160
161
КОМПОНЕНТЫЭКСПЕРТИЗА КАРБОКСИЛАТНЫЕ АНТИФРИЗЫМикстура № 12Держать в  секрете составы присадок нынче смысла нет: химические лаборатории освоили газовую хроматографию, и  теперь достаточно пары капель жидкости, чтобы разложить ее на  ингредиенты. Мы  воспользовались помощью химиков  – и  получили в  распоряжение формулы девяти карбоксилатных антифризов. На самом деле главная тайна  – технология приготовления раствора, а ее так просто не вычислишь! Нам, журналистам, впору было схватиться за голову от обилия органических кислот с никогда ранее не встречавшимися названиями в  отчете из  химической лаборатории. Но специалистыПоследний писк антифризной моды – карбоксилатные составы, их часто обозначают индексом 12 в названии. Но можно ли верить обещаниям, которыми щедро усыпаны этикетки на бутылках с незамерзающими жидкостями? Проверку с пристрастием устроил Алексей Воробьев-Обухов.успокоили: все они хороши в том смысле, что имеют право (и должны) присутствовать в карбоксилатных антифризах. Эти-то кислоты как раз и защищают систему охлаждения от  агрессивного этиленгликоля. А  вот силикатов, боратов, фосфатов и  нитритов в  таких составах быть категорически не  должно, ну разве что в  незначительных количествах  – в пределах пары миллиграммов на литр (это оговорено требованиями автопроизводителей да и прямо указано практически на всех этикетках). Итак, стало ясно, по какому принципу нам расставить участников экспертизы. Те,  анализы которых показали присутствие боратов, автоматически опустились вниз. Остальные  же выстроились согласно прейскуранту. В  конце концов, на дворе кризис, надо экономить. Но только с умом: если ваш автомобиль новый, на  гарантии, выбирайте антифриз с  допуском именно вашего автопроизводителя и именно для конкретной модели. Даже если на этикетках лихо обещают пригодность для почти бесконечного списка машин, не  стоит относиться к  этому серьезно. Во-первых, такого не может быть в принципе, а во-вторых, зачем вам, случись что, оплачивать ремонт из своего кармана? Выбор для обладателей авто со  стажем шире, но  и здесьместо9Antifreeze «Chelsea Чукотский G12+»Заявленный изготовитель ��������������ЗАО «Делфин Индастри», Россия Ориентировочная цена����������������������������75 руб� за 1л Заявления звучат круто: «соответствует» или «отвечает» требованиям ряда производителей� Кстати, в чем разница между соответствием и ответом? А общее одно: большое количество боратов ни «соответствовать», ни «отвечать» никак не может!место8Antifreeze G12 VitexЗаявленный изготовитель �����������������ООО «Промкомплекс», Россия Ориентировочная цена����������������������������75 руб� за 1л Здесь уже нет ссылок на требования именитых или не очень автопроизводителей� Но есть невыполненное обещание об отсутствии боратов� Правда, их содержание все же укладывается в спецификации «Форда», но, увы, не «Фольксвагена», а значит, нет полного основания заявлять состав как G12�место7Antifreeze X-Freeze Carbox G12Заявленный изготовитель ��������������������� ООО «Тосол-Синтез», Россия Ориентировочная цена��������������������������� 90 руб� за 1л Антифриз из Дзержинска совсем недавно получил официальное одобрение от АВТОВАЗа, КамАЗа, «Автодизеля» и компании «Камминс»� Успешно прошел стендовые испытания на ГАЗе� Объективно соответствует заявленному классу карбоксилатных охлаждающих жидкостей� Небольшое количество боратов картину не портит, но на расстановку, увы, повлияло�место6Антифриз «Платинум»Заявленный изготовитель ������������������������������� Hi-Gear Products, США Ориентировочная цена��������������������������140 руб� за 1л Требованиям перечисленных спецификаций эта жидкость, расфасованная в Туле, вполне может удовлетворять (хотя незначительное количество боратов повлияло на итоговый результат, поскольку у ряда соперников их нет вовсе)�место5Антифриз Prisma Type D/G12Заявленный изготовитель ���������������������������������� Jodima NV, Бельгия Ориентировочная цена��������������������������175 руб� за 1лИ как поставщик (ООО «Велле») привез сюда этот антифриз, не заставив изготовителя напечатать русскоязычную этикетку?! Из текстов на иностранном вовсе не следует, что срок годности – пять лет, как утверждает маленькая российская наклейка� Применяемость изготовитель указал очень общо: «Для современных двигателей»� С анализами у «бельгийца» все в полном порядке, только вот цена высоковата…место4Антифриз-концентрат KFS 2001 PlusЗаявленный изготовитель ���������������������� Liqui Moly GmbH, Германия Ориентировочная цена��������������������������135 руб� за 1л Именитая фирма выпускает, судя по результатам анализа, прекрасный карбоксилатный антифриз, и в русскоязычном тексте просто рекомендует его для авто ряда марок� Однако, насколько удалось проверить, реального допуска к применению в автомобилях марки, например, «Мерседес-Бенц» или MAN у него нет� Тогда с какой стати отдавать 135 рублей за литр?160 За рулем 10/2009 место3Антифриз CoolStream PremiumЗаявленный изготовитель ���������������������������� ОАО «Техноформ», Россия Ориентировочная цена��������������������������110 руб� за 1л Довольно редко встречающийся на прилавках антифриз имеет подтвержденные допуски АВТОВАЗа, ТагАЗа, КамАЗа, ЛиАЗа, «Даймлера», MAN и «Форда»! На третье место попал лишь из-за цены, анализы у него в полном порядке�НАША СПРАВКА КАК ДОШЛИ ДО ЦИФРЫ ТАКОЙ?Автомобилистам давным-давно известно: если воду разбавить этиленгликолем, то зимой ее можно будет не сливать из охлаждающей системы. Точность пропорций не столь уж важна: в любом случае такая смесь на сильном морозе не замерзает, не угрожает разрывом блока цилиндров и радиатора, потому что превращается в вязкую шугу с мелкими кристалликами льда. Для  древних автомобилей с  чугунными моторами и  латунными радиаторами такой антифриз был к  тому  же безопасен в отношении коррозии. Все стало хуже с  началом широкого внедрения алюминиевых сплавов: горячий раствор этиленгликоля быстро разъедал радиаторы, интенсивнее всего  – их тонкостенные трубки. Тогда в состав антифризов стали вводить добавки на основе неорганических солей  – они образовывали на  металлических поверхностях слой, устойчивый к этиленгликолю. Так работали и всем известный «Тосол», и  ряд более поздних, так называемых гибридных антифризов, один из которых был обозначен фирмой «Фольксваген» как  G11. Однако срок службы пакета неорганических присадок не превышал пары лет. Продлить живучесть антифризов помогла органическая химия: вместо минералов в  пакеты присадок стали включать кислоты со  сложными названиями. Реагируя с  оксидом алюминия, они создают на поверхности деталей защитную пленку, исправно работающую лет пять, а то и дольше! И вновь на «Фольксвагене» придумали ставший нарицательным индекс – G12. Хотя правильнее называть такого рода антифризы карбоксилатными.место2Antifreeze Sintec Premium Alu Protect S-12+Заявленный изготовитель �������������ООО «Обнинскоргсинтез», Россия Ориентировочная цена����������������������������80 руб� за 1л Антифриз получил допуски «Фольксвагена» и MAN, внесен в их списки� Химический анализ не дал оснований усомниться в соответствии заявленному классу охлаждающих жидкостей� Единственное, с чем позволим себе не согласиться, – это таблица, разрешающая применение антифриза в авто чуть ли не всех моделей и марок! На самом деле ни, скажем, «Тойота», ни большинство остальных марок согласия на это не давали�место1Antifreeze Arkton G-12 Long LifeЗаявленный изготовитель ���������������� ООО «ПКФ «Аметист+», Россия Ориентировочная цена����������������������������75 руб� за 1лВ данном случае мы, судя по результатам анализов, имеем дело с соответствующим заявленному классу антифризом� Скорее всего, он действительно разработан на основе требований зарубежных фирм� Но допусками пока похвастаться не может�СОДЕРЖАНИЕ НЕОРГАНИЧЕСКИХ ВЕЩЕСТВ В АНТИФРИЗАХНазвание (сокращенно) 1� Arkton G-12 Long Life Содержание, мг/л (норма для G12 – отсутствие) кремний, Si нет нет нет нет нет нет нет нет нет фосфор, P нет нет нет нет нет нет нет нет нет бор, B нет нет нет нет нет 0,1 0,4 2,6 7,0 нитриты, NO2 нет нет нет нет нет нет нет нет нетНАША СПРАВКА СООТВЕТСТВУЮЩИЕ И ДОПУЩЕННЫЕАвтопроизводители постоянно ужесточают требования к антифризам. Оно и  понятно: хотелось  бы, чтобы однажды залитый на заводе раствор сливали лишь при утилизации авто. Заданные характеристики не  секретны, весьма детальны, и каждый, кто хочет выпустить свой антифриз, может с ними ознакомиться, сравнить с тем, что у него получилось, и с чистой (или не  совсем) совестью написать на  баночке: «Соответствует требованиям…». Но  это не  поможет попасть в  закупочный список автоконцернов или в инструкцию к автомобилю. Ведь автопроизводитель отвечает рублем (или долларом) за возможный вред от рекомендованной им самим той или иной жидкости. А  потому антифризу сначала нужно пройти долгий (длиною в год) и дорогой (около миллиона евро) цикл ходовых испытаний. И только после их успешного окончания он будет внесен в  список допущенных, а у его изготовителя появится право указать этот факт на этикетке. В  нашем тесте таких антифризов оказалось три: X-Freeze Carbox, CoolStream Premium и Sintec Premium – все, кстати, отечественные!2� Sintec Premium 3� CoolStream Premium 4� KFS 2001 Plus 5� Prisma Type D/G12 6� «Платинум» 7� X-Freeze Carbox G12 8� G12 Vitex 9� «Chelsea Чукотский G12+»СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙПри покупке антифриза вы обращаете внимание на:26% тип антифриза 36% 40% марку изготовителя жидкости рекомендации автозаводаесть смысл взять антифриз, проверенный не  только  ЗР (помните, мы писали выше о  важности технологии приготовления раствора?), но и прошедший обкатку в автопарке именитых автопроизводителей!И,  наконец, вряд  ли стоит рисковать и заливать жидкость непонятного состава, лишь заявленную как G12, но содержащую агрессивные по  отношению к  алюминию бораты, которых, повторим, тамбыть не должно – как по смыслу термина «карбоксилатный», так и  согласно прямым заверениям на этикетках. Разве что ненадолго, в экстренной ситуации…За рулем 10/2009 161