216
217
218
ГРУЗОВИКИSETRA S 431 DTЗадачка для конструктораДвухэтажные автобусы – рекордсмены по объему и вместимости пассажирского салона. Юрий Нечетов изучил обе палубы обновленной «Сетры-S 431 DТ». Фото автора.ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯКонструировать автобус в  жестких габаритно-весовых ограничениях из  типовых агрегатов и  элементов  – все равно что собирать пазл: чем компактнее их уложишь, тем больше места останется для пассажиров и багажа. Итак, имеем максимально допустимые: ширину – 2,55 м, длину – 15,0 м, радиус разворота – 12,5 м. Чтобы вписаться в последнее требование, ведущую ось сдвигаем к центру, переднюю – назад и угол поворота управляемых колес доводим почти до 60º. Задний свес получился слишком большим? Не беда, при 24–26 т полной массы и предельно допустимой нагрузке на  ось 10  т не  обойтись без третьей оси. Ее  располагаем позади ведущей и  делаем управляемой, иначе ухудшится маневренность. Короткая база провоцирует продольную раскачку на волнах? Будем лечить ее амортизаторами повышенной эффективности. Между прочим, в  США допустимая ширина – 2,6 м, а требования к маневренности не  столь жесткие, поэтому у  местных автобусов оси разнесены к  кра-Setra S 431 DTОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 13 890 ширина 2550 высота 4000 колесная база 6700/1350 Количество мест 68 или 78 Радиус поворота, м 11,4 Объем багажных отсеков, м³ 8,4 Полная масса, кг 26 000 Топливо ДТ Запас топлива, л 560 (+ 67 AdBlue) КЛАССИФИКАЦИЯ: туристический двухпалубный. КОНСТРУКЦИЯ: каркасно-панельный кузов. ДВИГАТЕЛЬ: ТД Mercedes-Benz OM 502 LA, V8, 15,9 л, 370 кВт/503 л.с. при 1900 об/мин, 2300 Н·м при 1080 об/мин, Евро V, расположен сзади продольно. ТРАНСМИССИЯ: привод на среднюю ось, А12, ZF-AS Tronic. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвеска пневматическая, передней и задней управляемых осей – независимая, ведущей – зависимая; тормоза: трансмиссионный ретардер, рабочие – пневматические вентилируемые дисковые, ESP, EBS, ABS, ASR, BA, DBL; шины – 295/80R22,5.Отличительная особенность всех моделей «Сетра» – отдельная дверь для водителя.216 За рулем 09/2009 «Сетра-S 431 DТ» на метр короче максимально допустимых 15 м. Полноразмерный двухпалубник был бы чрезмерно тяжел и потребовал четвертой оси. Можно иначе – для снижения веса использовать более легкие материалы, однако они слишком дорогие.Водитель даблдеккера сидит на первом этаже у самой земли – ниже, чем в обычном автобусе. Простаивая в пробке за грузовиком, впору посылать впередсмотрящего на второй этаж.Один из вариантов планировки нижнего салона – четыре четырехместных купе со столиками.Над правым передним колесом кухонный блок с микроволновкой, мойкой и варочной емкостью – чтобы приготовить, например, сосиски на всех пассажиров.На правах рекламы ГРУЗОВИКИ | SETRA S 431 DTМежду спинками кресел – Кроме винтовой лестницы за кабиящики с замками для припа- ной, вторая расположена у средней сов и вещей экипажа. двери. На средней площадке – туалет. В задней части еще одна кухня с парой кофеварок, холодильником и мойкой. На втором этаже потолок чуть пониже, зато он прозрачный во всю длину!ям кузова, что делает конструкцию более устойчивой – именно такую модель для  американского рынка выпускает и «Сетра». С  вертикальным измерением тоже вроде бы все ясно: сверху пассажирский салон, под ним вместительные багажные отсеки. Но при такой компоновке больше семи десятков кресел не втиснешь, и  в  тех пассажиры будут зажаты,как  эмбрионы. А  если надо разместить сотню? Или  обеспечить более высокий уровень комфорта и простор тем же семидесяти? Тогда строим даблдеккер  – двухпалубный автобус. В  Европе, и  не только в  ней, высота транспортного средства ограничена 4м – вроде намного больше, чем два средних человеческих роста. Но  если вычесть дорожный просвет, толщинупола, междуэтажного перекрытия и потолка с  прочными силовыми элементами, остается, что называется, впритык. И  пассажиру ростом хоть чуть выше среднего приходится осторожничать. При  своих умеренных 180  см в «Сетре-S 431 DТ» я то и дело пригибал голову. Впрочем, это едва  ли не  единственный недостаток флагмана модельного ряда компании.В корме расположен самый мощный силовой агрегат в линейке – 16-литровая «восьмерка» мощностью 503 л.с. с 12-ступенчатым автоматом. Сверху два генератора – таковы требования надежности.Над задними колесами и трансмиссией – основной багажный отсек с люками с обеих сторон и даже отдельным входом! Общий объем багажников – 8,4 м³.218 За рулем 09/2009