188
189
190
191
ТЕХНИКАПЛАНЫ АВТОВАЗАМы замахнулись широкоУбедительнее всего АВТОВАЗ опровергает слухи о своем возможном банкротстве тем, что активно работает над новыми моделями. Какими именно – Игорю Моржаретто рассказал вице-президент АВТОВАЗа по техническому развитию Максим Нагайцев.Так может выглядеть седан 2116 («Проект С»). Это самый свежий вариант.188 За рулем 10/2009 – Максим Валерьевич, оглянитесь вокруг – кризис в стране и мире! А вы, похоже, занимаетесь прожектерством: новые модели разрабатываете да еще кредит на 80 млн. рублей под это просите. Откуда столько оптимизма? – Согласен, в  столь трудную экономическую ситуацию мы еще не  попадали. АВТОВАЗ пережил два экономических кризиса, случались и  кассовые разрывы, но  никогда продажи не опускались ниже полумиллиона автомобилей в год. А тут – падение в два раза! Я, конечно, могу перечислить причины, почему так случилось. Но надо ли? Главное – сейчас мы находимся перед лицом самого серьезного вызова. Растерянности, паники нет – есть хорошая стратегия. Впрочем, поводы для оптимизма существуют. Хотя рынок и сжался в два раза, доля АВТОВАЗа даже несколько выросла, покупатели от нас не отвернулись. Наша задача – подстроиться под требования рынка. И  раз уж создалась такая ситуация, надо ею воспользоваться  – провести на  предприятии структурные реформы. Чтобы завод был готов к  тому моменту, когда кризис закончится. – И  что делаете для  этого? Год назад подписали соглашение с вашим партнером – компанией «Рено» о производстве в Тольятти модели на французской платформе В0, на которой построен универсал «Рено-Логан МСV». Помнится, даже лицензию купили. А дальше? – Да,  мы получили право на  производство и  дистрибуцию этих автомобилей. Лицензия обошлась недешево: заплатили по  текущему курсу около 9  млрд. рублей. Сейчас ведем переговоры со смежниками, часть комплектующих планируем производить в России. И у нас, и во Франции работают группы специалистов – над вопросами локализации, над технологией размещения модели на одной из ниток главного конвейера. Оба коллектива – и русский, и французский – за год работы притерлись друг к другу, до конца уточнили сферы компетенции, прошла настороженность. Проблема в том, что в связи с кризисом иу нас, и у французских партнеров меняются планы. Мы оказались в нелепой ситуации: замахнулись широко, сильно – а тут условия резко изменились. Ведь мы с  французами планировали совместно загрузить нитку конвейера: на  первом этапе собирать на  ней 100  тыс. автомобилей под брендом Lada и  столько  же  – под маркой Renault. В  одиночку полностью загрузить всю производственную линию мы сейчас не  готовы. Ведем переговоры с Парижем, к соглашению пока не пришли. – Лицензия предполагала также перенести в  Тольятти производство французских силовых агрегатов – двух двигателей и коробки передач. Есть сдвиги?Максим НАГАЙЦЕВ, вице-президент АВТОВАЗа по техническому развитию Рынок сжался вдвое, но доля продаж продукции АВТОВАЗа на нем даже несколько возросла – покупатели от нас не отвернулись. Мы обязаны сделать все, чтобы подготовить завод к тому моменту, когда кризис закончится.На правах рекламы ТЕХНИКА | ПЛАНЫ АВТОВАЗА– Да, работа идет. Сначала моторы будем собирать из привозных, импортных компонентов. Но  мы и  сейчас покупаем, скажем, поршневую группу для двигателя «Приоры» у корпорации «Федерал-Могул». На следующем этапе станем отливать самые тяжелые детали – блоки, маховики, коленвалы и т. д. – и обрабатывать их на месте. По соглашению АВТОВАЗ должен выпускать 450 тыс. силовых агрегатов (двигатели и КП) в год для установки на автомобилях «Лада» и «Рено». – Будут  ли у  «Лады» на  платформе В0 заметные внешние отличия от французского «Логана MСV»? – Изменения по  сравнению с  оригиналом минимальные, поскольку обе модели станем собирать на  одном конвейере. У  российской  – иные решетка радиатора, бамперы (чтобы угадывались родственные черты других моделей АВТОВАЗа, скажем, той же «Приоры»), а также элементы отделки салона. – Когда все-таки пойдет с  конвейера российско-французский автомобиль? – Многое зависит от  наших партнеров. Мы готовы запустить его в серию через полтора года. Нам вполне по силам освоить штамповку кузовных деталей, сварку, можем наладить изготовление деталей из пластика… Но заказы на  основные комплектующие мы должны размещать вместе с французами. Как я сказал, работа над этим идет. По  предварительному плану собираемся начать серийное производство в 2011 году. Возможно, придется на первых порах использовать для этого площадку Опытнопромышленного производства (ОПП) и  собирать машины из  компонентов, которые поставят заводы компании «Рено» и  их партнеры. Возможности ОПП невелики  – до  30  тыс. машин в  год, но  это поможет нам отработать технологию сборки.соко оценили модель. Последовавшее решение поддержать предприятие финансами – это не только страховка от вероятных проблем, но и знак того, что члены правительства оценили наш потенциал. Теперь надо  начинать работу с  поставщиками. В  инженерном отношении проект готов, причем есть варианты седан, хэтчбек и универсал. Но понадобится финансирование – порядка 25  млрд. рублей. У  АВТОВАЗа сейчас таких денег нет, и мы ищем партнеров.Бюджетный автомобиль, сделанный на базе «Калины», пока собственного имени не получил. Возможно, так будет выглядеть семейство «Калина» после рестайлинга в 2011 году.– А  как развивается широко разрекламированный «Проект С»? Помнится, концепты показывали на  нескольких автомобильных выставках, даже устроили показательный крэштест… – Автомобиль разработали еще два года назад, но тут начались переговоры с «Рено» – и  проект притормозили. Но  не  закрыли! Существует уже больше десятка ходовых прототипов, и  за  них мне не  стыдно. Работали совместно с  мировыми производителями – подвеску, к примеру, делали с компанией ZF, салон и климатическую установку помогали довести коллеги из  «Рено»… Но  время шло  – и, оказалось, стилевое решение чуть устарело. Когда на  завод пришел французский шеф-дизайнер Энтони Грейд, мы попросили его освежить машину. Он это сделал, с моей точки зрения, блестяще! Автомобиль получился с большой перспективой. Машину видели иностранные партнеры и согласились, что у нее успешное будущее. Недавно мы показали «Проект С» на заседании правительственной комиссии, которое проходило у нас в Тольятти, и были приятно удивлены реакцией присутствующих. И  министр экономического развития Набиуллина, и министр промышленности и энергетики Христенко, и  премьер-министр Путин вы190 За рулем 10/2009– В  пору кризиса вы взялись за  проект бюджетного автомобиля. Возможно  ли его сделать в  принципе? Нельзя  же используемые материалы, в  общем-то не  самые лучшие, заменить плохими, дешевыми! Тем более отказаться от устройств, обеспечивающих безопасность! – Когда перед нами поставили такую задачу, мы разделили ее на  пять составляющих: кузов, двигатель, шасси, электроника, интерьер. Из  кузовов переднеприводных моделей выбрали седан от  «Калины»  – заводу он обходится не дороже «самаровского», но современный и лучший у нас по многим критериям, в том числе по безопасности. Двигатель – понятно, 8-клапанный. Довольно быстро выяснилось, что реально удастся сэкономить лишь на электронике и отделке интерьера. Сразу нашли смешные, сказал  бы, резервы. Скажем, на «классике» и «Самаре» устанавливают обыч- ные стекла, а  на  «калинах»  – тонированные. И  таких резервов оказалось немало  – на  обычной «Калине» на  20  тыс. рублей. Много лет на  заводе придерживались «доброй» традиции: каждая новая модель должна быть дороже предыдущей – и в целом, и в частностях. А мы впервые сформулировали по-другому задачу: сделать более современную машину дешевле. Например, панель приборов на  «Самару» стоит 10 тыс. рублей, на «Калину» – уже 20 тыс. Спору нет, «калиновская» выглядит более стильно и  пластик в  ней приятнее на  ощупь, однако что нового получает потребитель с  точки зрения функциональности – борткомпьютер? И в бюджетной машине решили от него отказаться. Сегодня могу с удовлетворением сказать, что за несколько месяцев мы сделали «Калину» в комплектации «Самара» по стоимости производства дешевле обычной «Самары». А главные достоинства, как говорится, при ней: салон просторный, посадка более удобная, у машины хорошие перспективы по  безопасности. Стиль тоже удачный  – французский шефдизайнер его одобрил. Поэтому решили придать новый облик всему семейству, чтобы покупатель в его рамках мог выбрать любую комплектацию – от самой непритязательной до богатой, как в «Приоре». Похоже на то, как в свое время сначала выпустили ВАЗ-2106 в  комплектации «Люкс»  – и  он был самым престижным советским автомобилем, а потом начали продавать и вариант с двигателем от «одиннадцатой». Но внешне – та же модная машина! – Когда же «Калина-Самара» пойдет в серию? – Бюджетная модель должна появиться на  конвейере в начале 2011 года. Планируем показать все семейство на Московском мотор-шоу в 2010 году. – Но если на  рынок выйдет новый «бюджетник», значит, эпоха «классики» и «Самары» кончилась? – С «Самарой» исход понятен – по той же цене мы предложим автомобиль более привлекательный. Произойдет вполне естественная замена. С  «классикой» сложнее, ведь она попрежнему останется самой доступной машиной в  нашей линейке. Поэтому, видимо, ее продолжат выпускать до  тех пор, пока сохранится спрос и  пока производство будет прибыльным. Но  «классика» мало-помалу уходит с  рынка  – интерес к ней с каждым годом падает. – «Калина» вот уже четыре года на  конвейере, «Приора»  – два. Не пора ли задуматься о рестайлинге? – Работы над бюджетной моделью проводятся одновременно с  фейслифтингом «Калины», и,  надеюсь, машины появятся на рынке вместе как части одного проекта в 2011 году. Нельзя обещать ничего революционного, потому что в нынешних условиях мы вынуждены экономить, а большие изменения потребуют новой производственной оснастки. Но автомобиль будет выглядеть свежо. С «Приорой» пока не работаем. – А когда на конвейере появится обещанная лично вами автоматическая коробка? – Опытные образцы 7-ступенчатых автоматов компании КАТЕ начали устанавливать на «лады» еще в 2006 году. Сейчас изготовлена предсерийная партия, в  Калининграде идет подготовка к  строительству завода. В  ближайших планах  – оснащение серийных «калин» АКП. Коробку унифицируют и  для установки на  будущий «Проект  С». Партнерами в  работе над новой коробкой стали ведущие мировые фирмы, а возможно, и выпускать ее будут в рамках СП.На правах рекламы