140
141
142
ТЕХНИКАОБОЗРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫЕвро идет вверхУ России и  Европы согласно Женевскому соглашению 1958 года общие нормы и правила проверки автомобилей на  соответствие экологическим нормам. Допустимое количество вредных выбросов и  процедура испытаний определены Правилами ЕЭК ООН №  83. У  нас подобным руководством служит ГОСТ Р41.83-9941, слово в  слово повторяющий европейские требования. Их  чаще называют просто нормами Евро. Методика испытаний едина: автомобиль, установленный на  беговые барабаны, должен «проехать» по четко прописанному «маршруту» – имитируется городское и  загородное движение. Условный ездовой цикл MVEG создали несколько десятилетий назад  – с  того момента он, в  отличие от  реальной дорожной ситуации, почти не  изменился. Недаром все чаще возникают разговоры о необходимости внести коррективы. Судите сами: наиболее интенсивный разгон  – от  0 до 70 км/ч – занимает аж 41 с. Попробуйте так поездить сегодня – будете как минимум освистаны. Критике подвергается и  максимальная скорость 120  км/ч. Во  многих европейских странах разрешенный лимит выше, а  на  немецких автобанах и  вовсе отсутствуют ограничения. Кроме того, при испытаниях никак не учитываются аэродинамические особенности автомобиля, а ведь от них в значительной мере зависит расход топлива. С каждым шагом от одних норм Евро к другим показатели ужесточаются и  даже вводятся новые ограничения. Так, начиная с  требоТЕОРИЯ ПРОТИВ ПРАКТИКИКурс европейской валюты плавает, а экологические требования становятся год от года только жестче. Как растут автомобильные Евро, рассказывает Глеб Макаров.Дизельный «Мерседес-Бенц Е 350 BlueTEC» уже удовлетворяет нормам Евро VI. Этому помогает система нейтрализации с впрыском мочевины, которая подается в SCR-катализатор, где вредные NO-частицы превращаются в азот. Запаса этой жидкости в 25 л хватает на столько же тысяч километров. Однако 211-сильный 6-цилиндровый двигатель, расходующий всего 7л топлива на 100 км, не укладывается в ограничения по СО2 – 183 г/км.ваний Евро  V, которые уже действуют в  Европе, содержание твердых частиц контролируется в выбросах не только дизельных, но и бензиновых двигателей с  непосредственным впрыском. Дело в том, что в них из-за особенностей рабочего процесса также образуется сажа. Норматив ее массы планируют ужать с  нынешних 0,005 до  0,003  г/км. А  ведь автомобили, соответствующие столь жестким экологическим нормам, и так почти безвредны, если брать в расчет выбросы углеводородов (СН), оксидов азота (NOx) и  окиси углерода (СО). Выхлопные газы, которые выходят из  труб машин, соответствующих Евро V, зачастую чище, чем воздух в российских мегаполисах. Неспроста на  следующей, шестой ступени экологической лестницы, на  которую Европа поднимется через пять лет, многие показатели оставили без изменений, лишь незначительно ужесточив отдельные. Тем производителям, которые пока не успели вывести весь модельный ряд на  уровень Евро  V, дают отсрочку до января 2011-го.140 За рулем 12/2009 «Тойота-iQ» c литровым 68-сильным двигателем по стандарту Евро V – первый четырехместный автомобиль с бензиновым мотором, выбрасывающий на 1 км пробега меньше 100 г СО2.Автозаводам – отнюдь. Их продукция должна соответствовать и  дополнительным условиям, прописанным в  требованиях Евро: важно не  только доказать, что машина не враг окружающей среде, но и сохранить это «дружелюбие» на протяжении оговоренного времени. В рамках Евро III автомобиль должен не менее пяти лет или 80 тыс. км выдавать подтвержденные при сертификации показатели. На следующем этапе держать планку придется до  100  тыс.  км, а  в  условиях вводимых Евро Vи VI – до 160 тыс. км. Очевидно, нормативы безвредного пробега будут ужесточаться. И  может статься, когда-нибудь эти нормы ограничат срок годности всего автомобиля. Другая головная боль производителей – лимит на выбросы СО2. Легковой автомобиль не должен выделять в окружающую среду углекислого газа более 130 г/км. Хотя сегодня новым моделям, не выполняющим эту норму,  – а  таких немало! – путь на рынок не закроют. Разве что обложат владельца дополнительными налогами (речь, конечно, о Европе). Лишь через пять лет эти требования обещают узаконить и строго контролировать выбросы СО2 при сертификации. Впрочем, современные малоли«БМВ-Х6 ActiveHybrid» – самый мощный гибрид на сегодняшний день. Силовая установка с бензиновым V8 и двумя электромоторами суммарной мощностью 357 кВт/485 л.с. разгоняет вседорожник до сотни за 5,6 си при этом укладывается в Eвро V, а выбросы СО2 – всего 231 г/км.ЖИТЬ СТАНЕТ ПРОЩЕ?На правах рекламыЗа рулем 12/2009 141 ТЕХНИКА | ОБОЗРЕНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ НОРМЫСистема дожигания сажи на дизельных двигателях «Рено». Когда фильтрнакопитель заполнен сажей, датчики фиксируют разницу давления. Сигнал поступает в блок управления, который отдает команду форсунке впрыснуть топливо для выжигания твердых частиц.тражки уже сейчас смогут выдержать этот экзамен. А  большим седанам, кроссоверам или минивэнам придется обзаводиться моторами меньшего объема (количество углекислого газа напрямую зависит от потребления топлива) и компенсировать потерю мощности наддувом или электромоторами. Это неотвратимо, ведь к  2020  году количество выбросов CO2 собираются понизить до 80 г/км.ДЫМ ОТЕЧЕСТВА ВСЕ СЛАЩЕ?роста цен прибавка в стоимости на 1–2% пройдет незамеченной. А  что ждет владельцев поддержанных машин? Уже несколько лет в  паспортах транспортных средств фигурирует пункт «Экологический класс», где указывается, каким нормам отвечает автомобиль. Таким образом, модели начинают ранжировать по  уровням вредных выбросов. В  планах правительства ограничивать въезд машин ниже норм  Евро II в  центры крупных городов; другой вариант  – учитывать экологические показатели при подсчете дорожного налога. Но пока это лишь проекты. Сера, составная часть топлива, вредна для современных систем нейтрализации, поэтому ее содержание ограничивают. Например, в  бензинах под Евро II (А80, А92) ее должно быть не более 500 мг/кг, под Евро III (А95, А98) – 150 мг/кг, под перспективные нормы Eвро  IV  – еще втрое меньше. Но это на бумаге, а на деле нефтеперерабатывающая промышленность отстает от автомобильной. По дорогам России уже не один год бегают модели, технически соответствующие строгим европейским экологическим нормам, а  заправляют их бензинами уровня Евро  II или  III. Хочется верить, что власти и  нефтяники воспользуются отсрочкой ик 2012 году ситуация изменится – в стране появится топливо, соответствующее высоким экологическим стандартам. Тогда дышать станет проще, а жить – веселее.В России вводят Евро  IV с  2010-го. Правда, эти нормы распространят лишь на  новые модели. Прошедшим до конца нынешнего года процедуру одобрения типа транспортного средства (получение ОТТС) дают двухлетнюю отсрочку. Для иностранных производителей, выпускающих автомобили на  территории нашей страны или ввозящих их из-за рубежа, эта перемена не  станет причиной даже малейших потрясений  – большинство машин соответствовали Евро IV задолго до  введения новых норм. Готовы и  исконно российские производители, благо переход на более жесткий стандарт не столь болезненный и затратный, как предыдущий. В большинстве случаев придется лишь внести коррективы в программу управления двигателем и  некоторые изменения в  систему выпуска. Это вызовет небольшое удорожание продукции, однако на  фоне общегоТипичный пример даунсайзинга: 1,6-литровый бензиновый турбодвигатель «Опеля» выдает 132 кВт/180 л.с. и 230 Н·м. По характеристикам такой мотор вполне может заменить 2-литровый агрегат на автомобилях среднего класса, при этом укладываясь в нормы по выбросам СО2.СПРОСИМ ЧИТАТЕЛЕЙКакие меры нужны, чтобы стало меньше машин с «грязным» выхлопом?7% запретить им въезд в центры мегаполисов 15% никакие 16% ввести особый налог стимулировать 62% покупку нового автоЕВРОПЕЙСКИЕ СТАНДАРТЫ ТОКСИЧНОСТИ ВЫХЛОПА ДЛЯ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ, г/кмНорма Евро I Евро II Евро III Евро IV Евро V Евро VI Дата введения в Европе01.07.1992 01.01.1996 01.01.2000 01.01.2005 01.09.2009 01.09.2014CO2,72 2,2 2,3 111Бензиновые двигатели CH CO + NOx NOx Твердые частицы– – 0,2 0,1 0,1 0,1 0,97 0,5 – – – – – – 0,15 0,08 0,06 0,06 – – – – 0,005 0,005Дизельные двигатели CO2,72 1,00 0,64 0,5 0,5 0,5CH– – – – – –CO + NOx0,97 0,7 0,56 0,3 0,23 0,17NOx– – 0,5 0,25 0,18 0,08Твердые частицы0,14 0,08 0,05 0,025 0,005 0,005142 За рулем 12/2009