178
КОМПОНЕНТЫЗИМНИЕ ШИНЫ YOKOHAMAОбувка на микропоркеПлоды мудреных технологий, которые японцы применяют в производстве зимних шин, на заснеженном полигоне T-MARY компании «Йокогама» отведал Константин Васильев. Фото автора.в пол педалью и непрерывно стрекочущей АBS почти на 2 метра длиннее, чем в тех же условиях, но при торможении на  грани блокировки, когда АBS лишь несколько раз вступила в игру. То есть микропоры переигрывают электронику, если непрерывное качение колеса преобладает над кратковременной, но регулярной его блокировкой. При низких температурах, когда снег и  частицы льда в  пятне контакта не успевают растаять, сцепление обеспечивается прорезями-ламелями. Их в  I/T-S на  порядок больше, чем в  предшествующих моделях. Возросла и  жесткость боковины. «Змейка», разгон-торможение на снегу и ледяной поверхности, а  также заезд по  двухкилометровой трассе сформировали лишь первые впечатления о  серийных покрышках. По  совокупности ездовых свойств модель I/T-S если и не сравнялась с  Hakkapeliitta R  SUV, то  вплотную к ней приблизилась. Точные оценки выставит бригада испытателей  ЗР. «Йокогама Geolandar I/T-S» вот-вот поступит в продажу. Цена обещает быть привлекательной.Диву даешься, как на  небольшой территории Японии соседствуют столь различные климатические зоны: когда на южном побережье царит лето, на острове Хоккайдо кое-где лежит толстым слоем снег. Однако шипованные шины в  Японии запрещены  – странно, ведь городские магистрали не  вычищают до  асфальта, а  сцепления колес с  дорогой добиваются, посыпая ледовоснеговой накат гранитной крошкой. И  то в  основном на перекрестках. Основная часть полотна  – неровный лед, столь же скользкий, как и российский (убедился лично, когда на  глазах улыбающихся таксистов распластался на пешеходном переходе). Испытательный полигон компании «Йокогама» расположен неподалеку от  города Асахикава. Год назад здесь  же японцы показали шину iceGUARD iG30, в основе которой технология микропор. Представленная на  этот раз модель Geolandar I/T-S  – аналог iG30, но во вседорожном исполнении. При  ее разработке упор сделан на  износостойкость, надежность поведения на  льду и  снижение сопротивления качению. Чтобы убедить в  этом журналистов, хозяева выкатили три «тойоты-RAV4»: одну на  йокогамовских I/T-S, две  – в  обувке от  ближай-ших конкурентов: «Бриджстоун Blizzak DM-Z3» и  «Нокиан Hakkapeliitta R SUV». Все одинаковой размерности – 225/65R17. Для полноты картины еще один автомобиль обули в уже получившие признание Geolandar I/T (G072). Плюс «Тойота-Ленд Крузер» на  сликах (!) из  пористого компаунда, который применяют при изготовлении I/T-S. Работает он так: микропоры всасывают влагу в  пятне контакта под давлением шины. По  мере вращения колеса жидкость вытесняется центробежными силами. Уточняю: речь не  о  лужах, а о водяной микропленке, которая образуется на  льду при отрицательной температуре, вызывая эффект микроаквапланирования. Водяная пленка достигает максимальной толщины в  диапазоне от  –6 до  0ºС. Именно эти условия специалисты «Йокогамы» считают наиболее опасными. Высота неровностей профиля поверхности шины колеблется от  4 до 7  мкм (0,004– 0,007  мм). Размеры большинства микропор – 10, 80 или 300 мкм, в протекторе шины их несколько десятков миллиардов! Для начала на свежеочищенной ледяной полосе опробовали слики. В  ходе заездов выяснилось, что тормозной путь двухтонной машины на  голом льду со скорости 45 км/ч с нажатойОтличишь новинку Z-образному профилю среднего блока, который неразрывно опоясывает всю покрышку. Тяжелый вседорожник, обутый в слики из фирменного компаунда, оказался весьма послушным на льду благодаря эффективной работе микропор.178 За рулем 10/2009