220
СПОРТMAZDA SPORT AСADEMYМать ученьяУ всех фирменных курсов водительского мастерства свое название. Выпускником Спортивной академии Mazda стал Вадим Никишев. Фото «Мазда».Руководитель курсов Олег Кесельман начинает брифинг: «Гонщиков за день из вас не сделать, но  кое-чему научим». Как профессиональный пилот, неоднократный победитель и  призер российских и  зарубежных соревнований, он прекрасно понимает, что говорит. Кое-что понимаем и мы, журналисты-испытатели. Олег излагает, в общем-то, прописные для некоторых истины из  области управления полноприводным автомобилем на  скользком покрытии. Перед поворотом необходимо прикрыть газ, загрузив переднюю ось, – так увеличится сцепление управляемых колес с  дорогой. Если скорость оказалась слишком высокой и  начался снос, надо преодолеть себя и, вопреки спонтанной реакции, крутить руль не в сторону поворота, а в противоположную – чтобы задать меньший угол. «Впрочем, вы в курсе»,  – Кесельман стирает с  доски график сил, действующих на колесо в движении, и  приглашает к  автомобилям. Но  менее подготовленным курсантам основы будут повторять несколько раз. «Некоторые говорят: ты, мол, нас зомбируешь»,  – смеется Олег. Но  так и  надо! Сломать неправильные рефлексы можно только методичным повторением правильных действий. Поэтому, запомнив, что нужно делать, усвоенное закрепляют на практике. На  тренировочной площадке вроде тоже ничего нового. Для начала пробова220 За рулем 12/2009ли пользоваться динамической загрузкой на  «змейке» с  равным шагом: смотришь в коридор между конусами, сбрасываешь газ, даешь импульс рулем. Получаса достаточно, чтобы освежить навыки и привыкнуть к поведению вседорожника. Следующий этап от  предыдущего, на  первый взгляд, отличается не  очень, только «змейка» длиннее и  разбита на две части: одна – под малый ход, другая  – с  широко расставленными фишками. Первый отрезок есть смысл проехать на ровном газу, задавая направление только рулем: так траектория станет чище. А второй участок, напоминающий лабиринт, как раз поможет научиться контролировать машину в  заносе. Главное  – не  увлекаться скоростью, иначе промажешь мимо входной фишки либо автомобиль будет зависать в  размашистых скольжениях. Очередное упражнение называется «гантель». И  правда, расстановка конусов напоминает этот незатейливый спортивный снаряд. Задача все та  же: заставить автомобиль вальсировать в  заданных рамках, использовать связку поворотов для того, чтобы раскачать машину и заскользить в управляемом заносе. Уступив на  время руль коллеге, делюсь впечатлениями с  Кесельманом и внимаю его рекомендациям. – Езда по  льду  – всегда импровизация. Даже один и  тот  же участок невозможно проехать одинаково, ведь можетизмениться состояние покрытия, чуть выше скорость… Поэтому и  требуется творчески применять те, казалось бы, нехитрые приемы, о  которых я говорил. Вот смотрите: водитель вроде правильно вошел в  поворот, но  передние колеса попали на раскатанный участок. В таком случае пытаться сорвать в  скольжение корму газом  – грубая ошибка. А  нужно «открутить» руль, может, даже догрузить колеса коротким торможением. Как только почувствовал, что передок зацепился, прибавляй тяги, – и машина ввинтится в поворот. – Всего три упражнения  – две «змейки» и «гантель». Не маловато? – Мы не  пытаемся ошеломить курсанта многообразием элементов. Ну что толку, если в  течение дня он будет скакать с одного на другое, не успев понять поведение машины в  однотипных ситуациях? Я считаю, есть смысл не только говорить об  одном и  том  же на  лекции, но и  закреплять навыки монотонным повторением упражнения. Гонщик-инструктор, конечно  же, знаком со  многими школами водительского мастерства. – Был, к примеру, у немцев на весьма уважаемом тренинге. Посмотрел, попробовал… и в Спортивной академии Mazda сделал все наоборот, – усмехается Олег. – Больше повторов  – больше шансов, что выработаются правильные рефлексы... Хотя до спортсменов вам далеко. Правильно! На курсы водительского мастерства приходят, чтобы уверенно ездить по обычным дорогам, а не носиться по гоночным трассам. Лучше получить, быть может, не  самый богатый арсенал приемов, зато пользоваться приобретенным уверенно. Впереди зима – время тех, кто надежно ездит по скользким покрытиям.