84
85
86
87
АВТОМОБИЛИНАШЕ ЗНАКОМСТВО «ТИГР-233001»Полосатый, в рейс!В будущем году в продаже появится самый зверский из отечественных автомобилей – «Тигр-233001». Общий язык с хищником искал Максим Приходько. Фото Александра Кульнева и компании-производителя.М84ашина незаурядна и  просто обязана была появиться в  канун года Тигра. Рассказ о  ней можно начать по-разному, и  всякое вступление будет о впечатляющем. Скажем, звук работы дизельного двигателя  – он точьв-точь сытое звериное урчание живого усатого-полосатого. Поражает масса «Тигра»  – 6  т. Уссурийский хозяин тайги, тот тоже в  сравнении с  другим зверьем тяжеловес. Еще вариант  – поведать о цене: ни один из серийно выпускаемых ныне российских автомобилей не  стоит в  базовой комплектации 3,5  млн. рублей  – почти столь-ко  же по  деньгам тянет и  оранжевый «котик». Чаще всего те, кто видел это изделие Арзамасского машиностроительного завода, пользовались глаголом, который в  переложении на  литературный язык звучит как «обалдеть!». А кто на машине поездил, произносят это слово даже с придыханием. Кошачьи давно связаны с  миром моторов: автомобили, самолеты, вертолеты, подлодки и  даже танки называли именами этих сильных красавцев. Когда в  Арзамасе, на  родине российских бэтээров, решились строить армейский вездеход, его тоже назвали в  честь самой опасной в  приро-де кошки-хищницы. За  сходство характеров: машина штурмует полуметровые рвы, вертикальные стенки высотой до 40 см и вползает на косогоры до  20  градусов. Скорость движения по  пересеченной местности  – до  80  км/ч, максималка  – все 140  км/ч (заводские испытатели уверяют, что едет и быстрее). «Тигр» не страдает водобоязнью и  готов прыгнуть в  реку  – шнорхель, словно хвост трубой, торчит над правой стойкой и  как  бы помахивает кончиком в  двух метрах от  земли (в глубину нырять не стоит – кузов негерметичный). Мощнейшая лонжеронная рама, колеса, рычаги, торсионнаяЗа рулем 12/2009 подвеска, колесные редукторы – все это от БТР-80 и другой армейской техники. Получилось настолько здорово, что решили выпустить зверя в люди – создать гражданскую версию. Воевать на  таком не  придется, потому здесь небронированный пятидверный кузов и  нет креплений для пулеметов, гранатомета и  радиостанции. В  остальном  – все тот же вояка. Автомобиль, на котором мы поездили,  – топовая версия ценою 5,5 млн. рублей. Знай наших! На  месте дилера «Тигра» я продавал  бы машину только после обязательного краткого курса для владельцев  – чтобы не  соблазнялись рванутьна  машине туда, где «пехота не  пройдет и  бронепоезд не  промчится». Техника провоцирует: для дремучего бездорожья  – две лебедки с  усилием по 4000 кгс, на каждой 20 м троса (в базовой версии лебедка одна). Централизованная подкачка шин и сугубо военный рисунок протектора. Экспедиционный багажник увенчан россыпью фар да еще фарой-искателем. И тигриная раскраска... Сами понимаете, долго глазеть на все это и бездействовать невозможно – скорее за руль! Правее двух указателей давления в  шинах кнопка  (!) пуска американского дизельного «Камминса» мощно-стью 205 л.с. Обещают с января начать устанавливать дизельную «четверку» ЯМЗ-534  – она и  дешевле, и  мощнее на 68 сил. (Для всех моторов предусмотрена полезная штука  – автономный подогрев.) Регулирую сиденье под себя, беглый взгляд в зеркала, на приборы – и жму на «старт». Мотор рявкнул, пятиметровой длины «тигр» вздрогнул, ожил  – поехали. Вы не  представляете, что творится в  душе у  взрослых дядек, впервые севших за руль этого «животного»! Хотелось орать: «Вася, прикрой  – атакую!», петь про Орленка, который взлетит выше солнца, а желание тут же рвануть на штурм85За рулем 12/2009 АВТОМОБИЛИ | НАШЕ ЗНАКОМСТВО «ТИГР-233001»Берлина я подавил с трудом... Нет, мне не  туда  – еду на  нашем «Тигре» к  его тезке из  Германии, что навсегда застыл на  42-м километре Волоколамского шоссе. Следующий год не  только год Тигра, но  и  год 65-летия Победы. Наши деды смогли укротить незваных зверей. Управлять машиной не  сложнее, чем любой другой, к ее немалой ширине привык быстро. И вообще, в ней довольно уютно. Чувствуешь себя защищенным. Еще  бы  – повредить торсионную подвеску можно только противотанковой гранатой. А  вот модерновый маленький руль не  глянулся  – он выпадает из  общей стилистики (в  базовой версии руль – от «Соболя»). Гидроусилитель тоже не сверхмощный, он словно говорит: парни, это вам не спорткар. Я  понял, что такое дорожный просвет в 40 см: какие там бордюры – их не чувствуешь! Чтобы пробить такую энергоемкую подвеску, надо сильно постараться. И не здесь, не на асфальте.На  шоссе мне уступали дорогу все, включая тех, кто рулил ну  очень дорогими иномарками. И  даже экипаж ППС. Парни в форме разглядывали меня и  «Тигра»  – и  руки служивых невольно тянулись к  табельному оружию. Спокойно, это мирный бронепоезд!.. Эх, загнать бы «тигру» в лес, в  глушь непролазную, да  по  буеракам, сквозь кустарник, бампером валитьУ автомобиля есть свое лицо: если присмотреться, сквозь камуфляж на вас глядит затаившийся тигр!сухостой... Нельзя: это первый и  пока единственный гражданский «Тигр», ему предстоит выставка «Интерполитех», так что на кузове не должно быть ни  царапины. Производители обещали чуть попозже организовать настоящий, крутой тест-драйв  – тогда и  расскажу о  внедорожных качествах арзамасского зверя на  воле. А  пока лишь о некоторых особенностях. Если надумаете прикупить «бронепоезд» с  механической коробкой, выучите: положение рычага на  первой передаче у него там, где у всех вторая, а задняя там, где у всех первая. Подобную схему применяли на  «уазиках»: легче орудовать рычагом, чтобы раскачать машину, если увязнешь по  уши. От  ульяновского вездехода на  «Тигре» и  принцип расположения топливных баков. Еще деталь: на каждую щетку стеклоочистителя свой электромотор. Дворники работают несинхронно, но,  как ни  странно, это скорее нравится, чем раздражает... В  тесте подкачала камера заднего вида  – периодическиТрудно представить, что 6-тонная махина разгоняется до 140 км/ч!86За рулем 12/2009 «Тигр-233001»ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 5100 ширина 2200 высота 2200 база 3100 колея спереди/сзади 1840/1840 Дорожный просвет, мм 400 Полная масса, кг 6300 Грузоподъемность, кг 1500 Максимальная скорость, км/ч 140 Запас топлива, л 136 Расход топлива: городской цикл, л/100 км 15 ДВИГАТЕЛЬ: дизельный, Р6, 5,9 л, 153 кВт/205 л.с. при 2600 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: коробка передач – механическая 5-ступенчатая; раздаточная коробка – 2-ступенчатая; блокируемый межосевой дифференциал; межколесный дифференциал – самоблокирующийся кулачковый. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – независимые торсионные на поперечных рычагах с гидравлическими амортизаторами и передним стабилизатором поперечной устойчивости; рулевое управление – винт-шариковая гайка с гидроусилителем; тормоза – барабанные; шины – камерные радиальные 12,00R18. ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ Историческая встреча двух «тигров». Правым передним колесом российский наехал на гусеницу немецкого. Люксовая версия: все отделано светлой кожей. В базовой салон комбинированный: черная кожа и камуфляжная ткань. Задние распашные двери больше напоминают ворота гаража для «Оки».отключалась. Производитель обещает изъян исправить  – он не  конструктивный. Когда камера «слепла», я, сдавая назад, гудел сигналом, чтобы ненароком никого не  зацепить (все-таки габариты огроменные, непривычные). Звук, что гудок маневрового тепловоза... Реальный расход топлива – 20 л солярки на сотню пробега, если не сильно педалировать. В  качестве опции завод предлагает коробку-автомат, АВS и  все, что пожелаете,  – список ограничен лишь вашей фантазией. В том числе ив выборе цвета окраски кузова, включая металлики. Но дилер уверяет, что их никто ее не просит – только военный камуфляж! Какова перспектива машину приобрести? Возможности производителя – 400 единиц в год, сейчас на заводе 35  кузовов. Дилер, торгующий машиной, – «Военно-промышленная компания», и только она. Сдерживающий покупателя фактор – для управления машиной нужна категория Св водительских правах. Впрочем, открыть ее, чтобы приручить «Тигра», такой пустяк, что и  говорить не приходится. Другое дело – где взять столько денег? Я и без этих мыслей расставался с машиной чуть не плача. Благодарим Ленино-Снегиревский военно-исторический музей за помощь при подготовке материала.За рулем 12/200987