152
153
154
155
АВТОРЫНОКПАРК ЗР «ЛАДА-КАЛИНА»Неладная «Лада»Евгений МихалкевичВАЗ-1118 «ЛАДА-КАЛИНА»Изготовитель �������������������������������������������АВТОВАЗ Год выпуска����������������������������������������������������� 2005 В эксплуатации «За рулем» �������������с августа 2005 Пробег на момент отчета ����������������������100 тыс� км Предыдущие публикации в журнале �������������������������������������������������������������������2006, № 8Сочинители удобных теорий придумали и такую: за первые 15–20 тысяч  км пробега проявляются все заводские болячки автомобиля, и, устранив их, владелец на долгие годы забудет о ремонте. Может, так оно и  есть, но  при условии, что владелец  – святой. Нам, видимо за грехи наши, досталась обычная «Калина» – к 100 тысячам пробега болезни так и не прошли. Первым признаком безвременного старения стал хруст в «коленках» – еще на 35-й тысяче защелкали в поворотах ШРУСы. Причина банальна – маловато смазки. Пополнить ее, просто сдвинув пыльник, невозможно. К тому же тут нужна норма: лишняя смазка может повредить самому пыльнику. ШРУСы разобрали. А  там, внутри, потемневшие шарики и лунки на дорожках. Этой беде смазкой не поможешь – только заменой! Новые шарниры обошлись нам почти в2 тысячи рублей. На 45-й тысяче развалилась накладка диска сцепления. Хорошо хоть, на ее остатках удалось дотянуть до  гаража. И  если надежность машины, или, иными словами, неслучившиеся поломки и  отказы узлов, ценят автомобилисты, то  живучесть, то  есть способность «ре-шать боевую задачу» хоть без мотора и  колес,  – мечта генералов! АВТОВАЗ, похоже, симпатизирует воякам. К  50  тысячам соскочил с  направляющих и  расплелся трос электростеклоподъемника водительской двери. Замена осложнилась тем, что среди нескольких вариантов исполнения, имевшихся в  продаже, именно нашего не было! С трудом нашли нужный трос за 1500 рублей. Хлопоты доставила система выпуска. К  шестому десятку тысяч обломилась труба глушителя  – ровненько, как ножом, отрезало вплотную к  кронштейну. Здесь большие вибрационные нагрузки, труба ослаблена коррозией  – где  же еще ей ломаться? Едва трубу заменили  – прохудился резонатор. А  меняя его, нашли более серьезную неисправность: сотовая начинка нейтрализатора болтается и громыхает в корпусе катколлектора. Естественно предположить, что она уже частично разрушена – а  это сулит новые приключения. Однако проверка показала, что «коэффициент старения» нейтрализатора все еще вдвое меньше критического, токсичность в  норме. И  мы рассудили: машина  – в  исполнении Евро  III, значит, по-дождем, пока самодиагностика не включит контрольную лампу, тогда и задумаемся о замене. Увы, задуматься пришлось раньше! Однажды мотор заглох – и больше не завелся. Зажигание в  порядке, питание в норме... Уж не перекрыл ли болтавшийся элемент сечение выхлопной трубы? Тотчас приступили к  опытам. Вывернули датчик кислорода перед нейтрализатором, тем самым открыв выхлопным газам выход наружу,  – и  двигатель тут  же пустился. Что  же с  нейтрализатором? Известно: из-за пропусков воспламенения топливовоздушная смесь дожигается в сотах нейтрализатора, нередко приводя к их оплавлению и потере функций. Но когда мы разрезали корпус катколлектора и вынули начинку, версия не подтвердилась. А так как соты здесь не керамические, а стальные, на фото вы видите блестящий, сильно замятый металл. Это нижняя сторона начинки, которой она ударялась о  сужение корпуса коллектора. Содранный с  боковых поверхностей материал  – подтверждение того, что фиксация начинки в  корпусе ненадежная. Больше половины сот зачеканило так, что выхлопным газам152 За рулем 10/2009 Долго работать на скудной смазке ШРУС не смог.Сцепление подвело неожиданно, но до гаража дотянули своим ходом.Заменить трос просто, куда сложнее его купить.Менять развалившуюся трубу – дело хлопотное, но, к сожалению, неизбежное.На правах рекламы АВТОРЫНОК | ПАРК ЗР «ЛАДА-КАЛИНА»не  пройти. Внутренняя поверхность корпуса в этом месте тоже отполирована до  блеска... Короче, отдали 8500  рублей за новый узел. Вскоре появились перебои в работе двигателя  – заморгала сигнальная лампа. Подключили сканер ДСТ-12, убедились, что отлынивают от работы второй и  третий цилиндры. С  чего бы? Самое простое объяснение  – дефект катушки зажигания. Она четырехвыводная. Один канал отвечает за  первый и  четвертый цилиндры, другой  – за  второй и третий. Пробники на высоковольтных проводах не  оставили сомнений: вместо мощных искровых разрядов между электродами еле слышимое жужжание. Итак, катушку – менять! После этого двигатель заработал ровно. На  90-й тысяче заскрипели шаровые опоры. Узлы отечественного производства недолго служат  – в  среднем по 20 тысяч. Обычно виной тому разрыв защитного чехла и  загрязнение поверхностей трения. Но наши-то целы! Значит, просто выработали скромный ресурс. Любопытно было  бы узнать  – этот ресурс назначен производителем (то  есть, его устраивает ситуация на  рынке) или просто все получилось «как всегда»? Еще одно слабое звено  – кнопки включения стеклоподъемников. Они перегорают так часто, что всегда вспоминаешь стереотипные слова «в  самый неподходящий момент»  – например, в дождь, при постановке на охрану и т. п. Чтобы в подобных ситуациях быстро заменить кнопку, приходится держать новую про запас как некий расходник. Работа несложная, по  силам даже начинающему водителю. Известно, на  автомобилях восьмого семейства вместо первой передачи запросто включали заднюю. На  «десятках» это учтено  – установлена механическая блокировка. Но  исполнение!.. Чтобы настроить привод, даже придумали шаблон. У  «Калины» здесь электроблокировка. На  40-й тысяче один из  ее «влагозащищенных» контактов в  разъеме соленоида... сгнил! Заменили разъем. А соленоид-то находится снизу, и, чтобы подобраться к нему, надо снять защиту моторного отсека! Соболезнуем тем, кому придется делать это на дороге. На 60-й тысяче снова сгнил контакт на разъеме. Опять замена. Пятью тысячами позже соскочил разъем с  выключателя на  рычаге переключения. К  счастью, это лечится легко – разъем под кожухом привода КП. Сняли, защелкнули. Но  вскоре обломился проводок по  соседству с ним! Тут все как на соплях.154 За рулем 10/2009А после 70  тысяч электротехника вновь не дает покоя. Теперь стал капризничать генератор  – то  один провод отгорит, то  другой. Фирменные клеммовые зажимы едва держались! Лишь после того, как их дополнительно обжали и пропаяли, от этой напасти избавились. Но тут же сгорел диодный мост. А когда заменили его, загудели подшипники. Поставили новые. Теперь ждем, чем еще будет нас экзаменовать коварная техника! С ходовой частью нашей «Калины» особых хлопот не  возникало, если не считать типичных для всех отечественных авто. Так, предыдущий комплект амортизаторов в передней подвеске, отработав немногим больше 30 тысяч  км, банально дал течь. Причина – коррозия штоков под слоем хрома. На  блестящей поверхности появляется своеобразная сыпь – и амортизатору конец. Остается уповать на относительную дешевизну машины... Ненадежные изделия Скопинского автоагрегатного завода заменили стойками от фирмы «Плаза». Отработали почти 40 тысяч км. Разменяв 80  тысяч, двигатель даже в городе стал неохотно прогреваться до рабочей температуры, а при неспешной езде на загородных трассах едва набирал  70ºС. Виновник  – термостат: заклинил в  открытом положении, отчего охлаждающая жидкость постоянно циркулировала по  большому контуру. Сначала заменили лишь термоэлемент, купив съемный с верхней крышкой, но через пару тысяч он отказал. Пришлось приобретать термостат в сборе – скупой платит дважды. Впрочем, снова утешим генералов: боевую задачу машина выполнит и вовсе без термостата, амортизаторов, стеклоподъемников! На 84-й тысяче зашумел подшипник помпы. Исследовать его живучесть  – себе дороже: так можно и  до  капремонта доиграться! Меняя помпу, обнаружили, что ремень  ГРМ почти на  треть сточился о  боковые поверхности шкива и  натяжного ролика. Возможно, виновата сама помпа, перекосившаяся на  обмятой прокладке. Но  и  натяжные ролики с  однорядным подшипником надежностью не  славятся, поэтому заменили еще ролик и шпильку. Старость не  радость, особенно для пластика. Конечно, четыре года для приличной пластмассы не  срок, но  недавно пластиковая накладка крышки багажника неожиданно осталась в  руке «испытателя» – раскрошилась от ветхости. К счастью, все свелось к паре крепких словечек и 160 рублям, уплаченным за новую деталь фирменного дизайна.РАСХОДЫ НА ЭКСПЛУАТАЦИЮ «КАЛИНЫ» (0–100 000 км) Статья расхода Расходы на содержание (30 000–100 000 км) Из них на бензин*ТО-30, -45, -60, -75 тыс. км** ШРУС (2 шт.) Сцепление Глушитель Резонатор Хомут Электростеклоподъемник Насос охлаждающей жидкости Ремень ГРМ + ролик Шпилька ролика ремня ГРМ Термоэлемент Накладка крышки багажника Тормозные диски (передние) Тормозные колодки (передние, 2 комплекта) Диодный мост Подшипники генератора Клеммы электрические Термостат в сборе Комплект летней резины (шины + диски) КатколлекторЦена, руб.187 480 132 090 8240 1920 2600 2200 1200 100 1500 640 580 20 180 160 2800 840 260 180 40 480 18 000 8500 1950 3000 68 900 251 000*При среднем расходе 10,2 л/100 км и цене 18,5 руб./л. **Все работы проведены в техническом центре ЗР. ***Без учета цены автомобиля.Катушка зажигания Амортизаторы передние Расходы на содержание 0–30 000 км Цена автомобиля Стоимость 1 км пробега (0–100 000 км)***2,56Незадолго до  того, как мы принялись составлять этот отчет, подвергли «Калину» тщательному осмотру. Обнаружили немало новых, хотя и  мелких «шрамов» – пробег все-таки немал! Как пример: кнопки ключа центрального замка с  брелоком уже стерты почти до основания, к тому же не работают. А как может быть иначе, если под ними на контактах (якобы герметично закрытых) – залежи грязи! Почти все болячки «Калины» типичны для автомобилей АВТОВАЗа. Казалось  бы, если эти слабости изучены вдоль и  поперек, то  и чинить технику легко. Однако романтиков  – любителей ковыряться в  машине  – с  годами становится все меньше. С  другой стороны, если недочеты «Калины» известны чуть ли не с первых «Жигулей», то почему заводом не изжиты? Надо думать, по  недоброй заводской традиции покупателю-патриоту оставляют возможность и  впредь совершать подвиги. Вот только не  изменит  ли он «Калине» с какой-нибудь иномаркой? Поменяли съемный термоэлемент. Это обернулось выброшенными деньгами и потерянным временем.Новый термостат работает штатно. Долго ли это продлится?Шум подшипников в помпе – предвестник того, что скоро разрушатся! Затягивать с заменой помпы опасно.Ремень терся о закраины ролика и шкива. Заменили комплект – ремень, ролик, шпильку ролика.Начинка нейтрализатора металлическая. Соскочив с крепления, билась о корпус – результат налицо.На правах рекламы