118
119
120
АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ BMW 760LiВерить, надеяться, любитьОказывается, без этих возвышенных качеств не создать настоящего технического шедевра, каким стал самый мощный БМВ седьмой серии – 12-цилиндровый. Романтикой инженерии проникся Михаил Гзовский. Фото БМВ.Первые 12-цилиндровые моторы БМВ появились еще в  20-е годы прошлого века. С  их помощью молодая баварская компания, только закрепившая за  собой название Bayerische Motoren Werke, взмыла к  успеху. Моторы отличала высокая надежность – пожалуй, самая важная характеристика, ведь те 12-цилиндровые устанавливали на  самолеты. В частности, на гидроплан Dornier Wal, совершивший рекордный перелет через Атлантику в 1930 году. Спустя восемь десятилетий и  я ощутил чувство полета на борту БМВ760Li. Сел за руль – доводчики системы Soft-Close-Automatik заботливо втянули массивные двери в проемы, экран штатного навигатора приветственно замерцал логотипом БМВ  – добро пожаловать в  мир наппы, алькантары и орехового дерева! Автомобиль едва заметно вздрогнул в  момент пуска мотора, и  мы по-летели. Сначала осторожно, привыкая друг к другу. Потом все выше, благо машина самоуверенна и  надежна. Здесь, на лояльном к гонщикам немецком автобане, «семерка» хозяйничает безоговорочно. Молниеносный, но  плавный разгон менее чем за пять секунд до сотни  – только начало. Пара стремительных ускорений под жесткий и  напористый, как немецкая речь, голос мотора  – и  мы с  коллегой задались риторическим вопросом: сколько выжмет 760Li, если снять ограничитель максимальной скорости в  250  км/ч?! Ведь со  170  км/ч «семерка» ускоряется так, что тело вжимает в спинку! Пора сбрасывать темп  – «легенда» уводит на  живописную деревенскую дорожку. Стоит отпустить педаль газа, как звук мотора теряется гдето по  пути от  подкапотного пространства до  хитросплетения выпускных труб. Теперь мы уже не летим – плывем по дороге в абсолютной тишине. Впро-чем, назвать это штилем нельзя – 760Li остается верна философии  БМВ: подвеска не  убаюкивает мягкостью, а  работает плотно. Это означает, что стоит боссу с  заднего дивана отдать команду  – и  машина бросится глотать повороты, словно изголодавшийся школьник гамбургеры. Как столь противоречивые черты характера уживаются в одном автомобиле? Во-первых, благодаря пневмоподвеске Dynamic Damping Control и  чувствительному к  изменению скорости усилителю руля Servotronic, которые входят в  базовое оборудование 760Li. Во-вторых, силами двигателя и  трансмиссии. Инженеры знают: V12 с углом развала цилиндров 60º наиболее близок к  оптимуму по  вибронагруженности. Хорошие «природные данные» мотористы БМВ дополнили алюминиевыми поршнями со стальным покрытием, коваными коленчатым валом и шатуна-118 За рулем 10/2009 Самую шикарную «семерку» безошибочно узнаешь по хромированным повторителям поворотов на боках и паре сдвоенных выхлопных труб.ми. Прекрасно уравновешенный двигатель на  холостом ходу выдает себя лишь стрелкой тахометра  – ни  вибраций, ни  шумов! Небольшой угол развала позволил разместить на  внешних сторонах блоков цилиндров два турбокомпрессора с  высоким КПД компрессора и турбины. В  моторе применили непосредственный впрыск бензина и  подняли степень сжатия, подвергли ревизии ка-талитические нейтрализаторы, улучшили пропускную способность выпуска. Заслонками отработавших газов в  районе дополнительного глушителя управляет электроника, моделирующая акустику двигателя. Именно заслонки отвечают на  разгоне за  тот самый, не  сравнимый ни  с  чем звук дюжины цилиндров БМВ! И все  же силовой агрегат  – лишь часть шедевра. В  «семьсот шестидеся-той» дебютировала первая у БМВ 8-ступенчатая автоматическая коробка. Любопытна история ее создания. Оказывается, даже гранды не  гнушаются обращаться к  сторонним специалистам за советом. В данном случае фирма привлекла лучшие умы высших учебных заведений Германии. Им поручили создать методику выявления преимуществ и  недостатков различных вариантов планетарных коробок передач.Контроллер iDrive на подлокотнике второго ряда заведует мультимедийной системой и климатом в салоне. Задние места шикарного салона длиннобазной версии: электроприводы помогут пассажирам принять полулежачую позу, а также отодвинуть и переднее пассажирское кресло. За рулем 10/2009 119 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ BMW 760Li ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯС 1987 года 12 цилиндров неизменно венчают линейку седьмой серии. Двадцать с лишним лет назад БМВ-750i стал первым немецким послевоенным седаном с V12 под капотом. Тогда «семерке» хватало 450 ньютонов и 299 сил. Новый мотор существенно превосходит даже предшественника образца 2005 года, не говоря уже о «первенце». Крутящий момент вырос на 150 Н·м и достижим уже с 1500 об/мин (ранее пик приходился на 2800 об/мин). Мощность тоже нарастает быстрее, и уже при 5250 об/мин двигатель выдает максимальные 544 л.с. (против 445 л.с. при 6000 об/мин). Модель Общие данные Размеры, мм: длина ширина высота база колея спереди/сзади Снаряженная масса, кг Полная масса, кг Объем багажника (VDA), л Время разгона 0–100 км/ч, с Макс. скорость, км/ч Топливо/запас топлива, л Средний расход топлива, л/100 км Двигатель Расположение Конфигурация Число клапанов Рабочий объем, см3 Степень сжатия Мощность, кВт/л.с. при об/мин Крутящий момент, Н.м при об/мин Трансмиссия Тип Коробка передач Ходовая часть Подвеска: спереди сзади Рулевое управление Тормоза: передние и задние Размер шин BMW 760i 760Li5072 5212 1902 1902 1473 1484 3070 3210 1611/1650 2105 2175 2695 2765 500 4,6 250 А95/82 12,9 13,0Восьмиступенчатая коробка передач вписывается в концепцию EfficientDynamics: она позволяет экономить до 6% топлива в сравнении с прежней шестиступенчатой благодаря высокому (более 98%) коэффициенту зацепления шестерен и минимальным потерям на трение. До конца года мы увидим эту трансмиссию с 8-цилиндровым мотором на гибридном БМВ седьмой серии.В 12-цилиндровом моторе технология TwinPower Turbo применена впервые. Агрегаты наддува расположены таким образом, что длина трубных соединений между выпускным коллектором и компрессорами минимальна. В сочетании с усовершенствованным охладителем наддувочного воздуха это обеспечивает моментальный отклик двигателя на педаль акселератора.спереди продольно V12 48 5972 10 400/544 5250 750 1500–5000 заднеприводная А8 независимая на двойных рычагах независимая многорычажная пневматическая реечное с гидроусилителем дисковые вентилируемые 245/45R19BMW 760Li – сплав высокого ездового потенциала, уровня комфорта в «пять звезд» с одними из лучших в классе показателей экономичности.Задачу поставили так: конструкция и  количество передач не  важны, главное  – небольшая масса, компактность и  высокий КПД. Так родилась новая 8-ступенчатая трансмиссия, на все сто реализующая потенциал V12. Диапазон передаточных чисел стал шире – и уже можешь ехать на более низких оборотах и переходить на повышенную передачу раньше. Отсюда и  акустический комфорт, и  экономия топлива. Еще один плюс  – в  простоте конструк120 За рулем 10/2009ции: количество сцеплений в  трансмиссии не  увеличилось по  сравнению с  6-ступенчатой коробкой, которая позволяет прыгать даже с  восьмой на  первую с минимальными потерями времени. Расставание с  машиной прошло торжественно: у  дверей музея БМВ в  Мюнхене. Конечно, я не  преминул посетить культовое место – и среди лощеных экспонатов наткнулся на  диковинную кинетическую скульптуру. Подвешенные к потолку на тончайшихнитях 714  шариков парят в  пространстве, складываясь в  красивейшие причудливые фигуры, а под занавес принимают форму автомобиля. Как поведал сотрудник музея, скульптура символизирует мобильность немецкой компании, ее веру в себя, надежду на нескончаемый прогресс, любовь к  своему делу. Только с  таким подходом можно создать произведение автомобильного искусства. Ключи от одного из них яс сожалением отдал часом ранее...