156
157
БЕЗОПАСНОСТЬМОСКОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДВИЖЕНИЯ ПОТЕРИ КАТАСТРОФИЧЕСКИЕМировая угрозаПервая всемирная конференция по безопасности дорожного движения прошла в ноябре в Москве. За одним столом впервые собрались представители более чем 140 стран, среди них 70 министров, отвечающих за безопасность движения. А еще эксперты, дорожники, страховщики, врачи и даже жертвы ДТП – всего полторы тысячи человек. Среди приглашенных был наш корреспондент Сергей Смирнов.Все министры говорили о  профилактике аварий. Тема архиважная  – ДТП уносят больше жизней, чем все локальные конфликты и  террористические акты, вместе взятые: ежегодно на  планете в авариях гибнет 1,3 млн. человек, то  есть по 12 ежеминутно! И  на  каждого погибшего приходится от  пяти до  десяти раненых. В  автомобилях и  под их колесами ежедневно умирает 700  детей. Таким образом, глобальное автомобильное движение ежегодно убивает и  калечит 6–7  млн. человек. Эксперты Всемирной организации здравоохранения прогнозируют, что через 10  лет смертность на  дорогах почти удвоится – до 2 млн. ежегодно. А к 2030 году ДТП станут третьейчетвертой по значимости причиной сокращения жизни в большинстве стран мира. Помимо человеческих жертв и  трагедий, налицо  колоссальные экономические потери: издержки, связанные с дорожно-транспортным травматизмом и  автомобильными авариями оцениваются в 1–2% суммарного мирового валового продукта. Россия много лет подряд лидировала по  количеству ДТП, недавно ситуация несколько улучшилась. Эксперты ВОЗ уже готовы перевести Российскую Федерацию из группы стран с высокой дорожной смертностью в  другую, со  средними показателями: если пять лет назад на  наших дорогах ежегодно погибало свыше 30 тыс. человек, то  в  2009-м, по  предварительным данным, – около 24 тыс. Это много – 6 тыс. сохраненных жизней. Но  в  Европе мы пока продолжаем лидировать в  этом печальном рейтинге, как ни  считай  – хоть в  жизнях, хоть в  рублях. Ежегодные экономические потери от  аварий складываются в  колоссальную сумму  – до  1,5  трлн. рублей. И  это несмотря на  то, что с  2006  года МВД реализует Федеральную программу повышения безопасности на  дорогах, на  которую выделено более 50 млрд. рублей... Два дня интернациональный совет искал, какими действенными способами ситуацию переломить. В  главном сошлись: в  первую очередь необходимо консолидировать силы специалистов разных государств, создать едиИнсталляция 12-метровой высоты на Краснопресненской набережной, открытая накануне министерской конференции, предостерегает водителей от управления автомобилем в нетрезвом виде.СТАТИСТИКА – НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ156 За рулем 01/2010 ную информационную базу, вносить в нее всех нарушителей ПДД, чтобы наказание было неминуемым для каждого без исключения, вне зависимости от гражданства и даже в случае миграции. Обязательно нужно внедрять образовательные программы, а  яркие примеры того, как это делать, есть. Скажем, даже в  школах Эфиопии  – государства, которое не  назовешь развитым, еще с 2003 года введен обязательный предмет – изучение ПДД. Говорили министры о том, как избавиться от  ошибок в  статистических данных. Не только в России, но и в целом ряде стран сведения о  происшествиях собирают и  обобщают различные ведомства, и  чуть  ли не  в  каждомцированы в  мировом масштабе». Президент пообещал «разобраться» с  коррупцией в  ГАИ. Глава государства сделал упор на  необходимости просвещать водителей: «Мы  должны создать специальную программу подготовки, чтобы наши автовладельцы умели оказывать доврачебную помощь. Каждый человек, который стал свидетелем ДТП, должен обладать элементарными навыками помощи тем, кто попал в беду». Не имею права ограничиться только пересказом услышанного на  министерском совещании... Если подытожить, что назвали приоритетами мудрейшие? Надеюсь, ответ прочитают не  только автовладельцы, но  и  все сотрудники ГИБДД.Общая тенденция – снижается количество погибших на дорогах. Однако абсолютные цифры по-прежнему ужасающи: в России в 2008 году на 100 тыс. населения – 21 погибший в ДТП. Сравните: в Германии – 6.собственная методика подсчетов. Главы ведомств пришли к согласованному решению не только унифицировать национальные базы данных, но и принять критерии, единые для всех государств. Например, в  нашей стране по  методике ВОЗ уже с 1 января погибшим в результате ДТП считается тот, чья смерть наступила в течение 30 дней после происшествия. Такой подход сведет к  минимуму разночтения в определении количества погибших в авариях. Делегаты конференции предложили объявить годы с 2011-го по 2020-й Десятилетием действий по  обеспечению безопасности дорожного движения. Теперь слово за  ООН, которая должна поддержать предложение. Хотя никто не  сомневается, что всемирная организация будет солидарна с этой инициативой. Ключевым событием стало выступление президента РФ Дмитрия Медведева – он также говорил о том, как снизить аварийность. Президент пообещал, что в ближайшее время будет подготовлен российский регламент безопасности дорог, который заменит устаревшие ГОСТы, затем призвал представителей разных стран разработать всемирный дорожный техрегламент: «Это очень важная вещь. Мы должны понимать, как устроены дороги, как их делать, как обеспечивать безопасность. Я считаю, что в конечном счете подобные стандарты должны быть унифиС ОБРАТНОГО КОНЦААвтомобильных жертв на  планете столько, что используемых сегодня способов предотвращения ДТП не  просто недостаточно – преступно мало, и притом они малоэффективны. Необходимо прежде всего улучшить организацию движения в  соответствии с  сегодняшними условиями, а  также с  учетом плотности и  скорости движения на  дорогах в будущем; продолжить оснащать улицы и автострады передовыми техническими средствами управления и  контроля за  движением; искать и  применять самые эффективные средства профилактики нарушений ПДД, содействовать повышению культуры и цивилизованности водителей; не исчерпали свой потенциал и  карательные меры воздействия на нарушителей... Но именно в такой последовательности, а не наоборот. В нашем же МВД самым результативным способом борьбы с  аварийностью по-прежнему считают ужесточение наказаний. Мол, реальное снижение погибших и раненых в стране началось с момента, когда за езду в пьяном виде начали отнимать водительское удостоверение. На этом основании выделенные Госавтоинспекции финансы расходуются в  первую очередь на  разработку и  закупку приборов, уличающих нарушителей,  – алкотестеров, видеофиксаторов, радаров и т. п. А  что с  профилактикой, на  которой настаивал наш президент? И в нее вложили средства: развесили над дорогами по  всей Москве еще четыре года назад десятки световых табло. Но  онивместо того, чтобы информировать водителей, скажем, о  пробках впереди и о гололеде, или «молчат», или месяцами извещают, что ГИБДД проводит месячник «Пропусти пешехода!». Так ведь это не  призыв к  умам и душам, а чтото вроде слогана PR-компании  – чтобы все знали: мы не бездействуем, осуществляем мероприятие! А  когда через месяц надпись снова «замолчит», что, пешеходов можно давить? А  после акции «Осторожно: дети!»? И  неужели средств не  хватает на  знаки-предупреждения «Дорога контролируется радаром», которых в  сто раз меньше, чем гаишных засад в кустах? Чего недостает, чтобы установить внятные дорожные знаки на  всех (а  не  на  некоторых) российских перекрестках, где у   водителей крышу сносит от  противоречивости графических «командиров» и  «информаторов»? (Обо всем этом не раз писал ЗР.) Нет  же, автоинспекция совершенствует свой технический арсенал «вооружений» против водителей. Да, и он нужен, но не только он. Правду сказать, средств, затраченных на  новую «антиалкогольную» инсталляцию в центре столицы, не  жалко  – многих должен пробрать. Спасибо за  повод похвалить, а  то уж и не чаял...ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ ДТПНАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ СНИЖЕНИЯ СМЕРТНОСТИ В ДТП (данные ВОЗ)Страна Процент Год начала Год оконпро- снижения программы чания граммы смертности 1997 1998 1991 2000 1997 1996 1996 2006 2005 2010 2010 2010 2002 2007 2008 2012 10 50* 30* 37* 50 50 20 30*Австралия Австрия Канада Финляндия Франция Швеция США Россия*План.За рулем 01/2010 157