38
39
40
41
АВТОМОБИЛИПРЕЗЕНТАЦИЯ «ОКА-3»«Калина»-три четвертиМаленькая «Ока» (модель ВАЗ-1111), которую придумали четверть века назад на  Волжском автозаводе, должна была стать народным автомобилем, но – не стала. Хотя на протяжении многих лет пользовалась в  стране популярностью. Ее  производили на  двух заводах – в Набережных Челнах и Серпухове, всего 30–50  тыс. машин в  год. Можно было продавать и больше, но... У  «Оки» был полностью оригинальный кузов и  свой силовой агрегат, и,  чтобы увеличить их производство, требовались серьезные инвестиции. Но  свободных средств не  нашлось ни  у  ВАЗа, ни  у  ЗМА, ни  у  СеАЗа. И когда в Тольятти прекратили выпуск двигателей «Оки», проект умер. У маленького автомобиля был целый ряд больших достоинств: низкая цена, невеликие габариты… Несколько лет назад на  АВТОВАЗе предприняли попытку возродить проект. В прототи38За рулем 01/2010«НАРОДНАЯ» ИСТОРИЯпе «Ока-2» салон уже не такой тесный, мотор взяли помощнее – 1,1 л. Но тогда довести модель до серии не удалось, а  сегодня платформа уже устарела. Но не сама идея!ТРЕТЬЯ ПОПЫТКАНовый прототип под кодовым названием «Ока-3» (заводской индекс «Проект 11174») скромно прячется в  углу демонстрационного зала НТЦ АВТОВАЗа. Широкой аудитории машину не  показывали. Да  что там посторонняя публика  – даже большинству вазовцев неизвестно, что ведутся работы в  этом направлении! Понятно, времена сейчас для предприятия непростые. Не  так давно официально объявили, что временно прекращаются работы над «Проектом С». Но,  в  отличие от  этой разработки, «Ока-3» базируется на существующей платформе, в  ней используются серийные агрегаты, так что путь до кон-вейера может быть очень коротким. Да и существующий прототип не пластилиновый, а ходовой. Мне даже дали прокатиться. Чувствуешь себя за рулем полноценной машины, только сдавать назад непривычно – кажется, до стекла третьей двери можно рукой достать. В общем, та же «Калина», только чуть короче.ТЕХНИКА С ЭКОНОМИКОЙИтак, донором послужил серийный автомобиль (степень унификации узлов и  деталей с  моделью ВАЗ-1119 достигает  80%). Полностью оригинальные детали кузова  – крыша, боковина и  задняя часть пола. А  удлиненную дверь конструкторы предлагают считать условно оригинальной деталью, ведь точно такая же будет использоваться на  трехдверном хэтчбеке «Калина» (этой модели пока нет даже в  виде макета, но  теоретически она предполагается). Осталь- Мы уже почти привыкли к тому, что все новости насчет АВТОВАЗа – это, как правило, сообщения экономического плана, причем нерадостные. Но в Тольятти выпускают автомобили и даже конструируют новые модели. С прототипом, который может стать новой «Окой», познакомился Игорь Моржаретто. Фото Александра Батыру.«Ока-3» короче хэтчбека «Калина» на 200 мм.ные узлы позаимствованы у  обычной «Калины». Трехдверка короче хэтчбе­ ка на  200  мм, а  боковые двери длин­ нее стандартных на  150  мм. Вообще, по длине и ширине автомобиль очень близок… к  «старой» «Ниве» («Ла­ да 4×4»). И  там и  здесь задние пасса­ жиры сидят между колесными ниша­ ми. То  есть практически разместить­ ся смогут только двое. По  сравне­ нию с хэтчбеком машина весит поч­ ти на  100  кг меньше, при этом ниче­ го не  потеряла в  плане безопасности. Кроме того, ее можно дооборудовать всеми доступными для «Калины» оп­ циями – от базового, очень доступно­ го по цене набора до самого богатого. В  прототипе использовано зад­ нее неразрезное сиденье от  «Сама­ ры», но  в  перспективе, возможно, бу­ дут устанавливать задние сиденья от  7­местной модели «Рено­Логан», которые очень легко сложить и  снять вовсе.Мне ладная трехдверная машинка при­ шлась по  вкусу. Вроде  бы ничего не­ обычного, спереди и вовсе рядовая «Ка­ лина», но  обрубком не  выглядит и  смо­ трится гармонично. Издалека напоми­ нает популярную «Корсу» предыдуще­ го поколения, но это ее не портит. В бу­ дущем, если дойдет до серии, конструк­ торы обещают наделить машину ярки­ ми индивидуальными чертами – с помо­ щью оригинальных фар, например. Вот тут и кроется главная пробле­ ма. «Если дойдет до  серии». На  этой фразе, как правило, заканчивалась ко­ роткая (или не очень) жизнь большин­ ства вазовских прототипов. Но тут слу­ чай особенный. Во­первых, средств на  внедрение новой модели много не надо, ведь она базируется на извест­ ных агрегатах. Во­вторых, по  словам вице­президента по продажам и марке­ тингу АВТОВАЗа Максима Нагайцева, предполагается, что серийная машинаКОМУ ЭТО НАДО?Проект 11174 («Ока-3»)ДАННЫЕ ПРОИЗВОДИТЕЛЯ ОБЩИЕ ДАННЫЕ Размеры, мм: длина 3650 ширина 1700 высота 1500 база 2320 Снаряженная масса, кг 980 Полная масса, кг 1380 Топливо А95 Запас топлива, л 50 Расход топлива, л/100 км: смешанный цикл 7,0* ДВИГАТЕЛЬ: бензиновый, Р4, 16 клапанов, 1,4 л, 65,5 кВт/89 л.с. при 5250 об/мин, 127 Н·м при 4200–4800 об/мин. ТРАНСМИССИЯ: переднеприводная, М5. ХОДОВАЯ ЧАСТЬ: подвески – типа «Мак-Ферсон»/упругая поперечная балка; рулевое управление – реечное с электроусилителем; тормоза – дисковые вентилируемые/барабанные; шины – 175/65 R14 или 185/60 R14.*Замеры реального расхода не проводились, приводим данные по модели «Лада-Калина», хэтчбек.За рулем 01/201039 АВТОМОБИЛИ | ПРЕЗЕНТАЦИЯ «ОКА-3»По сравнению с обычной «Калиной» передние двери удлинили на 150 мм.Пока переднюю часть салона собирают из деталей обычной «Калины».в начальной комплектации может быть лишь чуть дороже, чем «классика»! Заманчивое предложение… Только тут надо понять, кому может приглянуться новая трехдверка. Главное ее достоинство  – совмещение комфорта (для водителя и  переднего пассажира) моделей более высокого класса с  небольшими общими размерами городского автомобиля. Кто захочет купить такую? Например, молодой человек или девушка, для которых это первая личная машина. Благодаря невысокой цене она может привлечь, с  одной стороны, потенциальных покупателей «классики» и  «Самары», а с другой – всех, кто выбирал раньше «Оку». Кроме того, есть шанс переманить часть клиентов автосалонов, где предлагают самые дешевые иномарки («Дэу-Матиз», «ЗАЗ-Шанс»). Кроме того, богатые версии могут заинтересовать тех, кто традиционно выбирает вазовские трехдверки. С 16-клапанным двигателем мощностью 89 л.с. автомобиль обладает неплохой для города динамикой. Есть еще один разряд покупателей, о котором в нашей стране в последние годы, к сожалению, почти забыли. Это40За рулем 01/2010 Водитель и передний пассажир могут разместиться с комфортом.А вот сзади места только для двоих.люди с  ограниченными возможностями. Сейчас органы социальной защиты предлагают для инвалидов, как правило, «классические» модели АВТОВАЗа. Для инвалидов-колясочников трехдверная «Калина» явно удобнее. Широкие боковые двери упрощают посадкувысадку, а  коляску можно разместить за  передними сиденьями. В  задней части конструкторы предлагают установить механизм (с  электроприводом) подачи инвалидного кресла (подобные широко применяют на Западе). Таким образом, потенциально спрос на  этот автомобиль может даже превысить 30 тыс. штук (среднегодовой объем выпуска «Оки»). Если окажется, что такая машина нужна, площадка для производства есть  – Серпуховский автозавод, который располагает хорошими мощностями для штамповки, сварки и  окраски кузовов. Основную часть штампованных деталей, силовые агрегаты, детали подвески способен поставлять АВТОВАЗ, а остальное можно делать на  месте (или покупать у  местных  же поставщиков)… В  принципе, этот автомобиль может стать самым дешевым полноценным транспортным средством в России. Берем?Спереди используются штатные кресла от ВАЗ-2113.Спинка заднего сиденья должна складываться вровень с полом.Багажник вполне типичный для автомобиля класса А: способен вместить несколько пакетов из супермаркета.«Ока-3» – интересное развитие конструкции «Калины», пример рационального подхода к имеющейся агрегатной базе. Теперь главное – заинтересовать покупателей, причем не только малой формой и низкой ценой, но и достойным качеством.За рулем 01/201041