «Ситроен» «МерседесБенц» «Ленд-Ровер» «Субару» ИжI полугодие I полугодие Изменение, 2009-го 2008-го %179 870 60 157 49 057 39 273 38 015 37 095 36 610 30 606 27 899 27 642 21 823 21 467 20 874 19 415 19 343 16 918 14 845 13 251 8616 7829 7471 7404 6809 5117 4897 4716 4364 322 652 125 701 97 626 77 547 88 747 10 2814 56 590 49 681 69 306 52 525 53 523 20 586 38 102 23 950 59 274 20 331 34 926 27 810 21 344 8913 11 410 8660 4901 8526 10 459 10 087 13 762 – 44 – 52 – 50 – 49 – 57 – 64 – 35 – 38 – 60 – 47 – 59 4 – 45 – 19 – 67 – 17 – 57 – 52 – 60 – 12 – 35 – 15 39 – 40 – 53 – 53 – 68Марка«Джили» «Вольво» «СанЙонг» «Лексус» «Инфинити» «Фольксваген» «Чери» «Грейт Уолл»* «Лифан» «Кадиллак» BYD «Хаммер» «МерседесБенц»(коммерческие)**I полугодие I полугодие Изменение, 2009-го 2008-го %4210 4098 3718 3251 3062 2893 1710 1496 1384 927 808 753 733 625 622 557 317 280 237 231 178 143 67 38 763 926 – 12 248 6600 7353 3181 4661 9891 5409 1958 905 2957 370 1429 1145 616 853 497 2255 377 1572 1301 811 172 – 1 486 953 – – 67 – 44 – 56 –4 – 38 – 83 – 72 –29 2 – 73 104 – 49 – 45 1 – 35 – 36 – 88 – 37 – 85 – 86 – 82 – 61 – – 49(коммерческие) **«Порше» СЕАТ «Ягуар» МИНИ «Додж» ИВЕКО* «Джип» «Иран-Ходро» «Крайслер» «Альфа-Ромео» «Исудзу»* Всего*В общий список продаж компания стала включать не только легковые, но и легкие коммерческие автомобили массой до 3,5 т. **Компании «Фольксваген» и «Мерседес-Бенц» предоставляют данные о продаже легких коммерческих автомобилей отдельной строкой. САМЫЕ ПОПУЛЯРНЫЕ В ПРОДАЖЕ ЛЕГКОВЫЕ АВТОМОБИЛИ В РФ2009* 2008*ные меры. Так, на  российском рынке возобновились продажи «Лансера»... предыдущего поколения.В РЕГИОНАХ В  Москве спрос на  новые автомобили упал меньше, чем в  среднем по  рынку,  – «всего» на  33%. Во  многих областях ситуация хуже. Стремительнее всего падение в  Поволжье и  на  Урале. Намного меньше покупают в  Самарской и  Нижегородской областях, в Башкортостане, Татарстане и Удмуртии. Лидер спада  – Пермский край: здесь продажи снизились более чем в пять раз. А  вот спрос на  подержанные машины сократился куда меньше, чем на  новые: всего на  13%. Россияне стали экономить на  покупке автомобиля: выбирают или бюджетный, или бэушный… КРЕДИТЫ Причин тому несколько: и  снизившиеся реальные доходы, и  неуверенность в  завтрашнем дне (минимум 30% опрошенных сограждан опасаются увольнения), и,  конечно  же, сокращение кредитных предложений. В первом полугодии 2009  года объем автокредитов снизился в  пять раз! Год назад каждый второй автомобиль продавался в  кредит, теперь  – лишь каждый десятый. Надо заметить, больше половины взявших кредит для покупки машины выплачивают его с трудом. А  правительственная кампания по  предоставлению льгот пока популярностью не  пользуется. За  первые 100  дней ее действия помощь у  государства для  выплаты процентов попросили всего около 32  тыс. человек, получили  – меньше 18  тыс. Для  нашего рынка это капля в море…*Первое полугодие.семь автомобилей российского производства, и  все не  дороже 16  тыс. долларов. Основу продаж составили машины 2008  года выпуска, которые реализовывались по  прошлогодним ценам. А  сильнее всего просел сегмент автомобилей, предназначенных для среднего класса потребителей: сравнительно дорогие «Тойота-Королла», «Ниссан-Тиида», «Мицубиси-Лансер». Последний скатился с  шестого места в  рейтинге популярности на  девятнадцатое. Чтобы выжить, производители предпринимают явно вынужден-КАКОВЫ ПЕРСПЕКТИВЫ? По заверениям ряда известных аналитиков, российский авторынок уже достиг дна. Вопрос в том, когда он начнет подниматься. Видимо, не  скоро. Аналитики, как отечественные, так и зарубежные, считают, что меры, предпринимаемые правительством для поддержания рынка, недостаточны, а  целевая поддержка некоторых производителей не  даст никакого результата. По  прогнозам, продажи автомобилей могут оживиться лишь с  2010  года. Если в  нынешнем году они упадут до 1,2–1,4 млн. машин, то в 2010-м могут вырасти лишь незначительно  – до 1,5 млн.На правах рекламы